Рынок натуральной еды и здорового питания переживает в России настоящий бум – запускаются новые проекты, растёт популярность эко-продуктов, появляются новые игроки. Один из драйверов индустрии – так называемые детокс-продукты, которые помогают очистить организм. Именно в этой нише запустила свой проект Наталья Марахновская, сделавшая ставку на полезные коктейли из свежевыжатых соков. О том, какова специфика детокс-бизнеса и как убедить людей покупать маленькую бутылочку свежевыжатого сока за 300 рублей, порталу Biz360.ru рассказала основатель проекта Food SPA Наталья Мараховская.
Наталья Мараховская, предприниматель, вегетарианка, эксперт-консультант по «живым» детокс-технологиям. В 2015 году основала компанию
Food SPA по производству коктейлей из соков холодного отжима для детоксикации организма и продуктов для полезного питания. В компании работает 15 человек; ассортиментная линейка состоит из 21 вида миксованных соков, двух видов тортов, мороженого на основе кокосового молока и пудингов на завтрак. Проект вышел на окупаемость летом 2016 года.
К созданию собственного бизнеса Наталья Мараховская шла не самым простым путём. Всё началось пять лет назад с увлечения йогой и правильным питанием. По мере погружения в тему у Натальи постепенно менялся рацион. Вначале она отказалась от мяса, а потом - от рыбы.
«Как-то я обедала в ресторане и заказала себе рыбу. Вроде бы полезный и вполне диетический продукт. Однако после еды я почувствовала, что меня клонит в сон. И я задала себе вопрос: ведь после насыщения организм должен был наполниться энергией, а она, наоборот, меня покинула, почему?» - вспоминает Наталья.
После этого случая Наталья начала анализировать ощущения, которые у неё появлялись в результате приёма различных сочетаний овощей, фруктов, круп и злаков. В итоге она пришла к выводу, что отказаться стоит не только от мяса и рыбы, но также от яиц и молочных продуктов.
В поисках идеального рациона для себя она начала изучать полезные свойства свежевыжатых соков - и увлеклась сокотерапией. К этому времени свежевыжатые соки уже начали появляться в крупных торговых сетях. Также их можно было заказать с доставкой на дом.
«Конечно, в Москве можно приобрести полезную и правильную еду. Но для меня также очень важно, чтобы здоровое питание соответствовало моему вкусу. Мне не нравилось то, что предлагали в тот момент производители. И у меня возникло желание делать детокс-соки холодного отжима по собственным рецептам».
Наталья за 45 000 рублей приобрела шнековую соковыжималку, способную выжать сок из чего угодно, начиная от яблок и заканчивая семенами пшеницы, и начала экспериментировать с собственными детокс-коктейлями.
«Правильная» сокотерапия подразумевает употребление соков в течение дня или двух вместо еды. Этот метод оздоровления позволяет провести детоксикацию организма и избавить его от шлаков, накопленных в результате приёма вредной пищи. При этом состав соков может варьироваться в зависимости от вкусовых пожеланий и особенностей здоровья. В каждом коктейле содержится сбалансированный состав витаминов из разных групп, дополняющих друг друга. Это позволяет организму лучше усваивать микроэлементы.
«Витамины и минеральные вещества в составе каждого коктейля сбалансированы согласно закону пищевой синергии. Определённые компоненты пищи в сочетании приносят организму больше пользы, чем употребление этих же продуктов по отдельности», - говорит Наталья.
В качестве сырья для соков и коктейлей она использовала яблоки, апельсины, лимоны, лаймы, помидоры, морковь, свеклу, сельдерей, салат, кешью, финики, различные виды злаков. Наталья предлагала попробовать свои коктейли друзьям и знакомым - и очень скоро убедилась, что её таланты миксолога соков востребованы. Так и появилась идея создания собственного бизнеса.
В тот момент Наталья Марахновская занималась сертификацией строящихся объектов, и доход от этой деятельности позволил запустить собственное производство.
Компания Food SPA была организована в июне 2015 года, а уже в июле начались первые продажи. Чтобы избежать бумажной волокиты, связанной с сертификацией пищевой продукции, Наталья арендовала небольшую площадь в помещении действующей столовой, наняла помощницу и начала давить соки с помощью бытовой соковыжималки.
Такой подход позволил протестировать рынок и понять, что продукция востребована. Наталья сама подбирала сырье, выбирая в первую очередь всё самое свежее. Реклама в социальных сетях принесла свои плоды, и у компании Food SPA появились первые постоянные клиенты.
В этот момент встал вопрос о переходе на новый уровень. Наталья заказала в Корее профессиональное оборудование (затраты были уже более существенными - порядка 200 000 рублей) и сняла помещение побольше. Корейские аппараты для холодного отжима соков пришлось ждать два месяца. Новое оборудование существенно увеличило производительность – с 6 до 15 бутылочек в час. Но пока его ждали, в этот период компания работала практически себе в убыток. Наталье приходилось вкладывать в бизнес средства, вырученные на сторонних консалтинговых проектах.
Всего на организацию производства Наталья потратила около 2,5 миллионов рублей собственных средств. Они пошли на закупку оборудования и аренду помещения в 100 «квадратов» для размещения производственного цеха. И тут в развитии бизнеса начались сложности.
