Дизайнер-конструктор ювелирных изделий Надежда Демидова несколько лет назад получила приглашение поучаствовать в арт-проекте в Черногории – и впечатление от страны было столь сильным, что она решила вместе с семьёй остаться там жить. Сейчас у Надежды собственная мастерская Jewelry Lab, салон-магазин Terra Creativa в Будве и полная гармония в жизни и творчестве. О том, как заработать на авторских украшениях из натуральных камней, Надежда Демидова рассказала порталу Biz360.ru.
Надежда Демидова, дизайнер-конструктор, основатель бренда
Jewelry Lab (авторские украшения ручной работы из натуральных камней). Родилась в Санкт-Петербурге. Образование: Балтийский государственный технический университет, Государственный университет культуры и искусства. До запуска собственного бизнеса работала в ювелирных фирмах Санкт-Петербурга. С 2015 года живет в Черногории.
Я родилась, выросла и выучилась в Санкт-Петербурге. Первое – техническое - образование получила по настоянию родителей. Лишь после распределения в одно из ведущих конструкторских бюро города осознала, что ошиблась в выборе - чертить металлические конструкции по восемь часов у кульмана безумно скучное занятие.
В стране грянули 90-е: зарплату задерживают, на предприятии отключают телефоны за неуплату… Через знакомых узнала о вакансии в ювелирном магазине - и этот момент стал поворотным в моей жизни.
За 20 лет работы в этой сфере мне не только удалось вырасти от продавца до директора салона, но и получить опыт работы на международных выставках, завязать множество контактов, изучить ювелирное дело на практике.
Реставрировать старые и создавать новые украшения впервые я начала лет в 12 - и не переставала в течение всей жизни. Но во время учёбы в университете культуры и искусств, где я получала второе высшее образование, это стало уже важной частью моей жизни - поток знаний по искусству трансформировался и требовал практического применения.
Сначала я просто закупала камни и фурнитуру у оптовых поставщиков и придумывала украшения. Фотографии готовых работ выкладывала в альбом на своей странице в соцсети - он так и назывался «Время собирать камни». Затем что-то попросили продать, что-то заказали на подарок - так и пошло по нарастающей.
Помню первый серьёзный заказ: петербургский поэт Татьяна Калинина заказала нефритовые чётки для подарка Белле Ахмадулиной. Позже она выкупила у меня ещё довольно много работ. От неё же пришли заказчики с реставрацией, чему я всегда рада: прикоснуться к другим временам – это счастье.
Я не могу не создавать украшения – мне нравится это занятие, и люди покупают мои изделия. В какой-то момент пришлось облечь свою деятельность в официальную форму. По времени это совпало с переездом в Черногорию - весной 2015 года. Вновь «подстерегла» удача: в Черногории открывался международный культурный проект для художников и дизайнеров в рамках арт-программы DUKLEY в Которе, куда меня пригласили. Муж поддержал, и я рискнула. Думала, что это будет недолгий опыт, но он длится уже пятый год и не хочет заканчиваться.
Через три месяца после переезда я открыла магазин-ателье Jewelry Lab в Которе. Стартовый капитал равнялся цене новой машины, от которой я решила отказаться, вложив деньги в проект.
Лаборатория, эксперимент – мои любимые слова. Сделать из обычных камней что-то новое, не такое как у всех – ежедневная задача, которой я стараюсь достичь. Отсюда вполне логичное название: Jewelry Lab - ювелирная лаборатория.
Во время работы в Которе в рамках проекта DUKLEY, с 2015 по 2017 годы, мастерская была прямо частью зала - стоял большой стол, и там же проходила работа с материалами, обсуждения с заказчиками и мастер-классы. Когда проект DUKLEY переформатировался и переместился в Будву, я перенесла мастерскую в дом, где живу.
В Будве организовала творческое объединение черногорских мастеров Terra Creativa, работы которых продаются в одноимённом салоне. Его я открыла летом прошлого года в Старом городе. На этом этапе бизнес потребовал новых вложений - порядка 5 тысяч евро, которые я взяла в кредит у друзей, поддержавших меня и моё дело.
