В сфере малого бизнеса качественные отношения с контрагентами имеют огромное значение – надёжные и проверенные партнёры смогут пойти навстречу в трудный момент, с ними проще и быстрее договориться, они являются определённой гарантией того, что работы будут выполнены в срок. Поэтому к выбору контрагента нужно подходить очень ответственно. О том, как уберечь свою компанию от нежелательных рисков при работе с контрагентом, порталу Biz360.ru рассказал управляющий партнёр юридической корпорации «АМТ» Игорь Носков.
Игорь Носков, 28 лет, управляющий партнёр юридической корпорации
«АМТ», которую основал со своим компаньоном Максимом Тараненко. Окончил Российскую академию правосудия при Верховном суде РФ и Высшем арбитражном суде РФ. Ещё студентом пошел работать по профессии. До запуска собственного бизнеса работал в компании, которая занималась куплей-продажей бизнесов, затем перешёл на службу в аппарат Арбитражного суда Москвы. Одна из основных специализаций компании «АМТ» - корпоративное право.
Прежде чем заключить договор с контрагентом, необходимо проверить его надёжность и состоятельность. Это позволит оценить, в частности, способен ли потенциальный партнёр выполнить свои обязательства по контракту, который вы готовитесь подписать.
Постарайтесь получить следующую информацию о контрагенте:
- Является ли юридическое лицо действующим;
- Ведёт ли контрагент реальную деятельность;
- Есть ли у организации необходимые лицензии и/или разрешения;
- Есть ли у контрагента проблемы с законом;
Является ли юридическое лицо действующим
Если компания является не фирмой-однодневкой, а действительно ведёт деятельность, то информация о ней должна содержаться в Едином государственном реестре юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ). Проверить, внесён ли ваш возможный контрагент в ЕГРЮЛ, можно в соответствующем разделе на сайте Федеральной налоговой службы.
Выписку из ЕГРЮЛ лучше сохранить отдельным файлом или сделать скриншот. Необходимо, чтобы в файле или скриншоте была обозначена дата его создания. Это позволит доказать в суде (если до него дойдёт), что ещё до заключения сделки вы проявили осмотрительность и проверили надёжность контрагента.
Ведёт ли контрагент реальную деятельность
Одним из подтверждений этого является уплата контрагентом налогов. На сайте Федеральной налоговой службы представлены сведения о юридических лицах, имеющих задолженность по уплате налогов и/или не представляющих налоговую отчётность более года. Если ваш контрагент – в этом списке, задумайтесь, стоит ли начинать с ним деловые отношения.
Если будущий партнёр в рамках договора должен выполнить какие-то обязательства, проверьте, если ли у него для этого необходимые материально-технические средства, квалифицированные сотрудники и опыт успешного ведения подобных работ. Для этого запросите у контрагента справки о его штатных сотрудниках, материально-технических ресурсах и годовых объёмах выполнения схожих договоров.
Не верьте только сведениям контрагента. Свяжитесь с теми компаниями, которые уже сотрудничали с вашим потенциальным партнёром. Попросите их написать письма о своём опыте сотрудничества. Также изучите отзывы о контрагенте в интернете, лучше всего собрать их в один файл со скриншотами страниц. Эти материалы также могут пригодиться, если дело дойдёт до суда.
Поищете информацию о партнёре в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц. Там есть данные об истинном размере уставного капитала, активах и наличии лицензий у организаций.
Есть ли у организации необходимые лицензии и/или разрешения
Если по договору контрагент должен выполнить определённые работы, убедитесь, что у него есть для этого соответствующая лицензия. Найти перечень видов деятельности, на которые в обязательном порядке должна быть лицензия, можно в статье 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Целесообразно запросить у контрагента копию лицензии. Обратите внимание, будет ли она действовать до окончания срока, прописанного в договоре. Тем самым вы обезопасите себя от ситуации, когда подрядчик приступил к работе, имея лицензию, а заканчивал - уже без неё.
Документ о членстве в саморегулируемой организации и свидетельство о допуске к работам можно запросить у контрагента или напрямую в СРО.