Выручка компании Food SPA в 2016 году составила 18 млн. рублей
Поскольку философия Food SPA основана на концепции здорового питания, Наталья старалась выбирать для детокс-соков самые свежие и качественные продукты. Однако такой подход не разделяли те перекупщики, которые поставляли ей сырьё. И несколько раз Наталья сталкивалась с тем, что ей привозили сельхозпродукцию низкого качества. В итоге несколько крупных партий овощей и фруктов пришлось забраковать и вернуть.
«Мы закупаем в месяц несколько тонн продуктов. Одних только яблок около 900 килограммов, - говорит Наталья. - А мне их привезли мягкими. Сок в итоге получился как пюре. Я не могла такое предлагать своим клиентам».
С этого момента Наталье пришлось пересмотреть свой подход к выбору поставщиков. Сейчас их несколько десятков, и большинство из них - отечественные производители, которые выращивают овощи в теплицах круглый год. При этом предприниматель уверена, что агрокомплексы, с которыми она сотрудничает, не используют химикаты – периодически Наталья отдаёт овощи и фрукты на экспертизу. Из-за опасения получить пестициды в составе продукции она отказалась закупать овощи и фрукты из Турции. Сейчас у Food SPA 25 поставщиков, еженедельно компания закупает полторы тонны овощей и фруктов.
Качество сырья было не единственной трудностью во время построения бизнеса. Ещё одна сложность была связана с организацией доставки.
Наталья обратилась к сторонней курьерской службе. И очень быстро выяснилось, что курьеры на аутсорсинге не справляются с задачами. Доставка продукции клиентам могла растягиваться с утра до вечера, а Наталье было важно, чтобы продукцию привозили к строго назначенному часу, как правило, к завтраку, а не в течение дня, когда удобно курьерской службе, ведь рацион рассчитан на сутки.
«У меня такое просто не укладывается в голове, когда мне звонят и говорят, что доставят товар с 10 утра до 18 часов вечера. И что я должна всё это время делать? Сидеть и ждать?» - возмущается Наталья. Более того, пару раз из-за плохой работы курьеров даже приходилось возмещать клиентам стоимость заказа и предлагать бесплатные соки в подарок, чтобы не портить впечатление о компании.
После таких случаев службу доставки пришлось организовывать на базе компании Food SPA. И это оказалось непросто, поскольку на работу надо было нанимать людей, готовых уже к 8 утра привезти свежий сок по нужному адресу, то есть рабочий день у них начинался в 6 утра. Сейчас команда курьеров Food SPA насчитывает более 10 человек, и большинство из них знакомы с продукцией, которую они доставляют, поэтому могут ответить на вопросы клиентов. Каждый курьер ежедневно доставляет три-пять заказов, получая сдельно за каждый заказ 350 рублей.
Следующим вызовом для Натальи стало привлечения клиентов. Изначально она хотела с помощью рекламы продвигать философию здорового образа жизни и надеялась, что это заинтересует её потенциальных клиентов. Как показала практика, этот путь оказался неэффективным. Люди гораздо охотнее реагировали на рекламу детокс-соков, позволяющих быстро похудеть. Хитом стал слоган: «Минус один килограмм за 24 часа».
«Не нужно думать, что я пыталась обмануть потребителя, - рассказывает Наталья. - Действительно, при правильном употреблении соков и грамотном входе в состояние детокса и выходе из него можно сбросить до килограмма за сутки».
Таким образом, компания Food SPA начала привлекать клиентов, имеющих проблемы с лишним весом. И хотя это был позитивный шаг в развитии бизнеса, но философия здорового образа жизни при этом оказалась отодвинута на второй план. Однако, как выяснилось примерно через полгода, идея всё же сработала: постоянные клиенты стали переходить на здоровое питание и, как следствие, отказываться от вредных привычек и продуктов.
База клиентов Food SPA – свыше 4000 человек. 70% из них – лояльные клиенты, хотя бы однократно совершившие повторный заказ
Сейчас главные каналы привлечения клиентов – Facebook и Instagram. Кроме того, Наталья активно участвует в выставках, посвящённых правильному питанию, проводит дегустации и мастер-классы на крупных ивент-мероприятиях, выступает на телевидении.
Сейчас Food SPA производит 12 000 бутылочек соков в месяц (в конце 2016 года объём составлял 9 000 бутылочек). Продукция производится только под заказ: соки – товар скоропортящийся, хранятся максимум двое суток, и производить их впрок экономически нецелесообразно.
Этим же фактором обусловлено то, что компания работает только для клиентов, живущих в Москве и Подмосковье – возить в другие регионы продукты с таким коротким сроком хранения не имеет смысла. Поэтому в качестве одного из вариантов развития бизнеса Наталья Марахновская рассматривает запуск франшизы.
Стоимость бутылочки сока Food SPA объёмом 330 мл – 300 рублей. Средний чек – 3500 рублей
Недавно Наталья запустила линейку детокс-супов, позволяющих разнообразить домашнее меню или правильно питаться в офисе во время рабочего дня. В планах – не только продавать супы и десерты через сайт, но и поставлять их в ряд московских ресторанов.
Также вместе с нутрициологом (специалистом по здоровому питанию) Наталья разрабатывает новые программы, помогающие не только сбросить вес, но и поправить здоровье, а также провести глубокую очистку организма.
Наталье Марахновской удалось доказать себе и своим клиентам: полезное питание может быть по-настоящему вкусным.Читайте также:
Olly Nature: как заработать на полезных конфетах.
Что такое витграсс и как на нём заработать.
Магазин с изюминкой: как заработать на здоровом питании.