Закон в помощь: как российским селлерам маркетплейсов конкурировать с китайскими продавцами

Прочтёте за 5 мин.

Рекомендации от патентного бюро «Железно»

IT-инструменты, которые использует Елена Лучинина

  • AmoCRM
  • Битрикс24
  • Консультант+

Уже несколько лет предприниматели из России соперничают на маркетплейсах не только друг с другом, но и с продавцами из Китая. Сложности селлеров в новых реалиях это не только демпинг, но и нарушение прав в сфере интеллектуальной собственности. О том, как китайские продавцы воруют карточки товаров и как им законно противостоять, исполнительный директор патентного бюро «Железно» Елена Лучинина рассказала порталу Biz360.ru.

Досье

Елена Лучинина – исполнительный директор федерального патентного бюро «Железно». Окончила Вятский государственный университет по специальности «Инженер-строитель». Работала в найме управляющей бизнес-регионами. В бюро «Железно» – с момента основания компании в 2020 году. Заместитель председателя гильдии юристов при Московской торгово-промышленной палате, партнёр и спикер центров «Мой бизнес», участница образовательных подкастов для предпринимателей.

Елена Лучинина

Сколько на российских маркетплейсах китайских селлеров

Ozon Global открыл представительство в Китае в конце 2022 года, тогда на площадке было 10 000 китайских селлеров. К концу 2023 года на Ozon работали уже более 100 тысяч продавцов из Китая. Статистики за 2024 год пока нет, но тренд понятен: селлеров из Поднебесной становится больше. 

Wildberries начал продавать товары напрямую от китайских продавцов с декабря 2023 года. Упоминаний в СМИ о количестве продавцов из Китая на этом маркетплейсе мне найти не удалось. Но историй их успеха зафиксировано немало. Вот одна из последних

Китайский предприниматель Сяо Либин продал на Wildberries в декабре 2024 года искусственные ёлки и гирлянды на 109,6 млн рублей. Селлер занял второе место в первой десятке продавцов ёлок на маркетплейсе. Речь идёт о товарах, которые были размещены на складе Wildberries. С собственного склада китайский предприниматель реализовал аналогичных товаров ещё на 17 млн рублей. За месяц ему удалось выполнить 16 800 заказов. 

Преимущества российских селлеров перед китайскими

Селлеры из Поднебесной уже начали осваивать российские склады и продавать доступные массовые товары. Их главное преимущество цена. Китайцы часто получают товары из КНР по более низкой себестоимости. 

Ещё одно преимущество заключается в том, что они находятся ближе к производителям и первыми узнают о новых товарах. Если появится популярная игрушка вроде спиннера или поп-ита, российские продавцы узнают об этом с опозданием, а китайские смогут с первых дней продавать хайповые новинки на маркетплейсе. 

На этом преимущества китайских селлеров перед нашими, пожалуй, заканчиваются. Давайте разберём параметры, где победа пока остается за отечественными селлерами. 

  • Быстрая доставка. Получить желаемое завтра-послезавтра или в следующем месяце существенная разница для покупателя. И тут преимущество на нашей стороне. Но только в том случае, если товар китайца не хранится на складе в России.

  • Обратная связь. Пользователи маркетплейсов обращают внимание на то, что китайские продавцы в основном игнорируют их вопросы и комментарии. А наши - всегда на связи. 

    Marketplace
     

  • Возврат. Если товар российского продавца не подошёл, покупатель либо сразу отказывается от покупки, либо оформляет возврат через личный кабинет, несёт товар в пункт выдачи заказов и максимально быстро получает возврат денег, не тратясь на доставку. В случае с китайским товаром покупателю придётся возвращать посылку за свой счёт. Процесс возврата денег может достигать нескольких месяцев. 

  • Оформление карточек. Китайские продавцы не так хорошо ориентируются на нашем рынке и пока ещё не научились эффективно работать с карточками товаров. Они используют переводчик или искусственный интеллект для создания заголовков, описаний и ключевых слов. Это приводит к тому, что карточки товаров продвигаются в поисковой выдаче хуже, а порой выглядят совсем нелепо. 

    Marketplace
     

Воровство карточек товаров

Когда китайские продавцы получили возможность вести продажи на российских маркетплейсах, многие пошли лёгким путём. Они начали отслеживать популярные товары, копировать их описания и снижать цены. В результате защита интеллектуальной собственности стала особенно актуальной для продавцов авторских брендов. 

Пример. В Кирове работает компания PRIDE небольшой завод по производству товаров для мужских хобби. Однажды менеджер компании заметил, что на OZON появился дубль одной их популярной позиции автоклава «Вятич». 

Marketplace 

Недобросовестный продавец из Китая скопировал описание из карточки товара. Отличие было только в указании бренда в разделе «характеристики» и сроках доставки. Контрафакт стоил дешевле оригинала, который ничем не отличался от подделки на фото, поэтому покупатели обращали на него внимание. 

Marketplace 

Эта история для кировского производителя закончилась благополучно, поскольку товарный знак «Вятич» был зарегистрирован в патентном бюро «Железно», а содержимое карточек задепонировано. 

  • Депонирование это способ закрепления авторских прав на произведение. В приведённом примере произведением является дизайн карточки со всем его содержимым: текстами и фото. Суть процесса депонирования заключается в том, что автор передаёт свое произведение на хранение в специальную организацию. Она выдаёт ему свидетельство о депонировании, которое подтверждает авторство и дату передачи материала в архив. Свидетельство о депонировании действует до 70 лет. Его принимают в качестве доказательства суды и госорганы, причём не только в нашей стране, но и за рубежом. 

