Большинство предпринимателей с удовольствием рассказывают о своих успешных проектах, а вот о неудачах предпочитают не распространяться. Оно и понятно - о факапе хочется как можно быстрее забыть и стереть его из своей памяти. А между тем, негативный опыт одного предпринимателя может уберечь от «грабель», на которые он уже наступил, многих других коллег по цеху. О том, как подняться после провального проекта и не потерять веру в себя, порталу Biz360.ru рассказал серийный предприниматель из Барнаула Вячеслав Титов.
Вячеслав Титов, предприниматель из Барнаула, 38 лет. Закончил энергетический факультет Алтайского государственного политехнического университета по специальности «инженер–конструктор». За время занятий предпринимательством запустил и впоследствии закрыл несколько проектов, в настоящее время занимается пошивом хозяйственных перчаток. Женат, двое детей.
Как всё начиналось
Я всегда пытался сам зарабатывать деньги - с 13 лет работал по найму в бригаде по озеленению, перекапывали газоны. А в институте у нас была бригада грузчиков-студентов, подрабатывали в свободное время.
Я закончил вуз в 2002-м году с дипломом «инженер–конструктор». Но и дня по специальности не работал. Сначала был маркёром в бильярдном клубе, который мы позже втроём с друзьями выкупили у собственника - и стали работать сами на себя. Правда, чуть позже здание признали аварийным и всё пришлось закрыть. Потом работал в торговой компании, где быстро занял довольно хорошие позиции, но после травмы спины пришлось провести три месяца на больничном, а для динамично развивающейся компании это - приличный срок, и меня ждать не стали. Потом около полугода работал в фирме по продаже масел и ГСМ.
В 2012 году мои товарищи открыли продуктовый магазин, в котором меня назначили директором. Я хоть и не был совладельцем, относился к нему как к собственному бизнесу. Разработал всю матрицу, было очень интересно подбирать ассортимент, который бы отличался от большинства магазинов. У нас, например, было много польских, эстонских и белорусских сладостей. Параллельно с магазином был проект формата «кофе-пицца». Креативное такое место площадью 80 квадратных метров с живыми растениями, мебелью из ротанга, собственным дизайном. В него было вложено около 600 тысяч рублей.
Но скоро и магазин, и кафе закрылись. Там я получил отличный опыт управления, ведения переговоров и организации бизнес-процессов. Вообще, это был в моей жизни период, когда я придумал несколько проектов, которые потом реализовал.
Весной 2012 года, накануне чемпионата Европы по футболу, я открыл ночной автокинотеатр под открытым небом «Китовый ус» - на парковочной площадке автокомплекса «Техномаркет». Классный был проект, но он, к сожалению, прожил всего несколько месяцев. История такая: у моих друзей был проектор, который они мне отдали под обещание, что я поделюсь прибылью, если что-то заработаю.
Я расписал концепцию проекта, договорился с «Техномаркетом», мы сварили металлическую конструкцию, на неё повесили большой баннер – получился экран, звук поступал через определённую частоту радиоприёмника. Я поставил хорошие туалеты, договорился с владельцем близлежащего кафе, об обслуживании наших клиентов.
В общем, начинаем развиваться, придумываем разные интересные фишки, даём рекламу. Билеты были недорогие - 300 рублей с машины. Нам на первом этапе важно было «прозвучать», вызвать хорошие эмоции у барнаульцев, запустить «сарафан». Например, как-то был день рождения у девушки, подружки сделали ей сюрприз – привезли в наш кинотеатр с завязанными глазами, начался фильм, который прерывался поздравлениями на экране. Нас часто арендовали именно для таких сюрпризов – признание в любви, день рождения и т.д.
Но пиковым моментом стал, конечно, Евро-2012, матчи с участием России. Приезжала куча народу - байкеры, болельщики. Было очень классно. Конечно, мы прилично заработали. Вообще, это был очень хороший эмоциональный проект, но минус его в том, что зарабатывать можно только на массовых мероприятиях, в будничном режиме выручка была небольшой. Этот формат хорошо работает под большие события, а если заниматься им как каждодневно, нужно серьёзно погружаться в тему авторских прав, что очень затратно. Мы показывали несколько фильмов в неделю, крутили старую добрую классику или авторское кино, никаких новинок, ну и транслировали спортивные мероприятия.
Но я отошёл от этого бизнеса не потому, что мало зарабатывал, убыточным он не был, а по личным причинам: один за другим родились двое детей, работать в ночное время я уже не мог - и решил перевести его в пассивный доход. Я передал кинодром знакомым парням на условиях, что они ежемесячно будут 10 000 отдавать мне, 5000 в месяц - арендная плата, остальное – их прибыль.
