Основатель мастерской Thank You Uncle Ара Даниелян из Подмосковья – человек не только предприимчивый, но и творческий. В свободное от бизнеса время он выступает на сцене армянского андеграунд-театра «АнтиПатриот» и ведёт видеоблог о нестандартных путешествиях Furgon Project. Смелых идей он не боится и в бизнесе: придумал как делать объёмные портреты из дерева и решил вернуть ковры в национальном стиле на стены квартир и офисов. Ара Даниелян рассказал порталу Biz360.ru о том, как построить бизнес на оригинальной авторской идее.
Ара Даниелян, 27 лет, основатель и креативный директор мастерской
Thank You Uncle (производство объёмных портретов и ковров из дерева, декор, упаковка). Родился в Армении, с трёх лет живет в Люберцах. Образование - неоконченное высшее (Российская таможенная академия). До запуска своего бизнеса работал в компании, оказывающей визовую поддержку иностранцам. Партнёр Ары по бизнесу - Алексей Базаров (27 лет), до открытия мастерской работавший в магазине мужской одежды.
Летом 2014 года я познакомился… со своим дядей, двоюродным братом мамы! Не то, чтобы я не знал о его существовании, просто я практически не поддерживал общение с родственниками. Но в какой-то момент мне стало интересно заглянуть к нему в мастерскую - дядя занимается деревом: делает мебель и предметы интерьера из ценных пород древесины.
Что меня зацепило при встрече - это то, с какой любовью он рассказывал о своём деле. Не знаю, была ли у него цель влюбить меня во всю эту деревянную историю или нет, но так или иначе мы стали встречаться чаще, более того - сдружились.
Это очень необычный, продвинутый и суперкреативный человек. Зовут его Вазген Унанян. Ему 62 года, но в душе, да и по жизни он всё тот же неугомонный 28-летний хиппи из Советского Союза. Дядя владеет иностранными языками, обожает играть на гитаре и петь, сочиняет музыку, пишет картины и придумывает невероятные вещи из дерева. И всего добился сам. Я и представить не мог, что такой необычный человек мог быть среди моих родственников!
Я звал всех друзей по очереди знакомиться с дядей, мы играли в настольные игры, пели под гитару, слушали рассказы о советской Армении, дядиной молодости, его увлечении парусным спортом. Было атмосферно и очень круто. Во время этого общения ко мне в голову начали приходить творческие идеи. Я раньше занимался сценариями к рекламным роликам, КВНом, но никогда не имел дела с визуальными решениями. Я не мог себя назвать художником или дизайнером. И было приятно, что мой мозг начал работать в эту сторону.
Захотел сделать подарок девушке, которая мне нравилась на тот момент, и придумал портрет - портрет из гвоздей! Я нигде не видел подобного, но решил попробовать. Эта первая работа была сделана с помощью дяди, который советовал, с каким деревом лучше работать, чтобы оно не треснуло от нескольких тысяч гвоздей, какие гвозди подобрать, как правильно их вбивать.
Портрет я подарил, девушка была в восторге. И тут во мне что-то открылось: я захотел ещё и ещё. Начал в квартире всё менять - придумал и смастерил с помощью дяди книжную полку в виде дерева, которая до сих пор у меня, и я ей горжусь как одной из первых работ. Параллельно я продолжал работать в офисе, но уже закрадывались мысли, что это не то, чем бы я хотел заниматься в жизни.
Через какое-то время я замахнулся на портрет самого дяди - да не простой, а из нескольких слоёв дерева. Дядя как раз уехал на две недели в Армению. Подумал: вернётся - сюрприз будет. Позвонил другу Алексею Базарову, рассказал о новой идее, предложил: «Давай попробуем в твоём гараже сделать портрет!». Алексей поддержал и на две тысячи рублей мы купили дерево и пару баллончиков краски. За три дня изготовили портрет. Конечно, он сильно отличается от того, что мы производим сегодня. Примитивный уровень, но дядя был на себя похож! Приехал дядя - ему было очень приятно. И с того дня я решил: «Пора работать на себя».
Я не думал тогда, будет ли сложно, буду ли я нормально зарабатывать. Я человек действия. Если что-то решу - так тому и быть. Так я ушёл с 4-го курса таможенной академии: понял, что хватит зря терять время, и точно так же в один день уволился с работы, не заботясь о том, как буду справляться - жить-то на что-то надо.
Второй шаг - надо своё дело как-то назвать. Первое, что пришло в голову - Thank you uncle (спасибо, дядя) - в благодарность дяде за вдохновение, за то, что он был рядом, когда всё это рождалось.