На данный момент с Terra Creativa работают более 40 художников и дизайнеров. Они создают украшения, коллекционные игрушки, авторские подарки и сувениры в разных техниках: валяние из шерсти, гальванопластика, деревообработка, украшения из полимерной глины, керамика.
Это мастера, которые в своём творчестве стараются уйти от штампов и стереотипов, сделать сувенирное направление интересным и уникальным. Кого-то я приглашаю для сотрудничества, заметив и оценив созданные ими нестандартные вещи, кто-то приходит сам. Мы делаем и совместные проекты, вместе участвуем в выставках или дизайнерских маркетах.
У меня нет никакого секрета ни в работе с материалами, ни с инструментом - всё, чем я пользуюсь, продаётся на любой ювелирной выставке в техническом павильоне. Так, в работе я использую натуральные камни, жемчуг в сочетании с посеребрённой и стандартной бижутерной фурнитурой.
Рынок Черногории довольно ограничен по предложениям материалов для моего бизнеса. Но поскольку я посещаю и работаю на профессиональных международных выставках уже 20 лет, проблема поиска поставщиков для меня никогда не стояла. Когда все стремятся в павильон готовой продукции, я направляюсь в производственный павильон и смотрю, кто что привёз. Сейчас я заказываю материалы и камни напрямую из Штатов, Португалии, Франции, Турции, Индии, Бирмы, Китая - кто что лучше производит.
Мои дизайнерские идеи, как правило, вырастают из экспериментов. Так, в коллекции украшений Light, которая использует дневной свет, я экспериментировала с люминофором, экологически чистым материалом - его можно наносить даже на кожу.
Идею подсказала Голубая пещера - одна из жемчужин черногорского побережья. Оказавшись в гроте, ты будто попадаешь в перевернутый мир, когда над головой у тебя - тёмный каменный свод, а внизу - голубая прозрачная вода. Удивительное ощущение!
По мотивам Голубой пещеры появилось кольцо: на основу я выложила мини-грот из лазурита, а вместо воды нанесла состав с люминофором. Достаточно 30 секунд побыть в этом кольце на солнце, чтобы «вода» начала светиться, когда его обладательница зайдёт в помещение.
Или эксперименты с моей любимой португальской пробкой, которую я заказываю напрямую с фабрики - тактильно приятной, сочной по цветам, водоотталкивающей, прочной, благородной. Украшения из неё получаются очень эффектными и мгновенно «улетают» с витрины.
Отдельное направление моей работы - реставрация украшений. Мне в руки попадают вещи разного времени - и как профессионал я понимаю, что можно, а что нельзя трогать в них. Клиенты приходят по сарафанному радио, и это непрекращающийся поток.
Из недавнего интересного: мне принесли кулон и одну оставшуюся от пары серёжку - в виде лягушек. У меня были листочки из перламутра и я «уговорила» лягушек присесть на них - получились необычные, чуть ассиметричные серьги, так как лягушка на кулоне крупнее по размеру. Результат понравился и мне самой, и заказчице.
В другой раз местный коллекционер никак не мог придумать, что бы «такого этакого» сделать со старыми, не датированными монетами - у него скопилось какое-то количество ненужных дубликатов. И я нашла формулу, когда сама монета не страдает, но выглядит оригинальным подарком - брелоком или кулоном. В первый же день в салоне эта идея подтвердила свой потенциал - сразу семь штук «на подарки партнёрам и друзьям» уехали с путешествующим яхтсменом. Это действительно хороший подарок из серии «для тех, у кого всё есть».
Но это ещё не вся история. Часть фурнитуры случайно пришла другого артикула - человеческий фактор, иногда такое случается. И то, что у меня получилось с этими заготовками, стало ещё одной популярной коллекцией – «Иллюминаторы».
