Проблема дебиторской задолженности знакома многим компаниям. Работа по возвращению долгов требует времени и сил корпоративных юристов или бухгалтеров, которым нужно «в ручном режиме» подготовить исковые документы и подать их в суд. В компании B2B-Center решили изменить эту ситуацию и создали робота-юриста для работы с дебиторской задолженностью. О том, как возвращать долги контрагентов с помощью автоматизированного сервиса, порталу Biz360.ru рассказала руководитель проекта Debetok Юлия Козлова.
Юлия Козлова, 34 года, руководитель сервиса по взысканию долгов с контрагентов
Debetok и юридического департамента компании
B2B-Center. В 2007 году окончила Международный юридический институт при Минюсте РФ, в 2008-м - Международную академию предпринимательства и права при правительстве РФ, в 2012-м – аспирантуру Академического международного института при РАН РФ. Проект Debetok возглавила в 2017 году.
Онлайн-сервис для взыскания долгов с контрагентов Debetok разработала компания B2B-Сenter, которая специализируется на облачных решениях для корпоративной электронной торговли. Компанию основал в 2002 году предприниматель Александр Бойко.
Первый и основной продукт фирмы – торговая площадка B2B-Center, на которой крупные игроки из всех отраслей проводят электронные тендеры. С их помощью они выбирают поставщиков по прозрачным и одинаковым для всех участников правилам. Это помогает повысить эффективность расходов бизнеса, открыть крупных заказчиков для рынка, а также избавить корпоративную торговлю от коррупции и откатов.
Сейчас площадка превратилась в экосистему, которая позволяет игрокам b2b-рынка автоматизировать как работу с поставщиками, так и с заказчиками. Сервис Debetok – одно из таких решений для компаний-поставщиков. Те из них, кто работает с отсрочкой платежей, сталкиваются с дебиторской задолженностью. Контрагенты по разным причинам довольно часто не платят за товар вовремя. Такие просрочки могут тянуться годами и превращаться в безнадёжные долги.
Идея сервиса-робота, который будет заниматься дебиторской задолженностью, появилась в октябре 2016 года. В компании B2B-Center провели мозговой штурм, на котором его участники предлагали и обсуждали идеи новых b2b-сервисов. Из 20-30 идей в финал вышло пять. По итогам общего голосования победил Debetok. Название нового проекта придумали сразу «на месте». «Идея сразу всем понравилась. Мы поняли, что все процессы по работе с дебиторской задолженностью стандартные. Поэтому автоматизировать их было не так сложно», - говорит Юлия Козлова, руководитель проекта Debetok.
К тому же проблема была близко знакома создателям сервиса. Сотрудники B2B-Center тратили много времени и сил, чтобы подготовить и отправить в суд иски по задолженности контрагентов. «У нас тоже была проблема неплатежей – порядка 2 миллионов рублей постоянной дебиторской задолженности. На эту работу уходило по два рабочих дня младшего юриста в месяц. Он вставлял суммы и реквизиты должника в шаблоны претензий и исков, распечатывал документы, подписывал их и сканировал», - говорит Юлия.
Сервис Debetok создала команда из нескольких человек. Сначала два юриста описали весь процесс составления иска к контрагенту и подачи всех документов в суд, составили шаблоны документов. Затем программисты разработали конструктор претензий и исков и калькулятор для расчёта задолженности. Всё это объединили в единый сервис, который умеет интегрироваться с внешними IT-системами. На создание нового сервиса потребовалось 3 месяца работы команды из 8 человек. Фактически только оплата их труда может считаться вложениями в новый сервис.
«Перед запуском проекта мы проанализировали рынок. Выяснилось, что аналогов нашему роботу нет. Есть юридические компании, которые оказывают комплексные услуги, в том числе по взысканию дебиторской задолженности. Цена их предложений выше нашего в 2,5 раза. Отдельно существуют разные конструкторы документов, в том числе онлайн-сервисы. Но они не могут выполнить весь процесс», - уверяет Юлия Козлова.
Первую версию робота для работы с дебиторской задолженностью запустили в начале 2017 года. Три месяца ушло на обкатку: система использовалась для взыскания долгов с контрагентов самой компании B2B-Center. Это позволило снизить задолженность контрагентов на 1,2 миллиона рублей – более чем в два раза. А первое решение суда в пользу внешнего клиента было вынесено в сентябре 2017 года.
