В семье Марии и Максима Кониных трое детей, и в семейном бизнесе они играют важную роль – тестируют все придумки своих родителей. Конины делают на заказ развивающие домашние и уличные спорткомплексы и детские площадки. Хотите комплекс в виде корабля? Нет проблем. Нужен «дом на дереве»? Сделаем. О том, как устроено производство детских спорткомплексов и куда движется семейный бизнес, порталу Biz360.ru рассказала сооснователь компании «Вверх тормашками» Мария Конина.
Мария Конина, 33 года, предприниматель из Тамбова, сооснователь компании
«Вверх тормашками» (производство детских площадок и спортивных комплексов). Образование: Московский университет печати им. Ивана Федорова, специальность - маркетинг. До открытия своего дела работала менеджером проектов в студии Артемия Лебедева в Москве. Проект развивает с супругом Максимом Кониным на его родине - в Тамбове, куда пара переехала после свадьбы. Максим по образованию инженер, окончил Тамбовский технический университет.
Всё началось тогда, когда мы поменяли шумную Москву на тихую деревню близ Тамбова и у нас в семье стали появляться дети. Максим всегда фанател от дерева и свободными вечерами мастерил деревянную «всячину» - от ложек до «лазалок» для детей.
Я занималась своим интернет-магазином слингов и многоразовых подгузников, который открыла в декрете. Помню, как 6 лет назад рассылала сообщения всем участницам мамских групп Тамбова, приглашая их в свой магазин. Заработать тогда не удалось, но зато я перезнакомилась с родителями почти всего города.
Именно они и стали первыми клиентами нашей мастерской - покупателями детской мебели, игрушек и лесенок. Я просто выкладывала в «ВКонтакте» работы мужа: красивые кроватки или удобные шкафчики, которые он делал для наших детей - и получала запросы «А можно и нам такое?» Так, 3,5 года назад появилась мастерская «Дом на дереве».
Мы сразу привлекли в мастерскую нашу подругу-дизайнера и её мужа - на производство - и выпускали практически весь детский ассортимент из дерева: от игрушек до кроваток и спортивных комплексов. В основном, мастерская специализировалась на двух направлениях - детской мебели и спортивных комплексах, домашних и уличных.
Многим нравились наши шкафчики-домики, затейливые кроватки. Нас просили - мы делали. Дизайнер есть, мастера есть, клиенты готовы платить - чего же не делать... Но со временем я начинала нервно дрожать ещё до того, как дизайнер садилась рисовать эскизы. Мебель на заказ, по индивидуальному проекту - это швах!
Сначала дизайнер должен учесть каждый сантиметр пространства, продумать расположение полок, ящиков, ярусов, лесенок, учесть функциональность каждого элемента. Потом всё это презентовать клиенту, выслушать пожелания, и переделать заново, опять учитывая десятки факторов.
На бумаге и чертежах все детали предусмотреть просто нереально. На производстве всегда начинали вылезать какие-то нюансы, которые требовали новых согласований с дизайнером и клиентом. Конструкции, которые казались простым на бумаге, в дереве порой занимали по несколько рабочих дней мастера. Это порождало простои и изменения в графике работы мастерской.
В целом - нормальный рабочий процесс становления. Но для большей предсказуемости он требует поиска системных решений, стандартизации элементов, создания точных инструкций для всех участников проекта. Посмотрев на это пристально, я поняла, что на отлаживание работы и по спортивным комплексам, и по мебели нас просто не хватит. Чтобы порядок взял верх над хаосом, надо выбрать одно, и туда вкладываться по полной.
И мы выбрали спорткомплексы. Просто нас с Максимом от них больше «прёт». Нам нравится наблюдать за детьми на лесенках, нравится смысл работы - создавать пространство для движения. Мы решили сменить название, которое больше подходит к новому продукту, на «Вверх тормашками».
В нашей семье растёт целая команда тестировщиков - трое детей от 2,5 до 8 лет. Все новые идеи для спортивных комплексов или детских площадок, которые придумывает Максим, первыми опробуют наши дети. Мы замечаем, как они используют тот или иной снаряд, и дети - неиссякаемые источники нашего вдохновения.
Нашими спортивными комплексами можно пользоваться с года - конечно, под присмотром родителей. У каждого элемента есть то, что можно освоить сразу, и есть задел на будущее. Вся конструкция продумана так, чтобы детям было на ней интересно.
