Первый опыт работы со звуком Игорь Табаков получил на коммерческой радиостанции. Позже он в качестве звукорежиссёра принимал участие в создании специализированной студии звукозаписи. А потом решил, что звук – это то, что он умеет делать лучше всего, и запустил собственную студию звукозаписи Audio-Reclama.ru. О нюансах звукозаписывающего бизнеса, автоматизации бизнес-процессов и своих открытиях Игорь Табаков рассказал Biz360.
Игорь Табаков, 36 лет, нижегородский предприниматель, директор и владелец студии звукозаписи
Audio-Reclama.ru. Образование: экономический факультет Нижегородского государственного университета. Студию звукозаписи открыл после нескольких лет работы на радио «Рандеву» и в студии «Саундфабрика». Хобби: футбол (болеет за «Ливерпуль»), сноуборд, путешествия.
Много лет назад по приглашению друга Игорь Табаков, студент экономического факультета, пришел на нижегородскую радиостанцию «Рандеву» - «поработать со звуком». Это приглашение стало судьбоносным – с тех пор вся жизнь Игоря оказалась связана со звуком. «Это был 2000-й год. Романтика. Можно было делать всё, что хочешь. Мы учились всему прямо здесь, за пультом», - вспоминает Игорь.
Звукозаписывающих студий в Нижнем Новгороде тогда было немного, и все они существовали при радиостанциях. Рекламный отдел находил клиента, тот рассказывал, какую рекламу он хочет, и Игорь с коллегами делали нужный ролик.
«Роликов становилось всё больше и больше. Довольные заказчики возвращались и просили сделать ещё, уже не для «Рандеву». Рассказывали своим друзьям, партнёрам… В итоге в 2001-м году наш руководитель организовал ООО, а у нас началась параллельная жизнь с радио», - рассказывает Игорь Табаков. И только спустя три года вся команда решила полностью уйти на вольные хлеба, организовав собственную студию звукозаписи.
«Нашли подходящее помещение. Это была трёхкомнатная квартира, хозяин которой разрешил нам её немного переделать – мы частично разобрали стену между двумя комнатами», - вспоминает Игорь. В течение пяти лет студия нормально развивалась, но во второй половине 2009 года прекратила существование. Игорь получил серьезную травму, а его партнёр уехал жить в другую страну и не мог постоянно заниматься бизнесом. «Какое-то время мы пробовали дистанционно управлять, но ничего не получалось. И мы решили студию временно закрыть», - говорит Игорь.
В 2010-м Табаков вышел из больницы и решил продолжить дело – «поскольку ничего другого не умел делать так же хорошо, как работать со звуком». Однако за год накопились долги: перед арендодателем, перед заказчиками, перед дикторами – всего больше 200 тысяч рублей. «Я договорился с хозяином помещения, что возьму студию вместе с долгами и с оборудованием, которое он на тот момент уже забрал, погашу все долги и буду дальше работать. Так и произошло», - улыбается Игорь. По долгам удалось расплатиться всего за год.
При подборе помещения для студии звукозаписи необходимо учитывать, чтобы рядом не было вибраций, в первую очередь низкочастотных: обычно их источником являются трамвайные пути, железная дорога, автострады. Эти звуки пройдут сквозь любую акустическую защиту. «Высокие звуки не так страшны – стены можно доделать, окна заколотить, а вот от низких звуков не защититься, - предупреждает Игорь Табаков. – Когда искали помещение, были варианты подвалов, полуподвалов… Но решили остановиться на трехкомнатной квартире в жилом доме. Тем более, что жилые помещения, как правило, стоят подальше от источников шума».
По оценкам Игоря Табакова, чтобы организовать студию звукозаписи, нужно около 200-300 тысяч рублей для подготовки помещения. Плюс – примерно такая же сумма потребуется на оборудование.