Начали мы с Алексеем работать в гараже, который снимали за 5 тысяч рублей. Сымпровизировали столярный стол, купили электролобзик. Портрет дяди мы выложили в «ВКонтакте». Я написал всем друзьям: «Привет, я начал заниматься вот таким делом, пожалуйста, сделай репост». За счёт этих репостов получили первые заказы.
Самый первый заказ был от моего бывшего коллеги, который написал, что хочет подарить портрет на день рождения, идея ему приглянулась ещё и тем, что нигде ничего подобного он не встречал. А это очень важно - авторская идея плюс ручная работа. Мы создали портрет размером 60 см на 60 см из трёх слоев дерева и продали его за 5 900 рублей. На первые заработанные деньги купили ещё один лобзик, которым вырезаются портреты, и материалы. За первый месяц получили три заказа, всё выкладывали в интернет.
И дальше пошло по нарастающей - пять портретов в месяц, десять портретов. Пробовали разные направления, ракурсы, экспериментировали с цветом, обучились фотошопу, потому что сначала эскиз отрисовывается в фотошопе, затем уже изображение переносится на дерево. Я понятия не имел, что такое фотошоп, но сейчас захожу туда как к себе домой: мне там всё понятно и очень комфортно. Всё можно освоить самостоятельно при желании - в ютубе масса обучающих роликов.
За восемь месяцев работы мы сменили четыре гаража, с каждым разом гараж был лучше, но всё же это был только гараж. Спустя полтора года, я понял, что надо расти. Нашёл помещение в Люберцах, в здании бывшего издательского комбината. 60 квадратных метров - полноценная мастерская! Работать стало намного комфортнее, и это начало приносить плоды.
Всё это время мы делали портреты вдвоём с Алексеем. Пора было освобождать свои руки, чтобы больше заниматься развитием бизнеса и его продвижением. Мы нашли знакомого, который захотел работать у нас, научили, как вырезать портреты, как работать с инструментом, объяснили, как ведёт себя дерево - посвятили во все нюансы. Через несколько портретов он начал делать их лучше нас!
Итак, наши портреты стали качественнее. Я все свои силы бросил на администрирование процессов в мастерской, занялся общим управлением, креативом - новыми идеями продукции, а также продвижением. Лёша взял на себя логистику и закупки.
Когда запустили рекламу в Instagram (до сих пор самый наш работающий инструмент), а также в поисковики, количество заказов снова увеличилось, мы наняли второго мастера, потом ещё одного. Мастера менялись, были даже две девушки. Не все выдерживают, не у всех получается. Нашему делу можно обучить, но его надо и понимать, и любить.
Всё это время мы, конечно, общались с дядей. У него мастерская в Химках, это другой конец Подмосковья. Но он начал подумывать о том, чтобы работать по соседству - тем более, что цены на аренду в Люберцах ниже. Поэтому не так давно мы сняли новую большую мастерскую, поделили её на две части и сейчас работаем, объединив усилия.
Дядина специализация - мебель из ценных пород дерева, наша - элементы интерьера, картины, портреты. Некоторые большие заказы мы делаем совместно.
Мастерская Thank You Uncle -это пять человек. Если крупный заказ, мы нанимаем проверенных мастеров. С макетами нам помогают два дизайнера - на аутсорсе. Я сам принимаю заказы и общаюсь с клиентами, считаю это одной из главных составляющих успешного бизнеса.
Как только мы получаем заказ, моментально начинаем над ним работать. Мы на связи 24 часа в сутки. Если клиент напишет в 2 часа ночи, ему сразу ответят, а через полчаса он уже получит эскиз. Заказчики в приятном шоке, а я считаю это нашим преимуществом. К нам часто обращаются с запросом: «Мы не знаем, что подарить, можете что-нибудь придумать?» Да! Мы любим придумывать и делаем это с удовольствием.
В месяц у нас в среднем 25-30 заказов. Затишье - только две первые недели января. Ассортимент расширился. Если говорить о портретах, то мы поняли, что, увеличивая слои дерева, добавляются оттенки цвета и, соответственно, портрет становится эффектнее, а человек больше на себя похож. Так появились портреты в пять и семь слоёв дерева.
Готовый портрет издалека выглядит как фотография, подходишь ближе или заглядываешь чуть сбоку - видишь резные детали, которые составляют картину. Странно. Необычно. Эффект «вау!»
