Термин «косплей» означает «костюмированная игра» (от англ. costume и play). Если вам приходилось делать себе или своим детям на Новый год костюм ковбоя, зайчика или снежинки, то вы тоже в какой-то мере косплеер. Однако косплей как индустрия вырос из японских фестивалей, проводившихся по мотивам комиксов манга и мультфильмов в стиле аниме. Тысячам фанатов требовались костюмы – так появился этот бизнес в Японии. А с появлением американских персонажей - героев «Звёздных войн», комиксов про Супермена, Бэтмена и других вымышленных существ - косплей распространился по всему миру. О том, что такое косплей и как на нём заработать, порталу Biz360.ru рассказали основатели мастерской Crafterfold.
Артём Шумилов, 27 лет, сооснователь косплей-мастерской
Crafterfold (Барнаул). Образование: Алтайский государственный технический университет (специальность «экономика и управление предприятий машиностроения»). Наталья Шелепова, 27 лет, сооснователь мастерской Crafterfold. Выпускница Института архитектуры и дизайна АлтГТУ. Василий Холунин, 31 год, сооснователь мастерской Crafterfold. Окончил Барнаульский текстильный техникум по специальности «дизайнер лёгкой и текстильной промышленности» и факультет дизайна Алтайского государственного университета.
Казалось бы, где Япония, и где Барнаул? Но массовая культура как часть глобализации покоряет пространства и континенты. Shibuya 22 - ежегодный косплей-фестиваль, собирающий в Барнауле более тысячи фанатов аниме и манга, назван по имени района в японской столице, где базируется молодёжная субкультурная жизнь. Ещё один косплей-фестиваль – S.O.S. – кочует по сибирским городам Барнаулу, Новосибирску и Томску, в Барнауле он был в 2015 году.
«Я узнал о фестивалях аниме, когда поступил в университет. Сначала ходил как зритель. Но потом начал выступать, - рассказывает Артём Шумилов. - В зависимости от номинации, надо петь, танцевать, есть дефиле для показа костюма, есть сценический косплей – там надо уже что-то поставить. Для всего этого нужны костюмы, разные и много. Начал учиться шить.
Если персонаж в костюме от кутюр в полосочку – делаешь такой же. Если он в рванье – делаешь рваньё. Если он рыцарь в доспехах – делаешь доспехи. У меня два шкафа, забитых костюмами, и это с учётом того, что я уже три года не участвую в фестивалях. И вот ты сначала делаешь для себя, потом помогаешь кому-то другому, а потом желающих, которым надо помочь, становится всё больше, и ты понимаешь, что из этого может что-то получиться…»
«Я очень люблю рисовать, и когда увидела мультфильмы аниме, мне понравилась их стилистика. В 2008 году я стала общаться с анимэшниками, начала что-то делать для себя, для друзей. А потом это стало моей работой…» - говорит Наталья Шелепова.
Василий Холунин представляет другое течение косплея – он из числа исторических реконструкторов. «Сначала это было Средневековье – XII-XIII века, кольчуги и мечи. Потом пошёл в кружок исторического танца. В 2007 году в Барнауле устраивали гусарский бал, для которого я в первый раз сшил стилизованное гусарское одеяние. А в 2012 году сшил полную форму гусара Иркутского полка. Хотелось сделать клуб военно-исторической реконструкции, но эта история затянулась. С 2005 года я делаю оружие для реконструкторов, время от времени Артём подкидывал заказы. И, в конце концов, мы решили объединиться в одну бригаду», - рассказывает Василий.
Так для всех троих наших героев хобби трансформировалось в бизнес-проект – косплей-мастерскую Crafterfold.
Основная специализация мастерской Crafterfold - оружие, доспехи, шлемы, историческая броня. Хотя делают и многое другое – например, нынешней осенью на выставке Comic Con Russia в Москве мастера представили робота Чаппи из фильма «Робот по имени Чаппи», а Наталья Шелепова сейчас довольно активно шьёт фурсьют (необычное направление в косплее – костюмы сказочных животных).