Между двумя этими комнатами ставится окно-перегородка. «Мы с разрешения хозяина квартиры разобрали часть стены между двумя комнатами, вставили окно, - говорит Игорь. - Окно должно быть наклонным - чтобы отраженный звук уходил в сторону, а не возвращался обратно. Также желательно, чтобы стеклопакет был многокамерным».
Помещение микрофонной зоны должно быть достаточным для того, чтобы отражённому сигналу было где потеряться. Впрочем, 5-7 кв. метров – этого должно хватить, если вы не планируете записывать радиоспектакли или большие музыкальные коллективы. «Люди, которые у нас работают дикторами в разных городах, делают себе будки метр на метр. И этого вполне достаточно», - уточняет Игорь Табаков.
Что значит акустическая подготовка? «Если вы были на радио, то, скорее всего, обратили внимание, что там на стенах гипсокартон с дырками – это очень хороший материал, который гасит все ненужные звуки - эхо, вибрацию, лишние частоты. Это называется акустический гипсокартон. Для лучшей звукоизоляции можно дополнительно использовать акустический поролон Mappysil - «пирамидку». Им же обычно проклеивается потолок. На пол - ковролин.
Вторая основная часть расходов – это покупка оборудования. Это, в первую очередь, микрофоны, усилитель, микшерский пульт, накопитель, а также необходимое программное обеспечение.
Ещё два важных актива студии звукозаписи – это базы данных дикторов и композиторов (или мелодий). В 1990-2000-е годы в качестве дикторов чаще всего использовали актёров местных театров, реже – ведущих теле- и радиоэфира (потому что их голоса узнаваемы).
«Раньше дикторов было не больше десяти человек на город. Заказов на рекламу много, голоса все узнаваемы… И мы искали людей, учили их быть дикторами, - вспоминает Игорь Табаков. - А ещё мы придумали обмениваться дикторами. Например, мы отправляли в Омск голос нашего диктора, а из Омска нам присылали свои голоса. Они у нас, в Нижнем, были новые, в диковинку. Это помогало выделиться на фоне конкурентов и получить новых клиентов».
Сейчас всё иначе. Интернет стёр границы не только между городами, но и между странами. Сейчас, находясь в Нижнем Новгороде, можно записать диктора хоть из далекой Гвинеи. «Сейчас мы делаем запись не только на русском языке, но и на любом, на каком клиент просит. В нашей базе данных порядка 300 дикторов, в том числе говорящих на иностранных языках», - добавляет Игорь Табаков.
Дикторы – это, по сути, фрилансеры. Они могут иметь контракты сразу с несколькими студиями. Есть дикторы, которые стоят 300 рублей за ролик, а есть – и за 6000, 10 000, 18 000 рублей за ролик.
Ещё один актив студии – это композиторы. Как и дикторы, они чаще всего работают на фрилансе и привлекаются к работе по мере необходимости.
В 2010 году произошло не только второе рождение студии звукозаписи Игоря Табакова, но и она получила нынешнее название - Audio-Reclama.ru. «Один из клиентов жутко раскритиковал наш сайт, удивившись, что его вообще кто-то находит в интернете, - рассказывает Игорь. - Я предложил ему в ответ сделать мне сайт. Он согласился: открыл сервер, поставил какую-то бесплатную оболочку на Joomla и сказал: «Вот тебе сайт. Заполняй». И тут начался период бессонных месяцев: днём – работа в студии, а ночью занимался сайтом... Я всё делал сам. Ничего не знал, но мне было интересно».
Игорь самостоятельно занимался не только наполнением сайта, но и его SEO-настройкой и продвижением. «Это какое-то шаманство! Я так до конца и не разобрался. Но, тем не менее, сайт до сих пор в топах поисковиков», - отмечает предприниматель.