Есть ли у контрагента проблемы с законом
Посмотрите в картотеке арбитражных дел, участвует ли в настоящий момент или участвовала ранее в судебных делах компания. Если таких дел много, это может свидетельствовать о том, что контрагент не выполняет надлежащим образом своих обязательств. На этом же сайте можно выяснить, не является ли контрагент банкротом.
Изучите Реестр недобросовестных поставщиков. В него по решению ФАС вносятся компании, которые ненадлежащим образом исполнили обязательства по государственному контракту.
В Банке данных исполнительных производств содержится информация о должниках, которые не выполняют своих обязательств по погашению задолженности.
Если информация о предполагаемом контрагенте есть в нескольких из этих баз данных, задумайтесь о целесообразности подписания договора. Возможно, контрагент не сможет выполнить взятых на себя обязательств, и тогда с иском в суд придётся обращаться вам.
Когда вы убедились, что контрагент – надёжная компания или предприниматель, обратите внимание на то, кто от её лица ведёт с вами переговоры. Важно, чтобы это был сотрудник, имеющий на то необходимые полномочия. В противном случае может оказаться, что договорённости, достигнутые с этим лицом, контрагент впоследствии не признает и не захочет выполнять. А сама сделка, подписанная неуполномоченным представителем, может быть признана недействительной (в соответствие со статьей 168 Гражданского Кодекса РФ).
Чтобы избежать этой ситуации, запросите у контрагента следующие документы:
-
копию приказа о приёме на работе уполномоченного лица, который ведёт с вами переговоры;
-
копию Устава;
-
копию протокола общего собрания участников или заседания советов директоров с решением о назначении руководителя;
-
копию доверенности (если документы с вами подписывает не руководитель компании);
-
копию паспорта уполномоченного лица;
-
копию банковской карточки с образцом подписи руководителя (эту подпись следует сличать с той, которая ставится в ваших совместных документах).
Все копии должны быть заверены контрагентом: иметь синюю печать (при её наличии), подпись соответствующего должностного лица с расшифровкой.
В самом начале отношений с контрагентом нужно иметь в виду возможное выяснение отношений в суде. Это позволит ещё до возникновения спорной ситуации иметь на руках все документы, которые могут пригодиться при разбирательстве и подтвердят вашу правоту.
Лучше сразу прописать, каким образом будет вестись взаимный обмен документами - в какие сроки и по каким адресам (юридическому или фактическому), регламентировать переписку по электронной почте, оговорить срок реагирования на письма друг от друга.
Часто контрагенты в повседневной работе сводят документооборот к минимуму, не желая подписывать «лишние», по их мнению, бумаги. Партнёру, который выполняет работы или оказывает услуги по заключённому договору, следует настаивать на том, чтобы все бумаги оформлялись в письменном виде и вовремя подписывались его партнёром.
Речь идёт о подписании актов поставки товара или выполненных работах, актов скрытых работ и промежуточных актов, документов о соблюдении сроков договора. Если придётся обращаться в суд, то у заказчика будут доказательства того, что он выполнял все взятые на себя обязательства.
Необходимо сохранить документы, которые могут стать доказательствами в суде: служебные записки, из которых можно понять, какого рода работы проводились; подписанные акты приёмки; пропуски для въезда на территорию заказчика; складские квитанции; накладные о передаче товара, фото- и видеоматериалы.
На практике нередки случаи, когда даже одно письмо, написанное контрагенту, становится весомым аргументом и способно поменять исход дела.
Контрагент, который работал в соответствие с договором, должен произвести ревизию документов. Следует убедиться, что все взятые обязательства им выполнены. Проверить, что все документы, подтверждающие добросовестное выполнение им работ, подписаны заказчиком.
В противном случае заказчик может обратиться в суд с заявлением о том, что контрагент нарушил условия договора. И взыскать с него неустойку, возврат залога или пени за несоблюдение сроков выполнения работ или оказания услуг.
Заказчику необходимо предоставить в бухгалтерию платёжные документы, подтверждающие, что средства контрагенту переводились. Эти документы или выписки со счётов свидетельствует о том, что сделка состоялась не только на бумаге, но и фактически. На основании данных бумаг можно отстаивать расходы по налогу на прибыль и вычеты по НДС.
Как устроен онлайн-конструктор документов.
Как работает успешная юридическая компания.
Как предпринимательница из Петербурга меняет рынок юридических услуг.