Людмила Брега работает стюардессой, но главная её страсть - дизайн текстильных сумок: спортивных, дорожных, пляжных или деловых, которые она готова шить в любую свободную минуту. Раньше Людмила работала с кожей, но в какой-то момент переключилась на более экологичные и выгодные для её небольшого бизнеса материалы – канвас и джинсу. О том, как заработать на стильных сумках и рюкзаках из парусины, порталу Biz360.ru рассказала основатель бренда Brega Людмила Брега.
Людмила Брега, 35 лет, предприниматель из Москвы, основатель бренда аксессуаров
Brega (производство сумок из парусины, текстильной обуви, аксессуаров из кожи и текстиля). Родилась в Крыму. Образование: Московский государственный университет природообустройства (факультет промышленного и гражданского строительства). Параллельно с развитием собственного бизнеса работает бортпроводницей.
Я всегда любила шить. Может, это как-то с генами передаётся - у меня бабушка-швея, мама всю жизнь рукодельничает. В 10-11 классах школы для игры «Любовь с первого взгляда» придумывала участницам наряды - из полиэтилена, из бархатной скатерти, а для конкурса рукоделия сшила свою первую обувь - это были импровизированные сандалии на завязках с подошвой от сапог.
На третьем курсе университета я начала подрабатывать в ателье по ремонту одежды: утром училась, вечером зарабатывала копейку - денег не хватало. Мастер Вера Мещерякова научила тонкостям швейного дела, высочайшему качеству - если её что-то не устраивало, приходилось переделывать всё снова и снова. Спасибо ей за это. Мы до сих пор дружим.
Первая моя серьёзная работа была создана для Билли Джо Армстронга - солиста известной американской группы Green Day. Да, да! Это были чёрные замшевые кеды 42-го размера.
А началось всё с концерта 8 июня 2010 года в Хельсинки, куда я поехала одна. В дороге познакомилась с такими же меломанами, мы вместе пошли на концерт. И вот под звуки Good Riddance мне настойчиво «постучалась» идея сшить кеды для Билли Джо! Сложно объяснить. Меня просто накрыла эта идея.
И я их создала! Это было началом моего серьёзного творчества в мире стиля и аксессуаров. Сумки, кошельки, рюкзаки, туфли, кеды, сандалии, слипоны, браслеты…
Что дальше было с кедами? Я передала их через менеджера, когда группа выступала в Москве в 2013-м. Надеюсь, с размером я угадала.
За идеями, знаниями и навыками я отправилась на курсы «Основы дизайна и конструирования обуви». Мне мало нравился ассортимент обувных магазинов, всегда хотелось чего-то необычного для себя.
Моя первая коллекция обуви называлась «С денди вокруг света»: на ботинках выжигателем по дереву я «нарисовала» угадываемые силуэты континентов и материков, а на заднике - компас. Коллекция была представлена на конкурс молодых дизайнеров на выставке «МосШуз» в категории «авангардная обувь», где заняла третье место! Для меня это был шок - я закончила 36-часовые курсы, а участвовала наравне с людьми, которые учились дизайну и конструированию обуви пять лет в институте.
Коллекцию я быстро распродала, а в 2012-м году на выставке в Дюссельдорфе выступила с чёрно-белой обувной коллекцией «Чикаго», которую я дополнила аксессуарами из кожи: сумками, браслетами, ремнями. А для Билли Джо Армстронга придумала чёрные замшевые кеды - на подошве от велосипедной покрышки!
На основной работе - администратора в маникюрном салоне - коллеги ходили в моей обуви, выступали моделями на фотосессиях. Когда увидели сумки, начали заказывать их тоже. И тогда я поняла, что на хобби можно зарабатывать.
Купила промышленную машинку - китайскую, за 17 тысяч рублей - до сих пор она мне служит. За первый месяц я отбила её стоимость: одна клиентка - фанатка сумок-шопперов из кожи - заказала сразу шесть штук.