И, конечно, в Terra Creativa мы обязательно предлагаем туристам сувениры на тему истории и традиций Черногории. Чтобы путешественник увёз с собой не проходной сувенир, а часть истории, быта Черногории. Сейчас, после большой выставки в столице страны, завязались новые хорошие контакты для развития этого направления.
Средний чек в моём салоне - 25-30 евро. В сезон - с конца мая по начало октября - за день бывает 20-30 покупателей, в несезон - 5-10. Рост продаж по сравнению с прошлым годом - 20%.
Средняя цена на повседневные украшения ручной работы - 15-25 евро. Стоимость эксклюзивных вещей, которые требуют кропотливого труда и вдохновения, доходит до 200 евро. Украшения для детей и молодёжи - от 5 евро.
Небольшую часть моих работ можно найти в тематическом магазине креативных сувениров Cats of Kotor – им идут оптовые поставки. Это успешное сотрудничество развивается уже несколько лет. В этом сезоне они в общей сложности продали порядка пятисот единиц моих украшений.
Бизнес на самоокупаемости, а прибыль я вкладываю в развитие - мне интересно экспериментировать с новыми материалами, расширяя ассортимент коллекций.
Львиная доля расходов приходится на аренду, налоги, зарплату сотрудникам, оплату различных услуг и закупку новых материалов. Всё как везде.
У меня есть помощники: когда формула украшений выведена, можно несложную часть производства отдать в работу проверенным людям. Во время сезона в магазине работают два сотрудника (зарплата - 300 евро в месяц и процент с продаж). Расходы по фирме (налоги, страховые взносы) - 500 евро в месяц. Бухгалтер на аутсорсе - 50-70 евро в месяц.
Я совмещаю три сразу профессии: мастер-ювелир, товаровед и байер. Ещё с этого года начала участвовать на местных выставках и фри-маркетах.
Вся торговля завязана на туристическом ритме страны - летом коллекции исчезают с полок витрин «под ноль». В это время практически невозможно заниматься чем-то ещё, кроме салона. Пополнение ассортимента, деловые встречи, отчёты, работа на выставках - время строго регламентировано.
Зима - более спокойное время для творчества и пополнения старых коллекций. Зачастую выбор в салоне зимой в разы интереснее, чем летом. Так что зимним туристам везёт гораздо больше.
Зимой я часто работаю на заказ - как ателье: изготавливаю новые украшения и реставрирую старые. Очень люблю эту часть своей работы - всегда индивидуальный результат, нестандартный подход, создание образа.
Рекламный бюджет на данном этапе весьма умеренный - порядка 100 евро в месяц. Сюда входит участие в выставках, полиграфия и соцсети.
Поскольку есть реально работающий салон и поток туристов, клиенты приходят буквально с улицы. Потом они уже находят страницу магазина в Facebook или Instagram и становятся постоянными покупателями.
Хорошо себя показали и буклеты - люди приходят с нашей рекламой в руках: в Старом городе Будвы заблудиться можно легко, но на нашем флаере красивая и непростая карта. Снимок сделан с высоты птичьего полёта черногорским фотографом Ранко Марашем - в этом году он признан лучшим фотографом побережья.
Приятно, что нас знают торговцы в округе и отправляют туристов, если те не нашли нужного в их сувенирных лавках. Об этом я узнала от покупателя, который, ступив на порог, воскликнул: «Вот! Вот то, что я искал!» Оказывается, ему посоветовали завернуть к нам продавцы из другого магазина - наш салон расположен не на «бродвейной» улице Старого града, он как раз для тех, кто хочет уйти от общего потока, ищет что-то особенное.
В этом году мы начали планомерную работу на выставках, и это хороший рекламный ход - нас узнают не только жители других городов страны, но и многочисленные туристы. Всё лето дважды в месяц мы работали на дизайнерских маркетах в Porto Montenegro. Только что вернулись с очень полезной выставки в Подгорице - столице Черногории. Сейчас готовимся к тематическим зимним выставкам на побережье.
