Отзывы клиентов на сайте – хороший инструмент для продаж и продвижения. Но собрать реальные отзывы от реальных людей, да ещё добиться от них согласия на публикацию фото – не то, чтобы слишком уж сложная задача, а, скажем так, довольно хлопотная. И тогда предприниматели или их штатные маркетологи эти самые отзывы попросту фабрикуют. Самое плохое в этой ситуации то, что явление это достаточно массовое, а значит – такая практика подрывает доверие потребителей к отзывам как эффективному инструменту продвижения.
Многим поклонникам кино нравится американская актриса Кирстен Данст, звезда фильмов «Джуманджи», «Убийственные красотки», «Человек-паук» и многих других. Кирстен – милая, обаятельная и симпатичная барышня, убедиться в этом несложно, например, вот её фото на сайте «Киномания»:
«Киномания» - сайт профильный, и появление на его страницах Кирстен Данст оправдано спецификой ресурса. Но если мы воспользуемся сервисами «Яндекс.Картинки» или «Google.Картинки» и запустим поиск по фотографии, то обнаружим, что голливудская красотка кочует не только по киносайтам, но и по ресурсам российских коммерческих компаний.
Так, звезда «Человека-паука» на сайте компании «Синтерком-С», производящей и продающей полиэтиленовые пакеты и мешки для мусора, рассказывает всему миру, какие прекрасные и ответственные люди работают в этой фирме – сделали всё вовремя, да ещё и скидку дали. Правда, барышню на этом сайте зовут не Кирстен Данст, а «Антонина Суханкина», и она не актриса, а менеджер по рекламе.
Кирстен Данст покупает в России не только пакеты, но и конвекторы – в частности, она также является клиентом санкт-петербургской компании «Технология», у которой якобы приобрела один прибор для вдумчивого тест-драйва, а теперь собирается прикупить ещё несколько штук для «всех своих 12 комнат». На этот раз хитроумные маркетологи переименовали Кирстен в «Ксению».
Это, разумеется, тоже ещё не все. Оказывается, Кирстен Данст не только снимается в кино, ведёт светскую жизнь и покупает конвекторы и пакеты-«маечки», скрываясь под вымышленными именами, но и имеет в России свой бизнес. Правда, опять действует под псевдонимом. Выясняется это на раз-два: открываем сайт брянской компании «Окна ДИСА» и читаем отзыв «Екатерины Плехановой» о том, как для её открывающегося кафе продали прекрасные окна. И теперь кафе «стало ближе к идеалу». Причём, «намного».
Подобной фальсификацией отзывов российские (а также белорусские и украинские) компании занимаются массово. Причем, на некоторых сайтах мы обнаруживали одни и те же фотографии разных людей под разными именами не только по отдельности, но и, что называется, в комплекте. Например, на сайте компании «Экосептик» мы видим отзывы довольных клиентов – «Ивана Харитонова» и «Андрея Мартыновича».
А на сайте страхового брокера «Бинариум» эти же люди зовутся по-другому – «Антон Бугров» (48 лет) и «Григорий Волков» (51 год). Заметим, что слоган «Бинариума», указанный в «шапке» сайта – «Построено на доверии».
Оба эти мужчины фигурируют на десятках сайтов под десятками имён, в этом легко можно убедиться, воспользовавшись сервисами поиска по фотографиям. Вот лишь несколько строк в поисковой выдаче по фото «Ивана Харитонова/Антона Бугрова».
На самом деле – это никакой не «Иван», «Антон» или «Николай», а мэр украинского города Черкассы Сергей Одарич. И фото, которое красуется на десятках сайтов в разделе отзывов, было взято с его странички в соцсети «Вконтакте» (если хотите проверить – загляните в фотоальбом господина Одарича).
Как мы поняли, проведя лишь беглый мониторинг, фальсификацией отзывов занимаются и маркетинговые агентства, и штатные маркетологи, и индивидуальные предприниматели, которые «ведут» свой сайт лично. В первых двух случаях заказчики и работодатели могут даже не знать, что на их сайте находится лживая информация.
Обнаружить это достаточно просто – нужно лишь промониторить свой сайт с помощью сервисов поиска. И если обнаружится фальшивый фидбэк, то рекомендуем обязательно избавиться от таких отзывов, ведь факт их использования может легко всплыть на поверхность – например, если какой-нибудь ушлый блогер из вашего региона или коллега-конкурент сделают такой мониторинг быстрее вас. И если эта информация будет растиражирована, ваша репутация может серьёзно пострадать.
А о том, как заполучить реальные отзывы клиентов на сайт, можно прочитать тут.
Как собрать реальные отзывы клиентов для сайта.
Как протестировать свой сайт на вменяемость и «продающесть».
Три простых способа отследить упоминание сайта или бренда в соцсетях.