Датой рождения мастерской считается сентябрь 2013 года, когда был принят первый заказ «на сторону». Вложения в бизнес происходили по мере необходимости: понадобился для работы какой-то станок – посовещались, скинулись, купили. Затраты на оборудование за всё время составили около 100 тысяч рублей.
«Затраты на оборудование окупились спустя семь-восемь месяцев. Через год наш оборот составил более 300 тысяч рублей. Года через полтора мастерская стала давать прибыль, достаточную для того, чтобы мы могли жить этим и развиваться, - рассказывает Артём. - Но если кто-то захочет это всё повторить, то надо понимать, что главное – не станки и инструменты, а то, что ты умеешь делать. Просто нанять мастеров и посадить их где-нибудь – этого будет всё же недостаточно. Для этой работы должна быть огромная мотивация. Мы учились и учимся, это главное, это и есть наши инвестиции в проект».
Артём единственный из троих партнёров имеет бизнес-опыт - ещё студентом открыл ИП, торговал компьютерной периферией (флешками, мышками и прочим подобным товаром), в 2009 году у него было четыре точки в Барнауле. Поэтому, хотя в Crafterfold и нет должностной иерархии, определённые менеджерские функции закрепились за Артёмом – он отвечает за переговоры с клиентами, а также за экономику предприятия.
Некоторые цены на изделия мастерской Crafterfold на маркетплейсе Etsy: маски из игры Mortal Combat – $30-50, боевые вееры принцессы Китаны - $109, реплики мечей и катан из различных игр и фильмов - $130-200
«А мне пришлось вспомнить начертательную геометрию, когда мы решили делать робота Чаппи. Чертежи заняли пять вечеров. Зато стало ясно, что и как будет крепиться, что и как надо делать», - рассказывает Наталья.
Хотя Чаппи потребовал много сил (делали его по вечерам, в свободное от других заказов время, так что работа затянулась почти на год), но зато на недавней выставке Comic Con Russia в Москве, куда барнаульцы поехали себя показать и других посмотреть, он произвел настоящий фурор.
«Столько было желающих сфотаться, что я сбился на второй сотне! Делали два шага – набегала толпа детей с родителями, начинали фотаться. Делали ещё два шага – опять набегала толпа. И так три дня. Увидеть вживую персонажа, которого ты видел в кино или в мультике – это круто, людям это очень нравится! И нам сначала было весело. А потом тяжело. Мы к концу каждого дня хотели забиться куда-нибудь в угол и не выходить оттуда», – вспоминает Артём.
Особенность и сложность косплея в том, что люди хотят быть похожими на героев, которые не существовали в реальности ни в каком виде, даже в виде загримированного и одетого в костюм актёра. У персонажей, нарисованных на компьютере, необыкновенные одежды и причудливое оружие – удивительные мечи, невообразимые «пушки» (так косплееры называют всё, что стреляет), боевые веры и т.д. Заказчику хочется именно то, что он видел на экране. Вот тут для мастера и начинается самое захватывающее.
«Самый интересный для меня заказ – меч Ракуйо (Rakuyo) из игры Bloodborne. Это что-то среднее между катаной, шпагой и саблей, и в рукоять ещё вставляется кинжал! И всё должно соединяться и разъединяться! В игре это всё нарисовано. А в жизни это надо сделать в металле. Но мы справились, и получилось красиво», - рассказывает оружейных дел мастер Василий Холунин.
Мастерской приходится сверхоперативно реагировать на запросы довольно капризного и непредсказуемого рынка.
«В 2016 году стала популярной игра по циклу книг Анджея Сапковского «Ведьмак», все захотели стать ведьмаками - и мы теперь один за другим делаем ведьмачьи мечи. Однажды мы хорошо угадали со шлемом Дред Мастеров (Dread Masters, Повелители ужаса) из «Звёздных войн». Выставили шлем в интернет - и оказалось, что такое никто не делал.