В конце того же года Debetok получил премию Zero Paper Award (на фото вверху), которой награждают лучшие проекты в области электронного документооборота. Сейчас робот умеет интегрироваться с ERP-системами, собирать базы должников, составлять досудебные претензии, отправлять их должникам, составлять иски, формировать пакеты документов и передавать их в суд. При этом пользователю не нужны юридические знания. Debetok «в курсе» всей законодательной базы, требований судов и правоприменительных практик.
Через сервис Debetok компании могут удалённо взыскать долги до 500 000 рублей с юридических лиц и до 250 тысяч рублей с индивидуальных предпринимателей. В соответствие с законодательством иски о таких суммах можно подавать в электронном виде. Суд рассматривает их в упрощённом порядке: в течение двух месяцев без вызова сторон.
Чтобы воспользоваться сервисом, клиент загружает на сайт документы, подтверждающие задолженность, доверенность, которая позволит Debetok представлять его интересы в суде, а также оплачивает стоимость его услуг и госпошлину за подачу иска. В качестве основания для взыскания долга необходимо приложить договор с контрагентом, акты выполненных работ/оказанных услуг или товарные накладные, а также ряд других документов.
После этого Debetok проверяет документы клиента и рассчитывает сумму иска. В неё входит собственно задолженность, неустойки, проценты за пользование чужими деньгами, а также расходы на госпошлину и оплату услуг самого сервиса. Пользователю остаётся только утвердить финальную сумму иска и ждать решения суда. Сервис автоматически формирует исковое заявление, направляет его в суд, контролирует процессуальные сроки и сообщает пользователю о финальном решении. Срок подачи искового заявления – до 5 рабочих дней после загрузки всех документов и оплаты услуг сервиса.
От суда клиент в случае принятия положительного для себя решения получает исполнительный лист. Он даёт право на обращение в банк должника или службу судебных приставов. Согласно действующему законодательству, банк обязан в бесспорном порядке списать сумму задолженности со счёта должника и перечислить её по исполнительному листу. В случае отсутствия сведений об актуальных банковских счетах дело передаётся в органы судебных приставов для принудительного взысканием долга. Приставы откроют исполнительное производство и начнут искать имущество должника.
«Работа с сервисом требует минимального вмешательства корпоративных юристов. Буквально в несколько кликов они делают то, на что раньше уходило несколько рабочих дней», - замечает Юлия.
Услуги сервиса можно оплатить поэтапно или сразу за весь цикл взыскания долга. Сначала Debetok готовит и отправляет должнику претензию. Это стоит 5000 рублей. Второй этап – судебное урегулирование. Сервис составляет иск с полным расчётом взыскания, передаёт его в суд и сообщает о принятом решении. Стоит эта услуга 10 000 рублей. Третий этап – исполнительное производство. Debetok получает исполнительный лист для востребования долга и направляет его в банк, казначейство или приставам. Цена этой услуги – 5000 рублей.
«Мы специально предлагаем модульную систему наших услуг, так как клиенты находятся на разных этапах взыскания задолженности. Кто-то только выходит на стадию досудебного урегулирования, кому-то нужна помощь в суде. Если должник в ответ на претензию возвращает деньги, то обращаться в суд уже не имеет смысла», - объясняет систему ценообразования Юлия.
Поскольку до этого момента суды в 100% случаев выносили решение о компенсации представительских расходов (т.е. услуг робота Debetok), то для всех клиентов сотрудничество с сервисом было бесплатным – все расходы им компенсировали за счёт ответчика.
За 2018 год 80 клиентов сервиса получили 60 решений суда в свою пользу. Общая сумма задолженности по ним составила 8,8 млн. рублей. При этом 80% клиентов получили не просто решение суда, а деньги - их взыскали с должников по исполнительным листам. Сейчас Debetok работает над исками семи клиентов. Суд выносит решения по истечении двух месяцев, поэтому их ожидают во втором квартале 2019 года.
Самая крупная сумма иска, которую смог отсудить Debetok, составляет 468 тысяч рублей. Средняя сумма задолженностей, с которыми обращаются в сервис – 147 тысяч рублей. 25% исков, которые Debetok направлял в суд, были на суммы до 100 тысяч рублей.
«Преимущество нашего робота в том, что ему безразлична сумма иска. Он одинаково хорошо выполнит работу в любом случае, даже если клиент хочет вернуть 11 тысяч рублей. Это тоже реальный пример из нашей практики», - говорит Юлия.