Так они и стали работать. Через какое-то время я приехал посмотреть как идут дела, и с сожалением понял, что тот уровень сервиса, который я задал изначально, не соблюдается, людям здесь некомфортно. Это проект должен был радовать и создавать положительные эмоции – а какое настроение может быть, когда вокруг беспорядок и грязь? В общем, я забрал оборудование, отдал владельцам и прикрыл эту лавочку.
В 2014 году я привёз в Барнаул ещё одну забаву - бампербол или футбол в шарах. Это такое развлечение для активного отдыха. Человек залезает в накачанный воздухом шар - бампербол, который позволяет безбоязненно падать и делать умопомрачительные трюки во время игры. Этот проект мы делали на двоих с товарищем на заёмные средства. До нас в Барнауле ещё никто такого не предлагал.
Это была очень классная позитивная идея для эмоциональной разрядки и снятия стресса, отлично подходящая для корпоративных мероприятий, например. Можно играть стенка на стенку, а в конце салют: все бегут в центр, сталкиваются и разлетаются в разные стороны. Смешно и весело.
Потом такие шары, но меньшим диаметром, привёз ещё один бизнесмен. Мы решили не конкурировать, а сотрудничать, вместе работали на мероприятиях: он - в помещении, я на открытом воздухе. Договорились не демпинговать, цена аттракциона была 4-5 тысяч рублей за час.
Этот проект просуществовал полтора года, потом мы его продали, потому что я увлёкся другим делом которое захватило меня целиком.
Я открыл кулинарный цех и магазин «Пышные булки», название придумал сам. Сначала проект задумывался как пекарня, но быстро выяснилось, что такой формат малоприбыльный. Тогда я решил расширить ассортимент, взяв в качестве примера формат советской кулинарии, где продавалось всё - и тесто, и солёные огурцы, и выпечка. Так в ассортименте появился печёночный торт, малосольные огурцы, цыплёнок табака, несколько видов замороженных полуфабрикатов: манты, пельмени и т.д. В общем, дело пошло.
И тут я натолкнулся на первый риф – кадровый вопрос. По наивности думал так: сделаю зарплату выше средней по Барнаулу (на тот момент она была 15 тысяч рублей, я платил 20), и автоматически ко мне придут лучшие и высококвалифицированные специалисты. Но на практике выяснилось, что пекари – как таксисты: накосячили в одном месте, уволились, пошли в другое.
Тут надо понимать, что в пищевом производстве есть два ключевых момента. Первое – производство нужно загрузить по полной, чтобы не простаивало оборудование. Поэтому пекари – ключевые фигуры: есть пекари – всё работает, нет – ты в убытке. А у меня были ситуации, когда человек пришёл в плохом настроении на работу, психанул и ушёл. Пришлось нам с женой самим лепить пельмени.
Или другой камень преткновения: я долго искал рецепты, мне хотелось удивить покупателей, предложить им какие-то «фирменные» продукты, которые есть только у нас. Поэтому манты, например, я делал по тёщиному рецепту, это была наша фишка, мини-манты. Или рецепт пасхи я нашёл старинный, по которому наши прабабушки готовили. Поэтому мне было очень важно, чтобы и рецептура, и технологии соблюдались неукоснительно. Но именно этого оказалось добиться чрезвычайно трудно, работники всё делали так, как считали нужным. В общем, «начальник - дурак, я – умный».
Ну и, конечно, классика жанра – воровство, с ним я тоже столкнулся не раз. И после этих случаев стал очень тщательно разрабатывать типовые трудовые договоры, в которых были прописаны все нюансы: и материальная ответственность, и неразглашение тайны. Это тоже вызвало негативный отклик у некоторых.
Но я всё равно развивал этот бизнес, поскольку он мне очень нравился. Мы расширили ассортимент, ввели квасы и морсы, открыли вторую точку, которая работала на доставку.
И тут арендодатель решил поднять стоимость аренды. Я попросил рассрочку, поскольку был не прибыльный месяц, но он не захотел ждать. И мне пришлось уйти из этого помещения.
