Российские отельеры уже ощутили на себе влияние кризиса: рост цен, отмены бронирований, непредвиденные ситуации, связанные с уходом многих зарубежных игроков с российского рынка. Компании индустрии гостеприимства могут пережить это непростое время, если будут придерживаться антикризисной стратегии. О мерах, которые способны помочь отельной индустрии в целом и отдельной компании в частности, в своей авторской колонке для портала Biz360.ru рассказала Дарья Ковалевская, соосновательница сети Sokroma.
Дарья Ковалевская – 35 лет, предприниматель из Санкт-Петербурга, сооснователь сети апарт-отелей и гостиниц
Sokroma. Имеет два высших образования: первое – инженерно-техническое, второе – по специальности «туризм и гостиничное дело». В 2014 году вместе с мужем Анатолием Мещеряковым основала компанию Sokroma. Проект начинался с небольшого апарт-отеля в центре Петербурга, сейчас сеть насчитывает 36 объектов в Санкт-Петербурге и Владимире.
Руководитель обязан сохранять спокойствие и уверенность даже в самых сложных ситуациях – ведь именно он задаёт тон и настроение всем рабочим процессам, показывает команде, что всё под контролем.
Многие люди сейчас напуганы происходящим и переживают из-за возможной потери работы. Это негативно отражается на всеобщем настрое коллектива.
Ваши люди – это ваша опора! Успокойте своих сотрудников, подбодрите их и скажите, как вы их цените и верите, что пройдёте все сложности вместе. Здесь не будет лишним отставить формальности в сторону и собраться всем коллективом за чашечкой чая и душевным разговором. Помните – многие работают не только за деньги, но и за тёплые отношения в команде.
Один из самых популярных в мире сервисов бронирования отелей Booking.com перестал работать на территории России, создав для отелей и их клиентов серьёзные проблемы. Сейчас самое время убедиться, что у вас настроены другие каналы бронирования и рекламы – чем их больше, тем лучше!
Вот лишь несколько примеров того, что альтернативы действительно есть – Tvil.ru, «Суточно.ру», Ostrovok.ru, Bronevik.com, «Яндекс.Путешествия», rzd.travel.
Посмотрите, какие платежи можно отложить, сократить или вовсе отказаться от каких-то статей расходов. Например, правительство РФ перенесло сроки выплаты налогов – а это значит, что их можно оплатить позже. Приведу несколько примеров, как сейчас отели могут сократить свои издержки:
-
Больше не надо платить комиссию Booking.com. Соответственно, высвободился рекламный бюджет, и эти деньги можно оптимизировать.
-
Когда отели объединяются, то им, как сети, становится намного выгоднее работать с контрагентами. Например, услуги прачечной будут дешевле, чем для единичного отеля, потому что стоимость услуг считается от общего объёма.
-
Рекомендую поговорить с управляющими компаниями и коммунальными службами о реструктуризации платежей. Есть шансы договориться о том, чтобы часть платежей заплатить в летний сезон и позже без начисления пени.
-
Так как ограничительные меры в связи с коронавирусом постепенно отменяются, у нас автоматически сокращается ряд расходов – на рециркуляторы, маски, перчатки.
-
Использование тревожной кнопки и взаимодействие с охранными предприятиями обходятся дешевле, чем обращение в Росгвардию. Можно перезаключить договор и сократить эти расходы.
-
Рекомендую отелям в условиях кризиса оказывать услуги согласно требованиям классификации. Например, тапочки предоставляются в отелях категории от четырёх звёзд. Если у вас отель две звезды, можно сократить расходы, убрав тапочки. Конечно, это снизит уровень сервиса, но с другой стороны, люди, которые едут в отели две звезды, и не ожидают, что у них будет сервис на уровне четырёх звёзд. Поэтому сохраняйте стандарты гостеприимства, но сокращайте издержки, которые ранее вы делали по своему усмотрению: на бесплатный чай, зубные щётки, тапочки и т.д.
Если ранее при расчёте заработной платы не использовалась привязка к результату, сейчас самый лучший момент, чтобы внедрить это в практику. Привязывайте зарплату к конкретным результатам. В этом случае вы не будете терять в качестве, потому что сотрудники будут заинтересованы в выполнении всех необходимых требований. А если они не дотягивают до выполнения плана, вы им не доплатите и таким образом не потеряете средства.
Подумайте, какие ключевые действия каждого сотрудника приносят результат – и привяжите к ним оплату. Например, проводить переговоры – это процесс, а заключённый договор – результат. Так вы сможете повысить эффективность работы своей команды.
Для удержания клиентов и привлечения новой аудитории даже в кризис следует проводить стимулирующие акции. Чтобы не потерять в деньгах, рекомендую делать упор на дополнительном бонусе, а не на скидках. Мы, например, разработали гайд по Петербургу и дарим его гостям при бронировании номера. Также можно развивать партнёрские отношения с культовыми местами в вашем городе – и при бронировании номера предлагать гостям билеты со скидкой в эти места. В этом случае вы не теряете в стоимости проживания, а ваш партнёр получает рекламу.
Сейчас не время приостанавливать рекламу – наоборот, вдобавок к уже проверенным способам и каналам продвижения следует заняться поиском новых инструментов и площадок для продвижения.
Мы раньше активно развивали свои аккаунты в TikTok, «ВКонтакте» и Instagram. После того, как в России заблокировали Instagram, делаем акцент на страницу «ВКонтакте», запустили Telegram-канал, завели аккаунты в Yappy и TenChat.
Не жалейте о том, что приходится тратить деньги, отложенные на «чёрный день» – на то они и резервные, чтобы использовать их в экстренных ситуациях. Сейчас главная задача – пережить кризис, а пережив его, вы сможете заработать ещё больше. Если же у вас пока нет резервных фондов – самое время задуматься об их создании в будущем.
Во время кризиса нет времени на долгие раздумья. Ситуация на рынке меняется каждый день, поэтому и действовать нужно стремительно. По возможности ускорьте рабочие процессы: принятие каких-либо решений, обработку заявок, тестирование гипотез, разработку нового интерфейса на сайте и т.д.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».