По моим наблюдениям, ведение бизнеса в Черногории и России отличается кардинально - за каждым плюсом тянется серьёзный минус и наоборот.
Страна небольшая, рынок b2b развит очень посредственно. И сильно развивать его не для кого, потому что количество потенциальных клиентов не велико. Замкнутый круг.
Когда в России ты набираешь в поисковике, например, упаковку - тебе вываливается сразу десятки предложений, тут этого близко нет. Нужно быть готовым, что в лучшем случае ты найдёшь одного-двух производителей, они будут разбросаны по всей стране. И не все считают нужным озаботиться тем, как представить себя в интернете. Зачем? Его и так «все знают», а кто не знает - спросит и всё равно найдёт. Или не найдёт. И так во многом.
Но зато в таком сообществе ценят каждого предпринимателя - государственные чиновники всегда настроены помочь в решении твоего вопроса. Это, безусловно, плюс.
В 2017 году мне поступило предложение работать на экспорт в Чехию - я должна была разработать коллекцию с гранатом. Хотя экспортировать в Чехию гранат - это как в Тулу свой самовар везти. В итоге придумалась коллекция с мозаикой из граната, но сотрудничества не сложилось - потенциальный партнёр не смог развить бизнес.
Несмотря на это, считаю опыт положительным: я изучила нюансы экспорта, связанные с таможней и логистикой, у меня появилась новая коллекция, которая пользуется спросом, и теперь разлетается по всему миру не только с гранатом, но и с ларимаром, хризопразами, чароитами.
Да, изначально пришлось понервничать: делаешь коллекцию, документы, сертификаты, оформляешь каталог, отправляешь за границу - всё это время, деньги, труд - и... нулевая отдача. Спустя какое-то время всё разрешилось: товар в конце концов вернули, я приобрела ценный опыт, а коллекция нашла своих покупателей.
Мой покупатель - всегда индивидуал, любит классику, но не боится экспериментировать с образом. Очень часто - это любовь с первого взгляда.
Для меня мой проект - это один из смыслов в жизни: реализация всего, что я знаю и умею. Я не считаю себя бизнесменом в полном смысле - думаю, что ещё только восхожу по этой лестнице. Просто живу, работаю, ошибаюсь - и вновь двигаюсь вперёд маленькими шажками, решая постепенно ежедневные задачи. Возможно, поэтому и приходит доля успеха.
В Черногории из-за небольшой численности населения и малого спроса бизнес не работает как в больших развитых странах. Тут всё в режиме «полако» - не спеша. Приедешь сюда с готовой формулой нового бизнеса - не сработает. И только пробуя рынок, меняя стратегии, чутко реагируя на внешние факторы, можно чего-то добиться.
Здесь нельзя рассчитывать на то, что твой бизнес с места в карьер понравится местному населению. У них другой менталитет, они вежливо похвалят, но долго будут думать - купить или нет. В разговоре с одним мастером украшений из Подгорицы я выяснила, что подобный подход к покупкам тут норма.
Очень важно, что со мной всегда поддержка моей семьи и друзей. Так, подруга со студенческих времен Мария Савочкина, которая ныне является директором мебельного производства «Дарина», придумала и изготовила замечательные витрины для моего магазина, фантастический дизайнер и художник Юрий Гордон сотворил логотип и дизайн вывески, а коллеги из лазерной мастерской эту вывеску изготовили – теперь у нас даже вывеска ручной работы. Профессиональный фотограф и веб-дизайнер Анна Зеленская ведёт все вопросы фирмы по своему профилю и занимается каталогом украшений. Фирма «Городисский и партнёры» занимается защитой моих авторских прав.
Когда множество умных и позитивных людей нацелены на хороший результат, это обязательно приведёт к успеху.
В статье использованы фото Вадима Гортинского и Анны Зеленской.
Читайте также:
Коронованная особа: как дизайнер создаёт уникальные аксессуары.
Лица и маски: как создаются коллекционные украшения ручной работы.
Маленький, но гордый бизнес: как создать и раскрутить ювелирный бренд.