Не исключаю, что такой ход был сделан с умыслом – эта технология практиковалась в 90-е: пускают человека торговать, он «прикармливает» точку, потом его убирают и торгуют сами. Вот и мой арендодатель тоже решил открыть свой магазин, но в итоге у него эта тема не пошла. Я же ушёл в доставку, но там тоже не очень получилось, мы делаем пироги, не дешёвые, но вкусные, из хороших продуктов. Участвовали со своей продукцией в разных городских мероприятиях, чтобы о нас узнали, устраивали презентации. Нас замечают, хвалят, даже грамоты получаем. И тут у меня увольняется пекарь, я обнаруживаю кассовый разрыв, опять сталкиваюсь с воровством и снова приходиться увольнять людей.
Тогда я решил вырастить себе пекарей сам: обратился в одну барнаульскую школу, где есть классы с интересной специализацией: они готовят ребят как будущих технологов пищевой промышленности для поступления в «политех». Я взял себе двух парней-выпускников, предложил им довольно высокую зарплату для начинающих, с тем прицелом, что буду вкладываться в их повышение квалификации. Но так из этой затеи ничего не вышло, они тоже оказались безответственными. Расстались мы с конфликтом.
В общем, закрыл я и этот проект. Я честно бился за этот бизнес, мы начали подниматься, но кадровый вопрос и воровство его подкосили. Также я ясно понял, что мне не хватает знаний и по управлению людьми, и экономических, и что нужно заняться самообразованием. А чтобы оборудование не простаивало, стал жарить на нём арахис и продавать в точки, которые торгуют пивом. Также договорился с продавцами из Узбекистана, торгующими фруктами на базаре, жарил им. Я считаю, главное - что-то делать. Любая работа, даже малоприбыльная, лучше бездействия.
Сейчас у меня бизнес по вязке хлопчатобумажных перчаток. Никакого человеческого фактора - вяжут автоматы, купил оборудование в Китае. Этому проекту полтора года. Параллельно думаю над другими проектами.
Бизнес с перчатками далеко не такой интересный, как пищевое производство. С автоматами просто, но скучно. Но, с другой стороны, этот монотонный труд освобождает мозг для новых идей. Так что сейчас, пока вяжу перчатки, придумываю новые проекты.
Почему у меня было так много неудач? Моя главная ошибка, я считаю, состояла в том, что я всё хотел проверить опытным путём, во всём убедиться на личном опыте. Мне говорили - нет, это не вариант, а я всё равно лез и пробовал. Видимо, бизнес-аксиомы принимал за теоремы и пытался доказать по-своему.
Вторая ошибка - у меня элементарно не хватало, да и сейчас не хватает знаний. Я предпочитал влезть в драку, а потом разобраться, что к чему. А надо было действовать поэтапно: узнал что-то новое - внедри это на практике и посмотри, правильно ли работает. Или наоборот - возникла проблема, притормози и изучи. Сейчас я эти пробелы в самообразовании восстанавливаю. Даже «Капитал» Маркса начинал читать.
Мои проекты, наверное, можно назвать прожектами. Хотя нет, скорее факапами. Стабильных денег я ни на одном не заработал. Может, просто терпения не хватило? Я креатор, мне нравится придумать проект, разработать концепцию. А вот поддерживать – это уже не моё. Не хватает, наверное, знаний, или личных качеств, или предпринимательский темперамент не тот. Это как в шахте – есть тот, кто долбит породу, и тот, кто поддерживает. Я тот, кто долбит, и мне, видимо, нужен партнёр, который бы мог поддержать и стабилизировать достигнутые результаты.
Если говорить о затратах, то с разными проектами было по-разному: и собственные средства вкладывал, и кредиты брал, и с товарищами скидывался. Самый затратный проект для меня - это тот, в который я вложил больше всего душевных сил и за который больше всего переживал - пекарня и доставка еды. Ведь я закупил дорогое итальянское оборудование, в целом, миллиона два убытков было.
Когда нужно закрывать проект? Моё мнение - это должны сказать тебе цифры, объективные экономические показатели, а не собственные ощущения, которые могут подвести. Когда уходишь в минус и понимаешь, что нет подушки безопасности - это предел, надо закрывать. Причём делать это сразу, не тянуть резину, не тешить себя иллюзиями. Самая большая ошибка - это жалеть потраченные время и силы. Типа, я душой прирос, я столько вложил. Надо смотреть правде в глаза и понимать, что дальше потери будут только расти. Самое опасное - это влезть в долги и закрутиться в этой воронке, когда ты всем должен.
Читайте также:
«Ты делаешь фигню»: четыре истории о бизнес-факапах.
75 ошибок начинающего предпринимателя: опыт бывалых.
Бизнес, который лопнул: три реальных кейса о закрытых проектах.