Почему наши портреты стали покупать? Всё просто: мы придумали вещь, которой не было. Мы всегда снимаем видео, когда делаем новую работу, выкладываем его в Instagram. Я не боюсь, что идею скопируют, но хочу показать всю кропотливость, сложность ручной работы.
Cредняя цена за портрет - 18-20 тысяч рублей. Окончательная стоимость зависит от размера (80 см на 60 см или 120 см на 90 см), количества слоёв дерева (3-7) и количества человек на портрете. Срок изготовления - неделя. Самый недорогой вариант - небольшой размер 60 см на 60 см из трёх слоев дерева стоит 7900 рублей, делается три дня. Самый большой семейный портрет, который мы делали, - два метра на полтора с восемью людьми! На сегодня мы создали где-то 600 портретов.
Кроме объёмных портретов из дерева мы начали делать портреты из гвоздей - невероятно сложный труд! Дальше придумали портреты из кофе: деревянная основа-портрет заполняется зёрнами кофе, добавляя картине свой неповторимый стиль. Получается некий резервуар, из которого можно кофе высыпать с помощью специального механизма, а также досыпать его сверху.
У нас появился один из любимых заказчиков - бутик-отель WineWood Hotel. Задача оказалась интересной - создать портреты девушек в тематике отеля, которые бы могли выставляться в музее современного искусства. Мы придумали 30 портретов девушек: блондинки на фоне этикеток белого вина, а брюнетки на фоне этикеток красного. С нуля мы печатали этикетки, которые по фактуре, текстуре и внешнему виду ничем не отличались бы от оригинальных образцов, а потом вручную наклеивали их на деревянную основу.
Кроме того, в ассортименте мастерской появились далёкие от портретов вещи: записные книжки с резьбой на деревянной обложке - будь то портрет или другое изображение, вырезанное вручную; настольные игры из дерева; рюкзаки-кейсы для художников.
С прошлого года мы пришли к направлению B2B: с нуля придумываем «деревянные» идеи для гостиниц, ресторанов, кафе: мебель, вывески, логотипы - всё что угодно. Недавно создали эксклюзивную упаковку для премиальных свеч фирмы TONKA. На сегодня мы готовы создавать тираж до 300 упаковок из дерева. Она, безусловно дороже, но и гораздо эффектнее. Цены - от 500 рублей за коробку из дерева при заказе от 50 штук.
Ещё одно, достаточно новое, направление работы мастерской - ковры из дерева в армянских национальных мотивах. Я просто влюбился в геометрию рисунка, в силуэты, символы. «Пиксельность» сейчас популярна в дизайне. и я сразу понял, насколько армянские ковры попадают в тренд.
Начал изучать вопрос. Оказалось, что каждый элемент национального рисунка несёт в себе смысл: как картина художника может запечатлеть исторический момент, так и ковёр способен поведать историю.
В советское время ковры дискредитировали, сейчас мы смеёмся над таким «бабушкиным» стилем. Но задолго до этого ковры являлись произведениями искусства, их расстилали во дворцах. Коврами со сложным, интересным орнаментом гордились.
У меня появилась, возможно, слегка агрессивная идея - вернуть ковер на стену несмотря на то, что совсем недавно мы с таким остервенением его оттуда снимали! Наш ковёр из дерева очень круто вписывается в современный минималистичный интерьер - как яркий акцент.
Первый объёмный ковер из трёх слоев дерева, который мы сделали, приобрели для ресторана «Грузинские каникулы». Кроме объёмных, мы начали создавать ковры в один слой, но состаренные и в стиле мозаики, где каждый рисунок несёт в себе определённый смысл.
Цены на ковры из дерева начинаются от 15 000 рублей. Самый большой ковер 2,5 м на 2 м стоит 130 тысяч, это невероятно сложная работа, которая занимает месяц. Всего у нас купили 15 ковров и лишь два находятся в России. Весь интерес идёт из Европы: Германии, Испании, Австрии и Америки, но думаю, что тренд в ближайшее время придёт и к нам.
Материалы, которые мы используем: ясень, дуб, ольха, бук; для портретов - березовая фанера высшего сорта. Берём только проверенные качественные краски, которые безопасны даже для детей.
Сначала изображение рисуется в фотошопе, затем распечатывается эскиз, который переносим на несколько слоёв дерева, добавляя часть деталей на каждый слой. Затем мастер начинает вырезать рисунок электролобзиком, после детали шлифуются вручную, потому что всё необходимо сделать ювелирно, ни один станок не справится с хрупкими деталями. Человеческие руки - это очень важно, такие вещи всегда сделаны с душой. Далее наносится краска, после чего слои наклеиваются друг на друга и получается объёмная картина.