Потом брат, который тоже занимается кожгалантереей, предложил делать браслеты и выставлять их в магазине на арендованной полке. Я начала плести браслетики, а, надо сказать, сделать один браслет - это не «тьфу, делов-то»: кожу нужно подобрать, чтобы она была достаточно тонкая и мягкая, чтобы ровно вплетались жгутики, или наоборот - жёсткую, чтобы не «мохрилась» по краям. И сразу пошли продажи.
Мне повезло - у меня оставались кусочки кожи со времен работы в ателье и затраты были только на фурнитуру. В цифрах дело обстояло так: аренда в месяц стоила 2600 рублей, а чистая прибыль достигала 8000 рублей при том, что один браслет стоил не дороже 500 рублей.
Я интуитивно пришла к мысли шить сумки и эспадрильи из канваса (он же парусина) - очень приятного, экологичного, прочного и податливого материала. Канвас износоустойчив, воздухопроницаем, не скатывается в процессе эксплуатации, не садится и не растягивается. Быстро сохнет, не требует специального ухода. И изделия из этой ткани выглядят стильно и добротно.
Просто так канвас в розницу не продают, мне пришлось купить пять разных цветов ткани по десять метров и подкладку с якорями. На материал, фурнитуру, фирменные бирки из жаккардовой ткани, которые я заказывала на производстве, ушло в районе 25 тысяч рублей.
Первые три сумки, которые я сшила и выставила в Instagram, тут же купили. Я не ожидала такого эффекта, и поняла, что текстильные сумки - это верное направление, в котором надо двигаться и дальше.
Во-первых, цена сумки совершенно приемлемая, в отличие от кожаных изделий. Во-вторых, мне с тканью гораздо приятнее работать, да и грязи от кожи больше, так как я шью сумки дома сама - пока не вышла на промышленные объёмы.
Бренд Brega - это текстильные (из канваса и джинсы) женские и мужские вещи: дорожные, пляжные, спортивные, деловые, повседневные и для торжественных случаев сумки, а также рюкзаки и сумки-шоперы, Главное, что их отличает, - функциональность: я люблю шить сумки-трансформеры, которые легко превращаются из рюкзака в обычную сумку через плечо или в стильную поясную сумку-треугольник.
Дизайн - максимально ненавязчивый и простой. Своим брендом я хочу показать, что сумочку из парусины можно носить в повседневной жизни под разные образы: от спортивного стиля и casual до классического костюма и романтических платьев с каблуками.
Цена моих сумок - от 1500 до 2500 рублей. К себестоимости я прибавила 100 процентов наценки и сравнила цены на рынке. Мои изделия выигрывают по стоимости потому, что на сегодня я шью все сумки сама.
Кроме сумок я шью женские текстильные слипоны-эспадрильи на стельке из верёвки и с прошитым вручную рантом. Цена пары - 3000 рублей. Шью их только под заказ и ограниченным тиражом, так как это невыгодно: двое-трое суток работы над обувью против трёх часов на одну-две сумки, а финансовый выхлоп тот же.
Основные продажи идут через мой аккаунт в Instagram, эту страничку я рекламирую за 100 рублей в день. При этом недостаточно лишь выставлять посты с фотографиями, надо постоянно привлекать новых подписчиков.
Чтобы понять, как продвигаться в этой социальной сети, я проштудировала книгу Дмитрия Кудряшова «Администратор Instagram» и всё делаю сама: у меня не тот объём - отшиваю в районе 20-30 сумок в месяц - чтобы нанимать помощников.
У проекта также есть страничка в Facebook. Кроме того, мои товары представлены в московском магазине Ilisote на Открытом шоссе, где я продолжаю арендовать полку. Мужские сумки и рюкзаки можно купить в магазине мужской одежды в городе Пушкино (Московский проспект, 57/1), с которым я начала сотрудничать совсем недавно. Наценка в магазинах - 30-40 процентов.