География клиентов самая разнообразная: от Москвы и Санкт-Петербурга до Иркутской области и Хакасии. 10% клиентов воспользовались сервисом неоднократно.
«Главный результат на данный момент – бизнес-идея превратилась в работающий сервис, который решает реальную проблему многих компаний. Мы освободили наших юристов от рутины и переключили их на более важные дела. Наш опыт показал, что любая компания, у которой много клиентов, может полностью автоматизировать работу младшего состава юристов и сделать её более эффективной», - считает Юлия Козлова.
Сервис Debetok пока не полностью автоматический. Сделать его таким мешают законодательные ограничения. Есть несколько операций, которые человек должен выполнить вручную. Например, досудебную претензию нужно отправить на почтовый (юридический) адрес должника – по почте или с помощью курьера. Также создаёт проблемы отсутствие технической интеграции электронных систем судов и службы судебных приставов.
«Конечно, законодательство не успевает за развитием технологий. Но электронный документооборот постепенно развивается, поэтому часть вопросов уже снята. Некоторые из проблем мы решили самостоятельно. Например, Debetok использует электронную подпись для отправки исков в суд через систему «Мой арбитр», - говорит Юлия.
Ещё одна сложность в развитии проекта связана с нежеланием некоторых корпоративных юристов работать с ним. Юристы опасаются подобных сервисов и видят в них угрозу для своих рабочих мест.
«У нас было несколько случаев, когда руководители крупных компаний давали «добро» на сотрудничество с нами. Потом вопрос спускался на уровень юридических департаментов, и коллеги просто не пускали нас к себе из-за страха остаться без работы. На мой взгляд, этот страх необоснован. Debetok берёт на себя самую тяжёлую и неблагодарную работу, для которой не обязательно получать профильное образование. Робот освобождает человека для более творческих и интеллектуальных задач, которых у юристов достаточно», - рассказывает Юлия Козлова.
Из-за такой реакции рынка основатели сервиса изменили первоначальную бизнес-модель, которая была ориентирована на крупных заказчиков. Сейчас услуги робота предлагаются в первую очередь для малого и среднего бизнеса.
«Как правило, у таких компаний вообще нет юриста или он сильно загружен более важными задачами, поэтому с радостью перекладывает рутину на робота. Модель доказала свою жизнеспособность: клиенты, получив первое решение суда, возвращаются к нам снова», - добавляет Юлия.
Большинство клиентов сервиса приходят через сайт Debetok, который, который был оптимизирован по всем ключевым запросам. Это позволяет получать многих клиентов через обычный поиск. Также используются контекстная реклама в «Яндексе» и Google. На контекстную рекламу уходит около 20 тысяч рублей в месяц. Клиенты торговой площадки B2B-Center получают информацию о Debetok по электронной почте.
«Для продвижения робота будем пробовать новые каналы. В частности, запустим агентскую программу и регулярные вебинары про работу с дебиторской задолженностью. Рассчитываем и на сарафанное радио - довольные клиенты будут рекомендовать сервис своим коллегам», - надеется Юлия.
В ближайших планах проекта – расширить клиентскую базу и помочь ещё большему числу компаний малого и среднего бизнеса вернуть свои деньги. С октября 2019 года пороги для онлайн-исков увеличат, поэтому Debetok сможет возвращать до 800 тысяч рублей с юрлиц и до 400 тысяч долга с ИП.
Основатели Debetok не отказываются и от первоначальной цели – интегрировать сервис в процессы крупных компаний. Но стратегия продвижения на эту аудиторию теперь другая. С дебиторской задолженностью в компаниях работают не только юридические департаменты. Поэтому сервис предлагают в первую очередь собственникам и главным бухгалтерам – тем, кто больше всего страдает от дебиторской задолженности.
«Мы по-прежнему верим, что юрист – это творческая профессия для важных дел. Наша цель – освободить юристов от рутины, поэтому мы продолжаем работать с потенциальными клиентами из среднего и крупного бизнеса. Надеемся найти прогрессивного партнёра, который не боится перемен», - резюмирует Юлия Козлова.
Читайте также:
Как устроен онлайн-конструктор юридических документов.
Сударь, защищайтесь: как работает сервис по защите сделок в интернете.
Облачные юристы: как устроен сервис удалённого юридического аутсорсинга.