За 4,5 года мастерская сделала немало портретов известных людей. Так, в ресторане Amarena висит огромный портрет 150х150 Адриано Челентано из пяти слоёв дерева. Заказывали у нас портреты Евгения Гришковца, Михаила Жванецкого, Иосифа Кобзона, певца Эмина, гонщика «Формулы-1» Виталия Петрова. Это о чём говорит? О том, что наши портреты - это ответ на извечный вопрос: «А что подарить человеку, у которого всё есть?»
В среднем от 20 до 30 процентов от прибыли мы тратим на продвижение в Instagram и на рекламу продвижение нашего сайта в поисковиках. У проекта есть группа в Facebook, страница в «ВКонтакте», но самым действенным инструментом продаж является аккаунт в Instagram, где у нас около 8 тысяч подписчиков.
Недавно мы начали продвигаться в офлайне. Объёмные портреты стоит смотреть именно вживую, так как ни фото, ни видео не передают весь удивительный эффект от картины. Поэтому мы стали арендовать квадратные метры в торговых центрах или мебельных центрах, где представляем продукцию на стойках. Можно разглядеть портрет со всех ракурсов, потрогать. И это работает лучше - человек понимает, что именно он будет заказывать, а не делает это вслепую.
Так, например, мы представлены в торговом центре «Кристалл», где находится стойка-мольберт с портретом из пяти слоёв дерева. Здесь же можно взять флаер с информацией о продукте и мастерской. Конечно, это стоит дополнительных денег и сами портреты приходится создавать наперёд, но оно того стоит. Мы планируем дополнить стойки экраном с видеороликами, показывающими весь процесс создания портрета.
С этого года мы будем участвовать в выставках: по корпоративным подаркам, бизнес-подаркам. Ранее мы их не рассматривали как способ продвижения, так как это были неподъёмные для нас суммы.
Нас многие копируют - знаем больше 20 случаев в России, Казахстане, Белоруссии, Украине. Сначала расстраивались. Потом решили: ну и пусть! Кстати, из всех пытающихся копировать наш стиль осталось всего две-три мастерские. Станки и инструменты можно купить, ручному труду - обучиться, но главный ресурс - это креатив, надо постоянно придумывать что-то новое. Если нужно создать портрет из кофе, ты нигде не найдёшь информацию, как это сделать. Поэтому некоторые работы получаются со второй, третьей попытки.
В этот бизнес надо вложить всю свою жизнь. Первое время мы просто жили в гараже. Не каждый выдержит это. Первый год - чистый энтузиазм. Кому понравится в месяц зарабатывать 10-20 тысяч рублей? Но мы верили в своё дело и продолжали получать кайф от него. Если влюблён в то, чем занимаешься, тебе плевать что мало денег, и всё равно твои усилия принесут плоды.
Зато сейчас мы покупаем инструменты, о которых могли только мечтать: большой лазерный станок, который режет и гравирует, распиловочный станок, рейсмус, фуганок, фрезерный станок. У нас теперь что угодно можно заказать. Сейчас, например, делаем для кальянной столы из дерева и марокканской мозаики.
Важное направление в будущем - ковры. Ими займёмся более плотно, причём не хочется брать общеизвестные орнаменты, мы намерены создавать свои формы, добавлять новые цвета, символы. Есть задумка, что это может вырасти в художественную выставку в стиле современного искусства.
В плане продвижения мы хотим превратить Instagram в живой блог, больше писать даже не про изделия, а про людей, которые их создают, про дядю, делать прямые включения из мастерской для большего интерактива. У нас очень приятная атмосфера и человеческий фактор важен в нашем бизнесе. Двери мастерской всегда открыты для гостей: можно зайти просто так, без повода, пообщаться.
У нас широкая аудитория, потому что речь идёт о подарках: на свадьбу, родителям, второй половинке, руководителям. За всё время работы мы получили массу отзывов, которые вдохновляли нас и давали дополнительный стимул работать. Мы, конечно, спрашиваем у заказчиков о реакции на подарок. И все в один голос говорят, что к нашим портретам именинник непременно подходит, рассматривает, удивляется. Потому что необычно. И это тот самый эффект, который заслужил заказчик.
Я счастливый человек - создаю подарки, которые делают счастливым всех: и одариваемого, и дарителя, и меня самого!
Читайте также:
Проверено временем: как заработать на старых амбарных досках.
Дело Гончаров: как заработать на производстве посуды для ресторанов.
Монстры на заказ: как заработать на реквизите для квестов.