Совершенно точно наш комплекс не работает как объект «залипания» и не заместит мультики. Для этой цели мы бы делали конструкции из разноцветных горок, светящихся качелей, и бассейнов с шарами.
Комплекс - это не волшебная таблетка, которая даст маме проводить часы в одиночестве. Наоборот, ребенку нужны будут восхищённые зрители: «Мам, посмотри на меня», «Скорее сюда! Вот, что я умею!» или «Пап, помоги, как туда забраться?». Именно поэтому мы рекомендуем помещать комплекс не в детскую комнату, а в общее пространство квартиры, где взрослые по большей части проводят время.
Мы понимаем особенности детской физиологии, и то, какие элементы использовать для поддержки физического развития. Но грамотно подобранная конструкция будет развивать не только тело, но и мозг.
Для нас важно, чтобы на комплексе ребенок включал внимание, «возвращался» в тело. Для этого мы используем сложные элементы, которые нельзя взять с наскока. Ребёнку приходится включаться в работу, создавать новые образы движения в мозге, а затем пробовать выполнять.
Более того, мы не помещаем горки и качели в домашние спортивные комплексы (в уличные - другое дело: там можно и покачаться/съехать ради простого удовольствия). Нам порой приходится долго и настойчиво отговаривать от таких стандартных, но бесполезных вещей потенциальных заказчиков. Почему? Качели требуют мало усилий, а наша цель – «залезь, справься, и получай удовольствие от того, что сумел».
Про горку - всё то же самое. Иногда по ней забираются наверх, но намного чаще и без усилий – катятся вниз. Внимание ребенка рассеивается, он не сосредотачивается на процессе, а напротив, возбуждается.
В 90 процентах случаев мы изготавливаем комплексы и детские площадки под индивидуальный заказ, так как размеры, цвет, запросы на элементы у клиентов - разные. За индивидуальную разработку комплекса или площадки мы берём предоплату в размере 5 тысяч рублей, которые затем включаем в окончательную смету.
В наличии, как правило, есть пять-шесть базовых моделей с К-лесенкой, мягкой сеткой, четырьмя кольцами для рук и канатом - цена такого комплекса - 29 000 рублей. Но их можно дополнить любыми элементами, например, треугольной лесенкой за 5 170 рублей или скалодромом - их мы делаем на метраж, например, размер 2х2,3м - 37 300 рублей. Максимальная комплектация игровой, например, для детского центра, может доходить до 300 тысяч рублей.
Детские игровые площадки стоят от 80 000 до 150 000 рублей, но авторские проекты обойдутся заказчику в сумму от 500 000 рублей - они органично вписываются в окружающий ландшафт, и могут включать в себя любые активности и дизайнерские находки: от верёвочного мини-парка до домиков хоббитов.
Средний частный заказ - спорткомплекс стоимостью порядка 50 000 рублей. В среднем у нас 20 заказов в месяц. Базовый комплекс мы делаем за пять рабочих дней. Есть и крупные заказы, например, мы оборудовали игровую зону в 20 квадратных метров для торгового центра «Студенец» в Тамбове, которая вот-вот откроется.
На производстве мы используем только натуральное дерево (массив сосны и берёзы) и экологичные краски. Комплексы разрабатываются с большим запасом прочности - выдерживают до 150 кг! Ими даже родители иногда пользуются! На каждый комплекс мы предоставляем гарантию 1 год.
Для подвижных уличных элементов используем синтетическую верёвку, которая не дубеет на солнце и остаётся прочной после зимы, а древесину покрываем маслом для наружных работ Valtti от Tikkurila. Вообще фасадное масло теперь - наш любимый продукт для поверхностей под открытым небом.
Сначала мы экспериментировали с яхтным лаком, но когда вдруг повреждается 1 мм поверхности и туда попадает влага – всё, покрытие начинает трескаться. Масло ведёт себя иначе - оно глубоко проникает и впитывается в древесные волокна, дерево остаётся таким же на ощупь, меньше растрескивается и не выгорает на солнце.
Клиентам нужно будет раз в три года самостоятельно проверять и обновлять покрытие на деталях детской уличной площадки, а маслом делать это проще всего - оно жидкое, легко наносится, хорошо ложится слоями, не пахнет.
Для домашних комплексов используем лак Kiva Tikkurila класса безопасности M1, он сертифицирован для детских игрушек.
