Для сервиса поиска попутчиков BlaBlaCar Россия – ключевой рынок. За пять лет работы в нашей стране компания привлекла 20 миллионов пользователей. И если до последнего времени сервис был интересен главным образом частным лицам, то сейчас на него есть смысл обратить внимание компаниям, имеющим автобусы – BlaBlaCar объявил о начале работы с перевозчиками. О том, почему изменилась бизнес-модель сервиса и чем он может быть полезен малому бизнесу, порталу Biz360.ru рассказала Ирина Рейдер, руководитель BlaBlaCar в России.
Ирина Рейдер, руководитель сервиса поиска попутчиков
BlaBlaCar в России. Окончила МФТИ по специальности «прикладная математика и физика». После вуза 4 года работала в консалтинговой компании, затем развивала собственный бизнес – тревел-сервис Hipclub. С 2014 года отвечала за развитие регионов и региональных центров по работе с водителями в Uber. После слияния Uber с «Яндекс.Такси» возглавила в «Яндексе» команду по работе с водителями. С сентября 2018 года – руководитель BlaBlaCar в России.
Когда в 2014 году проект BlaBlaCar запускался в России, это был, скорее, эксперимент. Во Франции, где зародился сервис в 2006 году, никто не предполагал, что вне европейского рынка он может получить такую популярность за столь короткий срок.
В 2014 году план для российского рынка был амбициозный – набрать за год 300 000 пользователей. Но уже за первые 10 месяцев - к декабрю 2014-го - мы набрали миллион. Нам удалось очень быстро донести идею своего проекта до аудитории. Первыми пользователями стали молодые люди, которые охотно пробуют новые сервисы. Мы стремились создать сообщество, которое потом заживёт своей жизнью и будет само вовлекать новых пользователей - родственников, друзей, знакомых.
- BlaBlaCar - крупнейший в мире международный онлайн-сервис поиска автомобильных попутчиков. Используемую сервисом модель взаимодействия пользователей принято называть карпулингом (от англ. car «автомобиль» + pool «объединение») или райдшерингом (англ. ride «поездка» + англ. share «делиться»). Водитель или попутчик находят друг друга через сервис, едут вместе до точки назначения - и пассажир компенсирует владельцу авто часть затрат на поездку.
В январе 2019 года исполнилось 5 лет c момента выхода BlaBlaCar на российский рынок. Сейчас наша страна – основной рынок для BlaBlaCar. Недавно наше сообщество в России преодолело планку в 20 миллионов человек, в то время как всего у компании 70 миллионов пользователей в 22 странах.
География распространения сервиса в России повторяет контур распределения населения. Самая активная часть пользователей находится в большом треугольнике между Санкт-Петербургом, Краснодаром и Красноярском. Наиболее популярные направления – между крупными городами и на расстоянии до 500 км вокруг них.
На первом месте по спросу – поездки из Москвы. Также очень популярны отдельные маршруты: Екатеринбург-Челябинск, Казань-Набережные Челны и т.д. Иногда для этого есть объективные причины. Например, из Казани популярно направление в Уфу, потому что между этими городами плохо развито железнодорожное сообщение. BlaBlaCar дополняет существующие транспортные опции, давая людям возможность выгодно и быстро перемещаться.
Сегодня можно сказать, что BlaBlaCar в России – народный сервис. Его основная аудитория - молодёжь в возрасте 25-35 лет, но в последние пару лет к сервису присоединяется всё больше людей старшего возраста. Нам есть куда расти. Если мамы и папы уже охвачены, может быть, мы сможем заинтересовать и бабушек с дедушками?
Когда мы запускались в России, не раз слышали стереотипы о неприветливости россиян и их нежелании делиться своим личным пространством. Но 20 миллионов наших пользователей опровергают эти стереотипы. Если есть хороший продукт и понятная ценность, которую люди получают, они готовы ездить с попутчиками.
В целом, мы меньше отличаемся от европейцев, чем об этом принято говорить. Среди основных особенностей россиян можно выделить спонтанность. Наши пользователи часто планируют поездки в последний момент, за 12 часов до выезда, а, скажем, в Германии – в среднем за три дня.
Также у нас более терпеливо или мягко относятся к неудобствам в поездке, в том числе и техническим. Если в дороге что-то пошло не так, например, не совпали музыкальные предпочтения, наш человек не очень-то хочет оставлять правдивый отзыв об этом – тем самым он может обидеть водителя или пассажира. В европейских странах всё иначе. Там люди более требовательны к качеству и уровню сервиса: если что-то не так - они обязательно пожалуются. Такой подход, на самом деле, положительно влияет на ответственное отношение пользователей. В общем, стереотипы о «суровых русских» в нашей сфере не подтверждаются.
Ранее российские чиновники и законодатели несколько раз предъявляли претензии к деятельности BlaBlaCar в России. В основном это было связано с непониманием сути нашей деятельности: что мы не являемся такси, что наши пользователи не зарабатывают деньги, а лишь компенсируют расходы на топливо и т.д. Не было понятно, что такое «карпулинг». Сейчас ситуация сильно изменилась.