Работая с поисковыми системами, Игорь пошёл на хитрость и «открыл» два виртуальных офиса в Москве и Санкт-Петербурге. «Яндекс видит, что у тебя есть офис в Москве, и активнее продвигает твой сайт в конкретном регионе», - поясняет Игорь. Кроме того, наличие офисов в столицах позволило Audio-Reclama.ru повысить лояльность клиентов. «У нас есть московский и петербургский телефоны, по которым мы отвечаем, находясь в Нижнем Новгороде. Это всё стало возможно благодаря развитию виртуальной телефонии», - продолжает Игорь. Безусловно, когда клиент звонит, ему сообщается о том, что студия звукозаписи находится в Нижнем Новгороде, а вся работа происходит через интернет.
Важный раздел на сайте – это отзывы. Игорь начал собирать их два года назад, сейчас на сайте около 130 отзывов. «К слову, мы собираем отзывы не где-то у себя на страничках, а на «Яндекс.Картах», с привязкой к виртуальным офисам в Москве и Питере. Мы не имеем возможности модерировать отзывы, этим занимается специалист Яндекса. И при этом Audio-Reclama.ru имеет рейтинг 9 из 10», - добавляет Игорь. Руководитель студии говорит, что читает и анализирует все поступающие отзывы и отвечает авторам: «Если отзыв негативен и при этом конструктивен, то я иду решать вопрос и меняю систему, процесс. На первых порах приходилось очень многое менять в своей работе. Сейчас негативные отзывы встречаются крайне редко».
В 2014 году Игорь Табаков перевел свой сайт на новую платформу, автоматизировал передачу готового продукта клиенту. И в какой-то момент понял, что автоматизировать можно и приём заказа. Так родилась идея необычного сервиса «Аудио+» - изготовления сверхбюджетных аудиороликов и голосовых приветствий для АТС. Он был представлен клиентам в конце января 2016 года.
Принцип работы «Аудио+» очень прост. Фактически заказчику нужно зайти на сайт и совершить четыре действия: выбрать диктора из четырёх предложенных, выбрать музыку из пяти предложенных мелодий, ввести текст и оплатить 490 рублей через платежную систему OnPay. После этого на экране монитора появится сообщение «Подождите два часа и ваш ролик будет готов». Спустя два часа, зайдя на сайт, клиент сможет по ссылке прослушать ролик и скачать его.
«Ещё в вузе нас учили - чтобы заработать, надо делать либо очень хорошо, дорого и эксклюзивно, либо очень много и качественно. Это базовые экономические вещи, - вспоминает Игорь Табаков свою учебу на экономическом факультете. - Мы не можем делать эксклюзивно хотя бы потому, что у нас изначально нет исключительных прав на наших дикторов. Значит, надо пойти по другому пути – делать серийный продукт в большом количестве. Это тот путь, на который мы встали и с которого сходить не будем».
Игорю удалось договориться с отдельными дикторами о снижении цен на потоковый продукт. «Продукт получается менее трудозатратным, потому что он абсолютно типовой – это либо приветствие на автоответчик (до 90 слов), либо такой же простой информационный ролик», - объясняет предприниматель.
Изначально Игорь предполагал сделать цену для такого сверхбюджетного аудиоролика на уровне 990 рублей, но в итоге остановился на 490. «Этот проект на данном этапе является не столько способом заработать денег, сколько получить промо для студии», - объясняет предприниматель. Те, кто знаком с рынком аудиопроизводства, знают, что за такую сумму не всегда даже диктора можно записать, не говоря уже о готовом ролике профессионального качества. Для сравнения: информационный аудиоролик, согласно прайсу Audio-Reclama.ru, стоит минимум 2275 рублей, голосовое приветствие – 1043 рубля (в обоих примерах - без учета гонорара диктора).
«Снизить стоимость ролика удалось в первую очередь за счет автоматизации процессов изготовления продукта. В частности, заказчик вообще не общается с менеджером, а работа диктора и звукорежиссёра сведена до минимума. Ведь музыку, если она нужна, заказчик выбирает сам, звукорежиссёру нужно лишь свести голос и фоновое оформление».
