Видеохостинг YouTube с начале августа работает в России с большими перебоями. В ряде регионов доступ к сервису с компьютеров невозможен, в других – очень низкая скорость загрузки роликов. Владелец хостинга – компания Google – говорит о том, что трудности с работой вызваны не техническими сбоями, а российские власти, в свою очередь, заявляют о проблемах с оборудованием Google. Мы спросили предпринимателей, у которых есть свои каналы на YouTube, как эта ситуация отразилась на их бизнесе и какие последствия может иметь потенциальная блокировка хостинга.
Нина Конюшева, гендиректор компании MiXBS
Для бизнеса YouTube – это весомый источник трафика и сильный инструмент для бренд-коммуникации. Это подтверждается и тем, что бренды продолжают делать интеграции в YouTube с российскими блогерами – несмотря на то, что возможность запускать официальную рекламу на видеохостинге отключена. При небольшом выборе рекламных инструментов полная блокировка YouTube сильно ударит по бизнесу, потому что альтернатив этому инструменту в России нет.
Мы давно дублируем свой видеоконтент на Rutube, «Дзен» и «VK Видео». Но если Shorts (короткое видео – прим. редакции) в YouTube набирает в первый день порядка 3000 показов, то Shorts в Rutube набирает три показа… К сожалению, рекомендательные алгоритмы российских видеохостингов работают далеко не так эффективно, как алгоритмы YouTube.
Полагаю, что в случае с YouTube люди быстро найдут обходные пути через VPN, как это делают сейчас с другой заблокированной в 2022 году соцсетью. Если площадка будет полностью заблокирована в РФ, но не выйдет прямого запрета на рекламу там, то можно будет продолжить вести каналы и размещать рекламу у блогеров.
Максим Оганов, основатель рекламного агентства Oganov.Digital
В 2021 году была замедлена работа Twitter в России, в 2022 году заблокированы две самые популярные соцсети. Мы видим, как в течение нескольких лёт постепенно сокращается доступность западных интернет-платформ. Поэтому, как мне кажется, вслед за замедлением YouTube вполне может последовать его блокировка.
Замедление скорости YouTube создаёт сложности для нашего бизнеса: увеличивается время загрузки видеоконтента, и это негативно отражается на взаимодействии с аудиторией. С другой стороны, мы не относимся к тем компаниям, для которых критически важен регулярный выпуск видеоконтента. Но те из наших клиентов, которые используют YouTube для маркетинга и продаж, несомненно, отметят снижение эффективности рекламных кампаний – как это уже было в 2022 году.
Меня больше беспокоит другое: по подсчётам сервиса Netblocks, один день отключения YouTube может обойтись российской экономике в 1,8 млрд. рублей. Получается, что такие меры влияют не только на бизнес, но и на всю экономику страны. Более того, это удар по миллионам простых людей, которые каждый день что-то смотрят, покупают, занимаются самообразованием или ищут контент под житейские, бытовые запросы, а также по сотням тысяч компаний и авторов, использующих платформу для продвижения своего контента и самореализации. Замедление YouTube буквально выбивает почву из-под ног контент-мейкеров, музыкантов и блогеров, которые годами создавали уникальный контент и вносили свой вклад в развитие крупнейшей мировой платформы.
Алексей Якубан, коуч, ментор и наставник, YouTube-блогер
Мой бизнес уже довольно остро ощущает замедление YouTube. На канале, где более 60 тысяч подписчиков, количество суточных просмотров, среднее время просмотра и число новых подписчиков сократилось примерно в два раза.
На всякий случай мы с командой начали переносить контент из YouTube на три основные альтернативы – RuTube, «Дзен» и «VK Видео». Больших надежд на эти площадки не возлагаю, по крайней мере, пока. Показатели просмотров там очень низкие по сравнению с YouTube.
Если говорить в целом, то лишиться этого канала не хотелось бы. Для меня YouTube является главным источником клиентов и бесплатных подписчиков в Тelegram-канале. Сегодня нет аналогов, способных активному пользователю заменить эту площадку – никакой ресурс не обладает подобными алгоритмами и возможностями.
Однако для меня проблема полной блокировки не такая уж и насущная. Я живу в Испании. Русский язык распространён по всему миру, и в целом русскоговорящая аудитория в два раза больше, чем население РФ. То есть, как минимум половина текущих пользователей YouTube находится за пределами страны. Поэтому мне пока не стоит делать резких движений в сторону пересмотра стратегии продвижения.
Игорь Афонин, руководитель юридической компании «Афонин и партнёры»
По ситуации с заблокированной в РФ визуальной соцсетью и на основании новых законопроектов мы видим, что идёт тенденция перевода пользователей на отечественные платформы. Не все пользователи будут заморачиваться с обходом блокировок, поэтому платформа потеряет часть активных зрителей.
Мы перестали активно вести канал на YouTube с момента отключения рекламы в Google, саму платформу использовали как место для заливки отзывов от клиентов и записей трансляции. Из проблем, с которыми мы уже столкнулись, это необходимость перезаливки уже выпущенного контента и замена ссылок на наших ресурсах, а также потеря платформы, где можно получить трафик бесплатно, в частности через Shorts.
Мы не можем повлиять на ситуацию с блокировкой, поэтому остаётся только смириться и активнее развивать другие площадки с большей стабильностью. Сейчас бизнесу нужно быть на всех площадках, где есть его целевая аудитория, чтобы обеспечить трафик и лидогенерацию.
Алина Айнетдинова, директор по контенту цифровой автошколы «Баранка»
Мы предполагаем, что ситуация будет развиваться примерно по тому же сценарию, что и с остальными запрещёнными социальными сетями. То есть доступ в каком-то виде к YouTube останется, но бизнесу в условиях неопределённости уже будет невыгодно вкладываться в развитие этого канала продвижения. Скорее всего, уже открытые каналы останутся, но будут поддерживаться на минимальном уровне.
При продвижении нашей цифровой автошколы мы не делали ставку только на YouTube. Распространяем наш контент и через другие площадки, в том числе – российские соцсети. Поэтому пока не ощущаем резкого снижения лидов. Хотим освоить «Одноклассники» – а почему бы и нет. То есть планируем развиваться во всех социальных сетях, где может находиться наша целевая аудитория.
Последние годы научили нас относиться к таким потерям философски. Не рефлексировать, а быстро искать и находить альтернативные возможности и выстраивать новые стратегии. Поэтому новость о блокировке YouTube мы не воспримем как трагедию. Мы просто продолжим делать своё дело – создавать контент для нашей автошколы и распространять его через все возможные площадки.
Данила Пивоваров, PR-менеджер сети кофеен-пекарен French Bakery SeDelice
Если YouTube всё же заблокируют во всей России, большинство пользователей найдут способы обойти блокировку, как это уже было с другими заблокированными соцсетями. Вообще, на мой взгляд, немного компаний активно использовали YouTube, чаще всего канал на этой платформе ведут «для галочки». Бизнесу важнее развивать Telegram, заблокированную визуальную соцсеть и VK.
С точки зрения рекламодателей, проблема уже серьёзнее. Они годами выстраивали отношения с блогерами и делали большой упор на YouTube. Для них потеря такой площадки будет болезненной, потому что придётся быстро искать другие места для размещения рекламы. А цены там будут в несколько раз выше, так как спрос на рекламу взлетит до небес. Особенно в Telegram, где реклама уже стоит дороже, чем на YouTube, при тех же охватах.
***
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».