Правообладатель бренда «Вятич» обратился в техподдержку, приложил скриншоты и доказательства регистрации своего товарного знака и депонирования. Нарушителя заблокировали. 

Как зарегистрировать товарный знак на китайский продукт

Воровство карточек не единственное, с чем приходится сталкиваться российским селлерам. После выхода китайских продавцов на российские маркетплейсы появился ещё один нехороший «тренд» дружить против правообладателя. Вновь расскажу на примере. 

Наш клиент продавал товары, произведённые в Китае, и зарегистрировал на них товарный знак. Через некоторое время китайский производитель начал сотрудничать с другими поставщиками. Они вели бизнес незаконно, поскольку не являлись владельцами бренда. Когда наш клиент отправил конкурентам претензии за использование своего товарного знака, те объединились и обратились в ФАС с жалобой на недобросовестную конкуренцию. Поясню: если товары под вашим брендом производятся не вами, то знак действительно могут аннулировать. Окончательное решение принимает Палата по патентным спорам. К сожалению, это реальность, с которой сегодня сталкиваются все, кто зарегистрировал бренд на товары из Китая. 

Значит ли это, что российским продавцам в новой реальности лучше отказаться от регистрации китайских брендов? В патентном бюро, которое не гонится за количеством заявок, а работает на результат, вам ответят примерно следующее: «Мы готовы взяться за регистрацию вашей заявки, но сразу предупредим: есть конкретный производитель, его товары очень популярны в интернете, кроме вас есть ещё несколько продавцов. Даже если случится чудо и эксперт Роспатента не заметит этих очевидных вещей, он зарегистрирует ваш знак, но потом вы можете столкнуться с определёнными рисками вплоть до аннулирования товарного знака». 

Если знак на китайский товар уже зарегистрирован, можно продолжать торговлю, но не реагировать на подражателей. Отказавшись от претензий к ним, вы снизите риск аннулирования вашего товарного знака через ФАС. Но! Будете иметь неограниченное количество конкурентов, которые отнимают покупателей и прибыль с продаж. Поэтому лучше пойти другим путём. 

Письмо-поручение 

Регистрация товарного знака на китайский товар не гарантирует стопроцентной защиты. Если продавец хочет максимально безопасно выйти с таким брендом на российский рынок, следует наладить прямое сотрудничество с производителем из Китая и запросить у него письмо-поручение. 

Этот документ официально уполномочивает селлера зарегистрировать бренд на территории России. Благодаря письму-поручению другие продавцы этого же товара не смогут оспорить его действия, поскольку у него будет разрешение от самого производителя. Документ даёт исключительные права на регистрацию бренда: селлер будете единственным законным продавцом в России. 

Лицензионный договор 

Теперь рассмотрим ещё одну ситуацию. Селлер продаёт товары из Китая и заранее зарегистрировал для них товарные знаки. Но тут выясняется, что китайский производитель сам хочет выйти на российский рынок. Здесь есть важный момент: приоритет селлера выше, поскольку он зарегистрировал знак раньше. Если азиатская компания подаст свою заявку, Роспатент откажет ей. Однако производитель может пойти дальше и оспорить регистрацию селлера в Палате по патентным спорам. 

Поэтому лучше проявить инициативу и узнать, получил ли китайский производитель регистрационное свидетельство. Если да предложить заключить лицензионный договор, который позволит селлеру использовать бренд на законных основаниях и продолжить работу. 

Кастомизация 

Сотни импортёров везут одинаковые товары. Чтобы выделиться, нужно делать ставку на уникальность. Поможет в этом кастомизация. 

Кастомизация товаров это отличный способ изменить массовый товар и придать ему уникальность. Изучите запросы покупателей. Иногда достаточно внести совсем небольшие изменения, чтобы обойти конкурентов: вшить в рюкзак дополнительный карман для документов, вложить в коробку с ирригатором дорожный чехол, приложить инструкцию на русском языке. И, конечно, добавить свой логотип на улучшенный товар. А для этого нужно позаботиться о защите своей интеллектуальной собственности. 

Инструменты для защиты своего бренда на маркетплейсах

  1. Зарегистрируйте в качестве товарного знака логотип или название вашего товара. Этот шаг поможет избавиться от недобросовестных конкурентов на маркетплейсах и получить компенсацию от 10 тысяч до 5 млн рублей за нарушение своих прав.

  2. Внесите ваш знак в Таможенный реестр интеллектуальной собственности (ТРОИС). При попытке пересечения таможенной границы контрафакт сталкивается с работой автоматизированных алгоритмов по защите конкретного товарного знака. В случае выявленного нарушения товар блокируется на таможне на 10 рабочих дней. Вас ставят в известность как правообладателя.

  3. Защитите авторские права на карточки товаров. Для этого необходимо заключить договоры о передаче прав с авторами фото, видео и текстов, которые были использованы для создания ваших карточек на маркетплейсе. Затем обязательно нужно сохранить исходники и провести процедуру депонирования материалов. Если конкурент скопирует ваш контент частично или полностью, маркетплейс после вашего обращения заблокирует карточки нарушителя. 

P.S.

Ноунейм уходит в прошлое. Создание собственного бренда, его развитие и защита вот путь, которым нужно идти современным селлерам, чтобы выжить в условиях обострившейся конкуренции. И не важно, кому приходится противостоять – отечественным или иностранным продавцам.

Russia vs China

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-каналстраницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».

05 марта 2025

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов