Бизнес, который не трансформируется, не может быть успешным в долгосрочной перспективе. Рано или поздно его обойдут конкуренты, которые внедрят новую технологию, создадут необычный продукт или поменяют важный бизнес-процесс. О том, как важно главе компании следить за инновациями и принимать исходя из этого управленческие решения, предприниматель Хэшам Хафез, ведущий бизнес в нескольких странах, рассказал в своей книге «Глобальный инноватор». С разрешения издательства «Абрикобукс», выпустившего эту книгу, мы публикуем выдержки из неё.
Инновации – это инструмент, лежащий в основе процесса глобальных трансформаций. Это создание чего-то принципиально иного, получение знаний и рождение идей. Многое из того, что мы называем инновациями, – это результат небольших, но постоянных преобразований, доработок и улучшений, которые происходят с течением времени, а затем проявляются как нечто принципиально новое, переходящее от культуры к культуре, от общества к обществу.
Я видел это своими глазами, испытал на себе. Если не меняться, не перестраиваться и регулярно что-то не изобретать, в деловом мире можно очень быстро оказаться не у дел. Получив образование в сферах бизнеса и экономики в Австрии, я начал работать в фирме, занимающейся торговлей буквально всем – от тунца до противогазов во время войны в Персидском заливе. Спустя какое-то время мне поступило более привлекательное предложение и приглашение в другую компанию, занимавшуюся продажей бумаги в Вене. Я отправился в путь, исколесил вдоль и поперёк Западную и Восточную Европу, а затем Ближний Восток и Азию.
Я учился считывать и понимать другие культуры, наблюдать и выявлять их ценности, становиться там своим, обрастать контактами, выстраивать связи. Благодаря этому я убедился, что творческий и новаторский подход доступен лишь тем, кто в состоянии иметь дело с самыми разными людьми и взглядами. Это важный способ расширения творческого диапазона.
Если ваш опыт ограничен или неглубок, вы не открыты настолько, чтобы видеть мир глазами других, вам будет крайне сложно стать новатором. И здесь я имею в виду не просто движение по уже проторенной дороге, даже если вам это удаётся гораздо лучше, чем предшественникам. Я говорю о создании принципиально нового, того, о чём раньше никто и не задумывался. Это тяжёлый труд, для которого потребуется развивать воображение и расширять горизонты настолько, насколько это возможно.
Мои путешествия убедили меня ещё кое в чём. Я был чужаком, посторонним, соприкоснувшимся с культурами Западной Европы, Ближнего Востока и Восточной Азии, столь отличными друг от друга и от культуры моей страны. Приехав учиться из Египта, я стал иммигрантом. Если мы обратимся к истории, то столкнёмся с ошеломляющим фактом: креативные и новаторские государства открыты для талантливых иностранцев. Страны, позволяющие потокам разных культур омывать свои берега, обладают самыми широкими возможностями для зарождения нового.
Полагая, что имею за плечами бесценный опыт, я решил открыть собственный бизнес по продаже бумаги и обслуживать рынок Ближнего Востока. В 1994 году я поселился в Дубае, который показался мне чрезвычайно космополитичным городом, готовым принимать бизнес-идеи, толерантным и доброжелательным к людям разных культур. Правительство здесь усиленно работает над тем, чтобы превратить его в новаторский центр, и у Дубая есть все шансы для этого.
Я начал бизнес на комиссионной основе, выстраивая отношения между клиентами и поставщиками. Однако вскоре обнаружил, что двери поставщиков в Европе, так же как и в США, для меня закрыты. Это был красноречивый урок, ставший ещё одной главой в моей истории об инновациях. Вас могут переполнять прекрасные идеи, но для воплощения их в жизнь не обойтись без определённых возможностей. Не всякое общество способно дать их людям, особенно новичкам с нестандартным взглядом на жизнь. Инновационное общество, если оно хочет оставаться на передовых позициях, вынуждено искать способы привлечения капитала и других ресурсов в руки креативных новичков.
Я должен был придумать новаторский путь ведения бизнеса, который бы позволил открывать новые торговые сети. Единственным шансом, который я видел, была поездка в Азию. В то время никто в неё не верил, но я чётко понимал, что именно там смогу покупать качественную бумагу по конкурентным ценам и продавать её клиентам на Ближнем Востоке. Я ездил в Индонезию, на Тайвань и в Корею. Выучил индонезийский язык, чтобы влиться в общество и разговаривать с представителями фабрик на их языке. Тогда в этих странах не было опыта экспорта, ведь их заводы миру были малознакомы.
Я открыл офисы в Корее, Гонконге, Шанхае в 1996 году и в Малайзии в 1997-м. Я решил посвятить себя тому, чтобы понять менталитет людей, с которыми работал в Азии. Это было подобно современному путешествию по Шёлковому пути, древнему маршруту, соединившему Восток и Запад. И вот я оказался в Азии, вновь выстраивая мосты между Востоком, Ближним Востоком и Западом.
Технологические изменения также являются важной частью того, что мы называем инновационным процессом, хотя технологии в узком смысле слова - далеко не всё, что необходимо для инноваций. Тем не менее я убедился на собственном опыте, как некоторые из наиболее радикальных технологических прорывов изменили и мой мир.
Правила игры между покупателем и поставщиком стал задавать интернет, сделав более открытой отрасль производства, в которой я работал, а это, в свою очередь, потребовало кардинально нового подхода к ведению дел. От комиссионной модели я перешёл к финансовой.
Сегодня мы кредитуем бумажные фабрики в Азии и наших клиентов на Ближнем Востоке через партнёрскую банковскую сеть по всему миру. Но в силу правовых изменений, меняющихся рыночных условий, геополитических рисков, международных реформ налогообложения, колебаний цен и растущей прозрачности отношений между поставщиками и покупателями сохранять стабильность бумажно-сырьёвого рынка становится всё сложнее.
Презентация книги Хэшама Хафеза «Глобальный инноватор» состоялась в Москве в рамках заседания бизнес-клуба Unagrande Business Books.
Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в Facebook и канал на «Яндекс.Дзен».