Тех, кто выбирает стезю профессионального дизайнера, часто пугают высокой конкуренцией: мол, в этой сфере специалистов «и без тебя как грязи». Хотя возможностей для хорошего дизайнера в последнее время стало больше: с одной стороны, у современных «хомо консьюмер» растут эстетические запросы, с другой – динамично развивается ивент-индустрия. На перекрёстке этих двух трендов питерский дизайнер Рада Беркова десять лет назад создала свой бизнес - изготовление эксклюзивных пригласительных из кожи, винила, дерева, раковин и других нестандартных материалов.
Рада Беркова, 46 лет, графический дизайнер, предприниматель. Училась в Магаданском училище искусств, заочно закончила Университет российской академии образования по специальности «культурология». С 2003 года живет в Санкт- Петербурге. Первым собственным бизнесом была студия графического дизайна – Рада создавала и регистрировала в ФИБС торговые знаки. В 2007 году в партнёрстве с мужем основала
«Мануфактуру Рады Берковой», сейчас ведёт этот бизнес одна.
Моё первое дело - изготовление торговых марок - было достаточно успешным, можно было его продолжать, но мне захотелось чего-то нового и нестандартного. Идея с приглашениями была взята не с потолка - часто клиенты обращались с пожеланиями сделать необычные и запоминающееся пригласительные. На тот момент эта ниша была почти пустой, все пользовались шаблонными открытками.
Однажды ко мне пришла молодая пара - достаточно смелые ребята, чтобы перешагнуть шаблон «плоского и бумажного». Вместе мы придумали пригласительные в тубусах из красного бархата с сургучной печатью. Именно тогда пришло понимание, что нестандартные решения при грамотной подаче могут стать хорошим продуктом.
Ну а воплотилось в жизнь всё довольно быстро – мы быстро проанализировали рынок, увидели, что он пустой, и в 2007 году запустили «Мануфактуру Рады Берковой». Стали участвовать в специализированных свадебных выставках, нас довольно быстро заметили. Кстати, после первой выставки, примерно через два месяца после старта, наш проект уже вышел на самоокупаемость.
Первые два года были просто сумасшедшими по потоку заказов, я работала по 10-12 часов в сутки, ведь ниша была свободной и мы отрабатывали не только Питер и Москву, но и другие российские регионы и страны СНГ. А потом уже подключились и Израиль, и Америка. Забегая вперёд, скажу, что Украина, Казахстан, Грузия, Абхазия и Чечня и сейчас в географии наших самых активных заказчиков, правда, сейчас стали иногда возникать проблемы с доставкой».
Офис и производство у нас находятся в Санкт-Петербурге, но местных заказчиков процентов 10%, остальные - из других городов. Примерно 60% заказов из Москвы, поэтому мы разместили там свой колл-центр - для удобства москвичей.
Схема работы такая: клиент связывается с нами, высказывает пожелания, мы обсуждаем идею, материалы, количество изделий и сроки. Дизайн задаётся либо темой праздника, либо предпочтительными материалами, либо формой. А бывает и всем сразу. Фантазия же ограничивается, как правило, лишь бюджетом.
Если нужных материалов нет в наличии – делаем закупки. Закупаемся где только можно, зависит от задачи. Например, раньше, при заказе пригласительных «Стиляги» мы переворачивали весь Питер в поисках виниловых пластинок, поэтому сроки изготовления этого вида пригласительных были небыстрыми. А сейчас уже есть люди, которые постепенно скупают винил и раз в квартал приносят нам за оговоренную стоимость.
Дизайн и технологию продумываю сама. Часто это происходит во время переговоров с клиентом, на ходу. Потом делаем контрольный образец, согласовываем, отправляем на производство с комментариями по изготовлению. По срокам всё зависит от конкретной ситуации: бывают свадьбы, для которых пригласительные заказывают за год до события, и на изготовление у нас может уйти около пяти месяцев. Или, например, в январе этого года уже пришел заказ из Амстердама на новогодние пригласительные.