Все модели сумок и рюкзаков создаются по нарисованным мною лекалам, которые я постоянно совершенствую. Самая популярная модель - мой любимый рюкзак на лямке с карабином, его можно носить на левом или правом плече, переместив замочек на любую сторону. Он маленький - размер дна 18х9 см, высота 32 см, но вместительный: помещается сложенная кожаная куртка. Стоит 1500 рублей.
А удобная дорожная сумка за 2200 рублей - отличный выбор для тех, кто часто летает в самолётах, где, в отличие от поезда, очень важен вес багажа и сама сумка должна быть максимально лёгкой и, конечно же, прочной.
Парусина намного легче кожи и ничуть не уступает в прочности. А если это ручная кладь, то размеры тоже имеют значение. Размер моей сумки - идеал для авиапассажира: диаметр 25 см, длина 44 см, сумма трёх измерений 94 см, объем 21 л. Вес самой сумки - 550 граммов.
Примерно раз в три месяца я придумываю новинки - одна модель сумки не может нравится всем, хотя делать деньги на единственной модели разных цветов - мечта любого производителя. Идеями вдохновляюсь на Pinterest, творчески их перерабатываю в своей стилистике и исходя из функциональности.
Ткани, молнии, фурнитуру стараюсь брать оптом в Москве, а не в розничных магазинах для рукоделия. Да, это изначально затратно из-за больших объёмов, но на деле получается дешевле в два-три раза. Можно брать сырьё напрямую в Китае - но минимум 500 метров ткани. И я бы заказала, да мне негде хранить такой объём. Сейчас, когда я заработала неплохую репутацию у оптовиков, мне бесплатно вышлют образцы парусины новой расцветки (производство Китай и Россия). А значит, будут новые модели сумок и рюкзаков.
Наш российский менталитет таков, что мы почему-то боимся показать то, что мы создаём руками. Я тоже боялась, пока не попала на хэнд-мейд-ярмарку в Хельсинки и не увидела, что и какого качества там предлагают - буквально с кривыми швами. Но иностранцы ценят ручной труд, уважают его и поддерживают, покупая «ручные» вещи.
У нас зачастую ставят штамп - кустарщина: «Ой, она это сама шьёт/вяжет?! Да я тоже так умею!» Ну так сшей или свяжи, если умеешь! Не надо стесняться говорить о том, что вы делаете.
Если я вижу симпатичную сумку у женщины, делаю комплимент, завязывается разговор, я показываю свои модели на фото, так зарабатываются клиенты. А когда мне нужно сделать фото новой сумки, выхожу в город и прошу понравившихся мне по стилю девушку или парня позировать для съёмки. Редко кто отказывается! Более того, подписываются на Instagram бренда и покупают именно ту модель, с которой фотографировались!
Я не обращаю внимания на конкурентов. Тем более, что в основном сумки из канваса на рынке - это шопперы, которые не для повседневной жизни, а больше для похода в магазин. Конечно, нужно посматривать на конкурентов, но не стоит зацикливаться на них.
В книге «Трансерфинг реальности» Вадима Зеланда есть мысль: если вы не знаете, чем заняться, возьмите и сделайте хоть что-нибудь: приготовьте еду, разберите шкаф и т.д. Так же и с творчеством: нет идеи - надо переключиться, ну, например, посуду помыть, и в голову обязательно придёт то решение, над которым вы мучительно бились.
Я каждую свободную минуту занимаюсь сумками - и мне это очень нравится. Я хочу, чтобы мой бренд рос и думаю, как он будет развиваться. Мысли материализуются. Так, на днях я встречалась с представителем компании Fancy Armor, которая производит аксессуары для путешествий - чехлы для чемоданов, дорожные подушки и т.д.; так вот они предложили сотрудничество, и к весне мы совместно запустим коллекцию пляжных сумок.
Читайте также:
Трусы в стиле ретро: как заработать на вязаном белье.
Экологично и экономично: как заработать 100 млн. на эко-сумках.
Тянуть резину: как заработать на эко-сумках из автокамер и банеров.