Один парень из Германии написал, что он фанат: «Хочу такой шлем, чтобы просто он стоял на полочке». Сделали - и он счастлив до безумия. Сейчас делаем меч Оркрист, которым владел Торин Дубощит, персонаж из «Хоббитов», один заказчик, фанат Толкиена, пишет: «Хочу на стенку повесить», – смеётся Артем.
Один из такого рода актуальных запросов рынка – фурсьют. Героями фэнтези, фантастики и комиксов часто бывают разные животные – львы, орлы, обезьяны и т.д. У них тоже есть свои фанаты, которым хотелось бы в полном смысле слова примерить образ любимого героя. Это и есть фурсьют. Как раз сейчас Наталья работает над фурсьютом – шьёт костюм кота. Правда, не из мультика, а просто по эскизу клиента – так тоже бывает. Ну, захотелось кому-то свернуться клубочком на диване и помурлыкать – почему нет?
Косплей-мастерская - редкий для Сибири бизнес. Кроме Crafterfold ещё одна мастерская есть в Кемерово. Мастер-косплеер работал и в Новосибирске, но в какой-то момент поступил на работу в театр и там его так загрузили работой, что для косплея он пропал.
Российских заказчиков у Crafterfold - 20-30 процентов. Остальное – Европа и США. Причина проста – западные клиенты платят больше
«Стоимость наших изделий зависит от текущих цен на материалы, от сложности работы, от сроков изготовления, поэтому цена даже на одну и ту же вещи каждый раз новая. Вот говорят: «Мне нужно завтра». И ты понимаешь, что следующие 24 часа ты будешь работать над заказом», - говорит Артём.
Меч из игры «Ведьмак» стоит порядка семи тысяч рублей. Боевые вееры – около шести тысяч рублей. Меч Ракуйо был продан за восемь тысяч рублей. Очень важный фактор – уникальность предложения на рынке. То, что никто больше не делает, может стоить практически любых денег. Так, если кто-то захочет купить того же робота Чаппи, то, как сказал Артём Шумилов, разговор начнётся с цены в 70-80 тысяч рублей.
Больше двух с половиной лет мастера работали кто где - Василий в сарайчике у себя дома (он живёт в частном доме), Артём – на балконе своей квартиры, Наталья – в гараже. Сейчас мастерская собралась в одном помещении - это подвал в одном из досуговых центров Барнаула.
Локация с историей: одно время здесь квартировал клуб исторического фехтования «Авалон», потом - барнаульские реконструкторы-тамплиеры. То ли от «Авалона», то ли от тамплиеров, то ли ещё от кого на стене остался пиратский флаг. Он вполне «атмосферно» вписывается в интерьер с эльфийскими шлемами на полках, со шпагами и мечами по углам.
Пространство поделено на три зоны – цех покраски и работы с химией; рабочая зона, где ведётся сборка; общее пространство, где можно посовещаться и попить чай, а также поработать, если все другие места заняты.
В планах мастерской – расширение (сейчас на выучку приняты трое подмастерьев) и освоение новых направлений косплея.
«Мы намерены поставить печку, чтобы заняться литьём – делать украшения, фэнтезийную ювелирку. Это очень интересное направление, работа кропотливая, как мы любим, – говорит Артём Шумилов. - Но, возможно, уйдём и в какие-то другие направления.
Не важно, что ты делаешь, важно - как. Наш проект поначалу был чистой самореализацией, повышение ЧСВ – чувства собственной важности. А сейчас – работаем «в корыстных целях». И при этом нам это нравится. Как сказал Стив Джобс, работа должна быть оплачиваемым хобби. У нас это так и есть».
Как заработать на производстве дверей авторского дизайна.
Как заработать на производстве деревянных аксессуаров.
Как заработать на производстве часов из виниловых пластинок.