Сроки изготовления на одни модели могут составить сутки, включая все стадии согласования, даже если тираж 1000 штук. На другие – два-три месяца при тираже 100 штук.
Самый бюджетный пригласительный – свиток на «золотом» пергаменте - стоит 180 рублей. Самый дорогой - в конверте из натуральной кожи с подкладкой из шёлка и сургучной печатью – обойдётся в 3400 рублей
Средства на развитие дела я обычно выделяю заранее из прибыли, полученной в самые «урожайные» месяцы.
О трендах. Периодически в моду входит тот или иной цвет, и мы это учитываем. А вот на форму и материалы особой моды нет. Можно говорить о трендах на тематику: например, несколько лет назад нас захлестнула волна гангстерских вечеринок, в этом стиле проводили свадьбы, мальчишники, корпоративы.
Конечно, у нашего бизнеса есть определённая сезонность: с весны по октябрь активны свадьбы. Перед новогодними праздниками добавляются корпоративные пригласительные. А вот юбилеи не зависят от времени года, но в целом пик работы выпадает на лето-осень, эти месяцы самые прибыльные, поэтому отпуск у нас почти всегда зимой. Но случаются и исключения – как-то пришлось выйти на работу 2 января, поскольку 31 декабря пришли крупные и срочные заказы. Хотя обычно январь самый легкий месяц.
Основная трудность такого дела, разумеется, выявилась в процессе. Поскольку мы с самого начала делали акцент на работе с нестандартными материалами, то клиенты начинали активно фантазировать. И приходилось ещё на стадии переговоров оперативно просчитывать в голове и решать технологические моменты. Ведь клиент не всегда может представить то, что он просит изготовить. Наша задача это сделать за него – придумать изделие технологически выполнимое и соответствующее его представлению.
Например, заказчик захотел сделать приглашения в морской ракушке, при этом чтобы она могла свободно открываться и закрываться. Со стороны это кажется просто, а на деле сделать надёжный крепёж, да так, чтобы его не было видно – не совсем простая задача.
Или другой пример - клиенту вроде бы нравятся в нашем каталоге пригласительные «Жемчужные», но размер раковины он хочет в два раза больше, цвет другой, да и форму более плоскую. Приходится быстро решать, сможем ли найти подходящее сырьё в нужном количестве.
Основной риск моего бизнеса сегодня – это нестабильность стоимости материалов, которая, как правило, зависит от курса евро. Например, натуральную кожу и замшу мы покупаем в Италии, дизайнерская бумага (а с другой мы не работаем) тоже вся изготавливается за границей, речной жемчуг, стразы Сваровски, английское кружево – всё реагирует на курс валюты.
В самом начале я пыталась привлекать контрагентов для выполнения промежуточных задач – в основном, это были типографии, специализирующиеся на постпечатной подготовке - вырубке, шелкотрафарету, тиснению, но очень быстро поняла, что процесс должен быть замкнут внутри фирмы. Только тогда мы могли гарантировать обещанное качество и, что самое важное – сроки. Ведь пригласительные - это всегда заказ, жёстко привязанный к дате, опоздать нельзя категорически.
Ещё одна трудность такого бизнеса, как наш, - квалификация персонала. В нашей компании сейчас работают 14 человек, включая бухгалтера и обученных мастеров. С заказчиками работаю я сама. Мастера на производстве едва ли не с каждым заказом должны перестраиваться на новый материал или новую технику, и это не должно отражаться на качестве и сроках.
Изначально задумывалось, что мастера будут универсальны, то есть каждый должен был уметь выполнять любую операцию. Но на практике этого не получилось. Например, одни умеют грамотно работать с бархатом и кожей, а другие лучше справляются с сургучом и бумагой. Как следствие, при большом наплыве заказов, например, пригласительных из кожи - нагрузка не распределяется на всех работников одинаково. От этого сроки изготовления увеличиваются, к сожалению.
