Частное дошкольное образование – очень конкурентная ниша. Частным заведениям необходимо иметь конкурентные преимущества не только перед коллегами по цеху, но и перед государственными детскими садами. О том, как следование трендам в образовании и умение собственного коллектива постоянно меняться помогают привлекать новых воспитанников, в своей авторской колонке для портала Biz360.ru рассказала Наталия Дербенёва, сооснователь детского сада Infant School.
Наталия Дербенёва – предприниматель из Москвы, сооснователь билингвального детского сада Infant School в Хамовниках. По образованию – преподаватель английского языка, преподаватель истории, педагог, психолог. Работала в школе, профтехучилище, детских клубах и двуязычном детском саду. Является практикующим психологом. Детский сад Infant school открыла в 2013 году вместе с коллегой Еленой Родной.
То, что родители ищут в детских садах для своих детей, и становится вектором развития для сферы частного дошкольного образования. Сегодня приоритетными направлениями считаются следующие:
-
Качественный присмотр и уход за ребёнком. Родителям важно, чтобы ребёнок соблюдал режим дня, общался со сверстниками и получал социальные навыки. С этими задачами вполне справляются детские клубы, а также государственные и частные детские сады.
-
«Естественное» развитие или движение «за потребностями ребёнка». Это направление получило широкое распространение в прошлом и по сей день пользуется интересом у родителей. Это и Монтессори, и Реджио-педагогика, и Вальдорф или даже некий микс из этих систем.
-
Активное интеллектуальное и эмоциональное развитие. Этот тренд сформировался относительно недавно. Он наиболее близкий нам, так как мы видим именно за таким подходом будущее. И он же сейчас наиболее востребован у родителей.
Популярность запроса на активное интеллектуальное и эмоциональное развитие диктуют сами школы. Чтобы попасть в первый класс хорошего образовательного учреждения, будь оно частное или государственное, дети должны пройти достаточно серьёзные вступительные испытания. Это предполагает серьёзную подготовку до прихода в школу. Например, ребёнок должен пройти собеседования и тестовые задания по математике, письму, чтению, логике, окружающему миру и психологической устойчивости.
Школам интересны дети, умеющие считать, читать и писать, с широким кругозором и упорядоченным мышлением. Высоко оценивается «учебный» стиль поведения и умение общаться со сверстниками. То есть к моменту поступления в школу у ребёнка должны быть знания и умения о том, как взаимодействовать с другими людьми, представление о формах проявления вежливости, сотрудничества и защиты. Важно не просто оповестить, а именно научить этим навыкам и помочь ввести их в жизнь.
Запрос родителей на высокий уровень образования для дошкольников, требования школ и конкуренция среди клубов и детских садов заставляют нас быстро адаптироваться к новым условиям. Во-первых, это высокий темп внедрения различных технологий в нашу практику, а во-вторых – непрерывное обучение педагогов и регулярная оценка собственной работы.
Как это происходит? Мы постоянно мониторим разнообразные источники (опыт коллег, современную литературу, публикации в специализированных изданиях) и инструменты, которые позволяют более эффективно работать с детьми. Некоторые из них, которые уже зарекомендовали себя, берём на вооружение или внедряем в своём детском саду.
Наши сотрудники регулярно проходят обучение и курсы повышения квалификации. Мы поддерживаем связь с родителями выпускников и учителями начальных школ, чтобы понимать их запросы на дошкольное образование. Учитываем их при формировании своей программы обучения, чтобы обеспечить детям всестороннюю подготовку.
Например, в нашу образовательную методику включены дисциплины по развитию личностных качеств детей. Мы уверены, что эти качества будут необходимы им для успешной самореализации в условиях современного мира:
-
быть осознанными;
-
понимать и принимать самого себя;
-
слушать и слышать мир вокруг себя;
-
замечать и реагировать на его изменения.
Чтобы к школе наши воспитанники могли уверенно читать и осознавать прочитанное, безошибочно писать и конструировать предложения, а также обладали речевым и образным мышлением, мы внедрили программу Ирины Мальцевой «Компакт-технологии для дошкольников». Она позволяет детям получить знания и навыки в трёх областях:
-
окружающий мир;
-
математические представления и логика;
-
устная и письменная речь.
Для социализации детей мы проводим не только встречи с интересными людьми, мастер-классы и праздники, но и правильно оформляем само пространство нашего сада. У нас есть «говорящие окна и стены» – объявления для детей, графики соревнований, результаты проектной деятельности воспитанников. Для лучшей социализации мы внедрили возможность письменного или графического общения «Душевная почта».
Во время пандемии коронавируса мы столкнулись с необходимостью освоить онлайн-форматы работы. Когда дети физически не могли прийти к нам (например, болели их родители или они сами), мы организовали в онлайне общение и обучение в рамках программы «Компакт-технологии для дошкольников».
Сейчас запрос на онлайн-форматы сохраняется. Стало больше семей, чьи дети не могут посещать наш сад очно – из-за каникул, отпуска или переезда. Их родители выбирают наши онлайн-занятия. Дети получают рабочие листы для занятий по русскому языку, логике, математике, чтению и окружающему миру. Дважды в неделю педагог занимается с ребёнком, осваивая новый материал и проверяя домашние задания. Думаем, что онлайн-занятия в детских садах – тренд нового времени, который будет актуален как минимум в ближайший год-два.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».