В нынешней экономической ситуации, когда многие предприятия индустрии гостеприимства – бары, кафе, рестораны и т.д. – закрываются либо работают на грани закрытия, менеджмент остающихся на плаву заведений ищет решения, которые позволят им выжить и вырасти. Одним из примеров того, как можно быть успешным в нынешних условиях, является мультиформатное заведение «Голову с плеч», где весьма удачно «скрестили» салон красоты, бар с авторскими коктейлями и креативный лофт для мероприятий. Управляющая этим необычным заведением Ирина Черемисова рассказала проекту Five O’Clock , как организована работа внешне хаотичного проекта и почему концепция pre-party-бара себя исчерпала.
Ирина Черемисова, управляющая московского pre-party-бара «Голову с плеч». Имеет два высших образования – окончила РГТУ (юриспруденция) и МНЭПУ (журналистика). «Голову с плеч» - мультиформатное заведение, объединившее в себе бар, бьюти-салон и ивент-площадку, где проводятся различные мероприятия (модные показы, вечеринки, концерты и т.д.). Вложения в проект составили $ 100 тысяч. В месяц «Голову с плеч» принимает порядка 1000 гостей.
![Ирина Черемисова Ирина Черемисова](/upload/medialibrary/1b3/1b3074bfaab0597e9d56bfcc8c58bfbd.jpg)
По образованию я журналист и юрист, у меня два высших образования. Я занималась ивентингом, бизнес-консалтом, работала в разных компаниях. Профессий было много. В какой-то момент поняла, что знаю, что такое ивент-рынок, бар, и как примерно устроен рынок бьюти-услуг. Концепция проекта и его аудитория сложилась сама собой.
Изначально команда сформировалась вокруг одного барбер-мастера, но в целом мы универсальны и взаимозаменяемы. Например, каждый из нас бармен. И даже я, будучи на девятом месяце беременности, стояла за барной стойкой (улыбается), и это была такая фишка бара - «беременный бармен». Поэтому мы никого не ищем, команда формируется сама по себе, к нам приходят люди, влюбляются в нас и в атмосферу и остаются навсегда. В разные дни на ресепшене, в баре и бьюти-зоне может находиться один и тот же человек.
«Голову с плеч» - проект спонтанный, андеграундный и вне какого-либо формата. Мы не сразу сумели донести его идею до СМИ и аудитории. Нас постоянно переспрашивали: «Так вы салон красоты или бар?» Мы пытались объясниться многосложными конструкциями, но поняли, что в одну конкретную лазейку всё равно не попадём, а искать аналогии бессмысленно.
До нас не было таких проектов. Мы объединяем несколько видов деятельности: бар, ивент-площадку (проводим модные показы, выставки, презентации, вечеринки, семинары) и бьюти-зону. Это мультиформатная площадка, и чтобы не иметь отношения к барбершопам, тату-салонам и коктейльным барам, мы прямо на вывеске указали «pre-party bar». Что тоже, в общем-то, ни о чём не говорит (улыбается).
Формат «pre-party» якобы предполагает, что народ надолго не задерживается и уезжает после пары коктейлей. Мы тоже так думали. Человек приходит, приводит себя в порядок, выпивает пару бокалов, расслабляется и едет куда-то дальше. Поэтому мы рассчитывали на сотрудничество с разными площадками и ночными клубами через обмен аудиторией и анонсы мероприятий. Можно было раздавать флаеры других клубов, скидки на коктейли, «вписки» на вечеринки - вариантов много. Но в итоге всё вышло иначе.
Выпивая несколько коктейлей здесь, человек либо уже никуда не уезжал, либо меньше выпивал в другом месте. В худшем случае клиента теряли и мы, и партнёры: у нас не остался, у них ничего не заказал.
На мой взгляд, по сценарию pre-party действует лишь один из десяти гостей, все остальные приходят к нам на весь вечер. У нас те же танцы, свой живой DJ, друзья здесь, всё здесь - зачем уезжать?
![Голову с плеч Голову с плеч](/upload/medialibrary/2b9/2b97c4a31b9d0a892c197ecebbe7c10d.jpg)
Нам повезло. Мы вовремя узнали, что отсюда съезжает арендатор, и быстро всё решили. Дело ещё в том, что это не самое очевидное место для питейного заведения, здесь никогда не было бара, в последние годы располагались только офисы, у людей нет привычки приходить сюда вечером. Кроме того, мы находимся на втором этаже, а вход - это обычная подъездная дверь. Что думает обычный прохожий? Что где-то в этом здании, судя по вывеске, находится бар, но вряд ли прямо за этой подъездной дверью. Он заходит и видит лестничный проём, как в коммуналке. Думаю, это оттолкнуло многих потенциальных арендаторов.
Мы ничего не меняли, внутри убрали весь гипсокартон, и оказалось, что там идеальный красный кирпич. Разумеется, всё оставили, нам как раз был нужен интерьер как бы лофта.