Наша ниша - спорткомплексы, где каждый элемент физиологичен, и каждое движение ребёнка идёт в копилку его здоровья. Надо сказать, что родители сейчас несколько «наелись» психологии, наблюдается тенденция на двигательное развитие детей. Так что мы вполне в тренде.
Благодаря тому, что у нас небольшое производство, и каждый комплекс делается вручную, мы можем изготовить рукоходы и лесенки нужной длины и ширины, подобрать любой цвет покрытия - и спорткомплекс «впишется» в любой интерьер.
Конструкция собирается по видео-инструкции и нумерации на торцах изделия, а монтируется к стене или враспор «пол-потолок». Собрать её можно либо самостоятельно, либо в Москве, Санкт-Петербурге и Тамбове пригласить нашего мастера для сборки.
География заказов: 90% - Москва, 5% - Санкт-Петербург, еще 5% рассеяно по России. Отправляем транспортными компаниями. За границу высылаем редко - в этом случае делаем специальные разборные конструкции, потому что очень сложно транспортировать объёмные комплексы.
У нас есть рекламный бюджет - от 20 000 до 50 000 рублей в месяц. Мы даём таргетированную рекламу и заказываем рекламу у блогеров, последняя не столь эффективна, на мой взгляд, но, возможно, я ещё не до конца разобралась в том, как работать с блогерами.
Сайт Tormashki.org я делала сама на конструкторе Bazium. В ближайших планах – сделать на сайте возможность оплаты онлайн, это существенно облегчит жизнь заказчикам, которые на сегодняшний момент вынуждены перечислять деньги на наш счёт по договору.
Проект «Вверх тормашками» представлен во всех главных соцсетях: Instagram, Facebook, «ВКонтакте», есть также канал в YouTube. Больше всего клиентов получаем через Instagram и Facebook, а также через сарафанное радио - те, кто видел наши комплексы у своих друзей, знакомых, как правило, приходят к нам с запросом «такой же хочу».
Сейчас я сама занимаюсь ведением сайта и соцсетей, так как для меня это способ самовыражения и творчества.
Мы начинали производство в домашней мастерской, сейчас все конструкции изготавливаются в столярном цехе, где работают семь мастеров. В нашей команде также три менеджера по работе с клиентами, два дизайнера, помощник по соцсетям и замерщики-сборщики в Москве, Петербурге и Тамбове - все на аутсорсе.
У нас ИП и через «Тинькофф-банк» вся бухгалтерия ведется онлайн по УСН - платежи моментальные.
Наши основные статьи расходов - зарплаты и материалы, а также налоги и маркетинг. Больше всего огорчает бремя налогов - хочется, чтобы малому бизнесу давали хоть какие-то поблажки, потому что очень сложно развиваться, особенно в сфере производства.
Ещё одна боль - древесина. Материалы закупаем на месте, иногда в розничных магазинах, и не всегда древесина надлежащего качества. А если дерево недосушено или пересушено, то через какое-то время его «ведёт». В этом случае мы всегда остаёмся на стороне клиента, меняем детали за свой счёт, и эти риски с нами всегда.
Для нас мастерская - это самореализация. Всегда интересно придумывать и воплощать новые идеи, бросать вызов - получится или нет? Это то, что делает жизнь нескучной и яркой.
Так как мы производим нестандартные вещи, к нам приходят люди тоже нестандартные, с которыми мы остаёмся друзьями, общаемся. Наши клиенты - это творческие родители, не ограниченные миром детей, им важен не только их родительский статус, но и саморазвитие. С такими людьми интересно и приятно.
В этом году мы решили, что не будем расширяться и увеличивать объёмы продаж, а отшлифуем процесс взаимодействия с клиентами до идеала. Сейчас бывают ситуации, когда замерщик или сам клиент ошибаются с точностью замеров, есть недопонимание в сборке - будем делать более удобную и подробную инструкцию для каждого комплекса.
Кроме того, мы планируем оформить сертификат ГОСТ на нашу продукцию - спортивные комплексы и детские площадки сертифицируются в добровольном порядке. Частные клиенты, как правило, не интересуются сертификатами безопасности, а вот юрлицам это бывает важно.
Читайте также:
Мама, я хочу в кино: как устроена детская школа актёрского мастерства.
Ударный бизнес: как заработать на обучении тхэквондо детей и взрослых.
Бизнес профессора Звездунова: как заработать на научных шоу для детей.