Зарплата мастерам - самая большая статья расходов моего бизнеса. Дальше идут арендная плата и закупка материалов. Чем дороже стоит материал, тем меньше должно быть брака, и тем дороже обходится работа мастера.
Было сразу именно так и задумано – идти в узком направлении и работать только над пригласительными. Не распыляться, чтобы не раствориться. Потом пришлось, конечно, начать делать сопутствующие аксессуары – рассадочные карты, праздничное меню, книги пожеланий и так далее. Это логично - клиент заинтересован в едином стиле атрибутов своего праздника.
Что касается самих дизайн-идей, то, к сожалению, некоторые из них - удачные и популярные - пришлось убрать «в стол» из-за невозможности добыть в нужные сроки и в нужном количестве материалы. Например, эта участь постигла пригласительные в виде фотоплёнки. Раньше были разборные катушки для фотоплёнки, мы печатали приглашение, имитируя фотопленку, и вставляли в катушку, сверху делали индивидуальную наклейку. Чтобы прочесть текст, нужно было тянуть за «хвостик» фотоплёнки. Сейчас нет возможности найти такое ретро в нужном качестве и количестве, поэтому модель была снята с производства.
Если говорить о векторах дальнейшего развития, мне нравится работать с натуральной кожей - почти весь прошлый год я посвятила освоению новых техник работы с кожей и замшей. Сейчас в разработке небольшая коллекция пригласительных из кожи и замши.
Планирую в этом году запустить новый проект, посвящённый эксклюзивным женским штучкам из натуральной кожи - все авторская ручная работа.
Раньше наша мануфактура активно участвовала в свадебных выставках, их проводилось по пять-шесть в год. Сейчас, на мой взгляд, качество таких мероприятий оставляет желать лучшего - и наша активность в этом направлении снизилась: в прошлом году участвовали только в одной выставке (и то отработали в минус). Но на свадебных порталах размещаемся, отслеживая эффективность каждой кампании.
Продвигаем свой сайт Vradost.ru. Дизайн и структуру сайта я делала сама. Админская часть разработана с учётом возможности самостоятельного внесения информации, что весьма экономит затраты на ведение и содержание сайта. Программировал движок талантливейший Дмитрий Попов, который помогает мне делать и другие проекты, мы сотрудничаем уже десять лет.
Основная часть наших клиентов - это обеспеченные люди. Среди них есть и весьма титулованные особы. К примеру, мы на протяжении шести лет по заказу консульства Королевства Тайланд делали приглашения на день рождения короля Пумипона Адульядета, который, к сожалению, умер в прошлом году.
В линейке «Мануфактуры Рады Берковой» сейчас 332 модели пригласительных, скоро каталог пополниться еще 15 моделями
Кроме свадеб и юбилеев, как правило, для постоянных клиентов, делаем пригласительные на мальчишники-девичники, крестины, вечеринки, презентации, годовщины, даже на новоселья.
Мы активно работаем не только с частными клиентами, но также с ивент-агентствами и организаторами свадеб. Правда, по этой индустрии очень ударил кризис – многие фирмы просто закрылись.
Сейчас, конечно, ритм работы спокойнее, чем первые года три. Алгоритм отлажен, ЧП и «сюрпризы» случаются редко.
С клиентами работаю сама, поэтому основная работа - «на телефоне» или через электронную почту. Когда с заказчиком большая разница во времени, могу начать рабочий день в 5 утра или закончить ночью. Но особых неудобств это не вызывает.
Вообще, я очень увлечена своей работой, но кроме неё есть, конечно и другие интересы: хожу в тренажерный зал, воспитываю-дрессирую свою немецкую овчарку. Люблю смотреть на большую воду. Воскресные пикники тоже обязательны.
Охотники за антиквариатом: как заработать на редких книгах.
Поднять архивы: как заработать на семейных родословных.
Перспективная бизнес-идея: свадебные квесты.