При нашем участии при Минтрансе РФ создана рабочая группа, которая разрабатывает правовые рамки для регулирования карпулинга. Депутаты Госдумы и чиновники разных уровней публично говорят о том, что не нужно бороться с прогрессом и пытаться запретить BlaBlaCar, потому что людям нравится ездить с попутчиками, им это выгодно и удобно. Сегодня законотворцы разрабатывают правила регулирования карпулинга, и мы им в этом помогаем, делясь опытом работы в развитых странах, таких как Франция, Бельгия, Германия, Италия и многих других, где поездки с попутчиками разрешены и даже поощряются государством.
Аудитория сервиса BlaBlaCar меняется, и мы вместе с ней: используем новые каналы продвижения, транслируем новые сообщения. Вначале мы делали упор на онлайн-маркетинг. Так мы стремились в кратчайшие сроки собрать критическую массу пользователей, чтобы водитель или пассажир могли с большой долей вероятности найти друг друга на нашей платформе.
После перешли к образовательному этапу - стали много рассказывать о том, почему карпулинг это хорошо, что такое экономика совместного потребления, как она влияет на социальные, экономические, экологические и прочие аспекты жизни человека. К тому моменту наш бренд уже знали, у нас было много пользователей, но нужно было работать над более глубинным проникновением понимания сути и миссии компании в массы. Плюс требовалось охватить более широкую и консервативную аудиторию.
Год назад мы сделали ребрендинг и переосмыслили свои визуальные сообщения. Раньше наш логотип был разноцветным и «весёлым». Он доносил мысль о том, что наше сообщество яркое и разнообразное, а попутчики - интересные и веселые. Сейчас цвета логотипа более «серьёзные» и, если можно так выразиться, более «взрослые». Вместо букв названия компании - BlaBlaCar - в логотипе остались лишь две буквы b, которые также представляют собой кавычки. Новый логотип говорит о том, что мы, во-первых, сближаем людей, во-вторых, соединяем пункты отправления и прибытия, в-третьих, даём людям возможность знакомиться и общаться друг с другом.
В 2018 году мы запустили первую в истории сервиса в России ТВ-кампанию на нескольких федеральных каналах, рассчитанную на более консервативных пользователей. Мы остались довольны результатами и планируем периодически повторять этот опыт.
В прошлом году во Франции сервис договорился о покупке автобусного оператора Ouibus. В январе 2019 года мы в России начали сотрудничество с официальными автобусными перевозчиками, совершающими поездки по регулярным маршрутам, и запустили сервис BlaBlaCar Pro. Этому предшествовало тестовое исследование в России, которое показало, что пользователи не против появления автобусов на нашей платформе. Таким образом, сегодня пассажиры получают больший выбор транспортных средств, а официальные перевозчики - дополнительный поток клиентов.
Фокус BlaBlaCar постепенно меняется. Сегодня мы хотим выйти за рамки карпулинга и стать глобальным маркетплейсом для автомобильных поездок.
У поездкок на автобусе есть свои преимущества перед поездками на автомобиле с попутчиками. Например, если вы едете с большим багажом, или большой компанией, или планируете совершить длинную ночную поездку и в дороге хотели бы выспаться. При этом у поездок с попутчиками есть много своих плюсов. Например, ни один перевозчик не может обеспечить такой разветвлённости сети маршрутов, он не может связать напрямую два небольших населённых пункта, минуя вокзал в районном центре. А ведь это позволяет экономить время в пути.
Если человеку нужно поехать в соседний город, то на нашем сайте он должен иметь возможность найти для себя оптимальный вариант, будь то поездка на машине или на автобусе. Мы хотим создать полезный и эффективный продукт.
Чтобы стать партнёром BlaBlaCar Pro, потенциальный перевозчик должен предоставить документы, подтверждающие официальный статус его деятельности в качестве регулярного перевозчика. После проверки документов он получит доступ к личному кабинету и сможет размещать информацию о своих поездках, указывать количество доступных для бронирования мест, устанавливать цену за билет (она не ограничивается, в отличии от карпулинговых поездок), - в общем, сможет легко управлять своими бронированиями.
Карпулинг останется приоритетным направлением для BlaBlaCar в России. У рынка есть потенциал, он будет расти. Но теперь перед нами более сложная задача: развивать сразу два направления – карпулинг и автобусные перевозки - на одной платформе. Для этого потребуются дополнительные силы, это значит, что наша команда будет увеличиваться. Следующие несколько лет станут для компании знаковыми – и в мире, и в России.
Россия точно будет в мировом тренде развития концепции совместного потребления. И не только в карпулинге (повторюсь, для BlaBlaCar Россия - рынок №1), но и в каршеринге, и во многих других областях. Тот же каршеринг сегодня в Москве более развит, чем во многих европейских столицах. Так что мы не только идёт за трендами, но и можем быть примером другим странам.
Читайте также:
Как добиться от сотрудников эффективности: опыт Booking.com.
Как сервис Busfor меняет рынок междугородных автобусных перевозок.
Неформат: десять вдохновляющих историй о нестандартных бизнесах.