Мы работаем семь дней в неделю. С четверга по субботу - круглосуточно. Если нужно, мы можем перенести бьюти-зону в другое помещение, и оказать услуги там. В этом смысле наше зонирование условно, потому что в конечном счёте атмосфера-то одна: тут DJ, тут кого-то стригут, тут маникюр, тут пьют коктейль, тут танцуют. А потом, после трёх коктейлей, идут делать окрашивание.
Бизнес-модель в том и состоит - в совмещении - и по-другому она работать не будет. Классический бар зарабатывает в Москве два-три дня, а в будни он просто отбивает расходы, и то с трудом. В салонах красоты спрос есть и в будни, и в выходные. Поэтому это история про то, как не уйти в минус и не иметь «пустых» дней. У любого специализированного узкого формата есть свои ограничения, а у нас получается, что нет: в будни мы салон красоты, в пятницу-субботу - бар, на выходных - ивент-площадка. Разумеется, бывает, что задействованы все направления сразу, но не всегда.
![Голову с плеч Голову с плеч](/upload/medialibrary/f18/f18b3f718e4e8e41cf11ff1f93023571.jpg)
На чём больше всего зарабатываем? Сложно сказать. Сейчас, наверное, вышли вровень. Думаю, скоро бар будет приносить больше. Всё зависит от множества мелких факторов, включая погоду. Если на улице дождь, вряд ли к нам пойдут девушки за мейкапом и укладками, зато могут зайти молодые люди за чем-то крепким. А может, бороду подстричь (улыбается).
Прелесть нашего формата в том, что он устраняет вопрос конкуренции с узкопрофильными заведениями, в которые люди ходят, чтобы просто подстричься или выпить. Наши клиенты приходят за тем, чего в других местах нет: атмосферой, людьми, событиями. «Голову с плеч» не только про качество и профессионалов, мы ещё про настроение. Из-за чего, кстати, некоторые иногда страдают, потому что ехать на Тверскую за 15-минутной услугой иногда бывает влом, но что поделать (улыбается).
Всё, что я перечислила и назвала плюсами, можно смело относить и к минусам. В той или иной мере, ты обо всё это спотыкаешься. Если на вечер запланирована большая презентация, то бьюти-зона работает до 20.00. Если барбер встал в смену, сегодня он уже не будет барменом. Если у тебя закрытая вечеринка, ты теряешь трафик.
Или взять балкон: он прекрасен, но это второй этаж, а не вид над городом. У нас необычный вход, но по факту это подъездная дверь с коридором. Нам правда нравится наш формат, но - просто чтобы читатели понимали - у нас нет выходных. Это колоссальный труд, постоянная загрузка. И каждый понедельник с чистого листа: надо подготовить анонсы, интерьер, программу.
Отдельный момент - продвижение и реклама. Пробовали на Яндексе, Google, 2GIS. А как нас продвигать? В какие рубрики и категории ставить? От этого зависит рекламная стратегия. Отдельные успехи есть, но в целом, если честно, это всё ещё нерешённая задача. Отдачи от прямой и контекстной рекламы почти нет. Переходы на сайт не дают живого клиента. С соцсетями работать гораздо удобнее и эффективнее: ты всегда на связи с аудиторией. Можно мотивировать людей прийти к тебе на мероприятие, узнавать про их планы, делать опросы, чтобы спрогнозировать их ожидания.
«ВКонтакте» мы вообще не используем. Facebook и Instagram - вот где наша аудитория. На нас подписаны сотни людей, и каждого из них мы знаем в лицо: это чей-то друг или приятель. А «ВК» не работает. Зато оттуда в своё время приходило много мастеров. «ВК» - это больше не про Москву, а про регионы. Здесь много талантливых людей, приехавших со всей страны, они делают карьеру, растут, но привычки остаются. Вот одна из привычек - это «ВКонтакте». Там все их друзья, а клиенты - в Facebook.
Мы планируем развивать «Голову с плеч» как сеть филиалов по всей Москве. Далеко не все бывают в центре, и кому-то действительно неудобно ехать к нам ради одной услуги. Хотим разбиться: маникюрный салон, барбер-шоп, бар-кофейня и так далее. Это история для постоянного клиента: он уже знает, что его ждёт, как называется услуга, сколько она стоит. Просто ему здесь ближе, и не нужно никуда специально ехать.
Это не разрушит концепцию и бизнес-модель. Если грамотно всё оформить для потребителя, то «дочки» «Голову с плеч» будут со своей атмосферой и аурой места. Просто если тебе нужно быстро подстричься, а в бар можно забежать потом, то это просто выбор места - условно говоря, на Тверской или в Мытищах. В одном районе будет наш бар, в другом - салон красоты. Если нужно всё вместе - люди знают, где нас найти.
![Bar.jpg Bar.jpg](/upload/medialibrary/f7a/f7afea0151976be500bc9d72445c4630.jpg)
Читайте также:
Как устроена «авторская» кофейня.
Как устроен самогонный бизнес.
Как устроен сервис по доставке продуктовых наборов.