Аудиотусовка, как признаётся предприниматель, отреагировала на новый сервис по-разному. Многие были возмущены ценой, обвинив студию в демпинге и обрушении рынка. «На самом деле это не так, - поясняет Игорь. - Сервис «Аудио+» крайне узко ограничен рамками возможного. Он решает задачи, которые не требуют эксклюзивного диктора и эксклюзивной музыки. Это просто объявление, которое надо красиво и качественно подать. Те, кто это понял, сказали, что моя идея - это мегакруто и это новый продукт! Это автоматизация для типовых задач».
«Сейчас наш сайт – это основной поставщик клиентов», - гордится Игорь Табаков. До 2009 года 90% заказчиков услуг студии звукозаписи составляли компании из Нижнего Новгорода и городов области. Но после годичного простоя клиенты о нас подзабыли, пришлось начинать всё сначала, и в новых реалиях свою решающую роль сыграл интернет.
«Мы начали просто прямой рекламой - а потом и через поисковые системы - продвигаться по всей стране и миру. Сейчас в нашем портфеле заказчиков около 70% - это московские компании. Много клиентов есть и за границей». Игорь считает это направление перспективным. И даже создал внутри компании отдел переводов и иностранных озвучек, который занимается локализацией - переводом и адаптацией существующих роликов заказчика с русского языка на иностранный язык, с иностранного на русский, или с одного иностранного на другой иностранный.
Например, Audio-Reclama.ru делает локализацию роликов на всю Восточную Европу для немецкого бренда бритв Braun. «Мы сотрудничали с многими известными компаниями. Но тут важна степень вовлеченности, - уточняет Игорь. - Где-то мы записали буквально одно предложение, а для кого-то сделали полноценный ролик. Мне, например, очень приятно, когда смотрю по федеральным каналам рекламу Mercedes. Ее делали не мы, но в конце ролика звучит слоган: «Mercedes-Benz – the best or nothing!». Это сделали для Mercedes Russia мы. Они не смогли утвердить ни одного из дикторов, которых им предлагал производитель видео. В итоге вышли на нас и нашего диктора из Великобритании - Дэвида Сэйза, диктора BBC. Rolf какое-то время заказывал у нас ролики для своих мероприятий. Работали над ТЭФИ…» - перечисляет Игорь.
«В последние два года мы не растём как бизнес. Раньше каждый год оборот студии удваивался, а вот последние два года остановились на уровне 1-1,3 млн. рублей в месяц, - рассказывает Игорь Табаков. - Это, наверное, неплохо, потому что рынок всё это время падал. Только ближе к концу 2015 года падение прекратилось».
«Рекламный рынок начинает умирать, когда кризиса еще нет, - продолжает Игорь. - Рынок рекламы съеживается на 20% только при произнесении слова «кризис». Заказчики слышат слово «кризис» и думают: надо как-то реагировать. И сокращают рекламные бюджеты как самые непонятные для них: сначала на 20%, потом - на 30%, могут и на 60% сократить…
Потом у бизнеса наступает момент, когда товары перестают покупать, услугами перестают пользоваться. Предприниматели какое-то время пытаются что-то делать без рекламы, но понимают, что это тяжело, и начинают восстанавливать бюджеты. Они возвращают объёмы, но это не помогает. Они увеличивают бюджеты на рекламу - 15% от выручки, 20%, 45%, а кто-то и всю выручку, потому что просто иначе можно и не выжить. И таким образом где-то к середине экономического кризиса у рекламной индустрии снова всё хорошо. Сейчас мы видим, что заказчики начинают увеличивать расходы на рекламу. Значит, скоро всё будет хорошо».
Что такое реальная автоматизация и зачем она нужна малому бизнесу.
Как заработать на обучении детей робототехнике.
Как построить бизнес на любви к фотографии.