Изготовлением барной мебели предприниматель Кирилл Большаков занялся «от безысходности». Мечты об открытии собственного крафтового бара разбились о нехватку средств. Чтобы как-то использовать арендованное помещение, команда неоткрывшегося бара придумала и сделала барный стул. Неожиданно на него появился спрос – и это стало началом нового бизнеса. О том, как быть в «мебельном тренде» без помощи дизайнеров и почему в рабочем городе сложно найти хорошего сварщика, порталу Biz360.ru рассказал основатель мебельной мастерской Fora Furniture Кирилл Большаков.
Кирилл Большаков, 26 лет, предприниматель из Череповца, основатель компании по производству барной мебели
Fora Furniture. Образование: Череповецкий государственный университет (специальность «сервис машин и оборудования»). Работал кузовщиком и маляром в дилерском центре. Проект Fora Furniture запущен в 2015 году.
Бизнес Кирилла Большакова возник из желания выпить в каком-нибудь баре настоящего крафтового пива. Оказалось, в Череповце в 2015 году это было невозможно сделать – таких баров в городе просто не существовало. Кирилл и его друг, увидев свободную нишу, решили открыть пивной бар. По признанию предпринимателя, решение было полной авантюрой – никакого бизнес-плана у них не было.
Друзья нашли помещение в центре города, бывший гаражный бокс, и арендовали его. Все работы решили делать самостоятельно. Напарник когда-то владел небольшой строительной фирмой, и у него остался весь необходимый инструмент. Кирилл тоже имел навыки строительных работ. Необходимые материалы покупали за счёт собственных накоплений
За два месяца начинающие предприниматели сами и с помощью друзей выровняли в помещении пол, провели водопровод и канализацию. На этом их средства - около 150 тысяч рублей - подошли к концу, а ремонт не был завершен даже наполовину. Работа встала, и компаньоны задумались, что делать дальше.
Чтобы чем-то себя занять во время вынужденного простоя, партнёры решили изготовить барный стул – он всё равно пригодился бы в случае открытия заведения. Благо, всё необходимое оборудование (болгарки, сварочный аппарат-полуавтомат, столярный инструмент и т.д.) для создания мебели имелось.
«Чтобы понять, как выглядит самый простой барный стул, мы посмотрели картинки на Pinterest (фотохостинг, где пользователи могут обмениваться собственными фотографиями – прим. редакции). Закупили металл, после чего сварганили из него стул за 4-5 часов. У него было железное основание и деревянное сиденье. Мы отвезли его на просмотр друзьям, им понравилось», - вспоминает Кирилл.
Результат своей спонтанной работы Кирилл сфотографировал и выложил на Avito. В объявлении, таргетированном на Москву, он написал, что имеется в наличии два десятка таких стульев. Буквально через пару часов после публикации позвонила первая клиентка. Для открывающегося бара ей требовалось 18 стульев, которые в течение трёх дней надо было привезти в Москву.
Кирилл с другом прекрасно понимали, что, даже работая круглосуточно, не успеют уложиться по времени. Поэтому они обратились к знакомому, который работал в цехе металлоизделий. Ему привезли стул-образец и заказали 18 таких же. Он сварил и покрасил основания, а Кирилл с компаньоном подготовили все деревянные части. Через два дня стулья были готовы. Доставка на грузовой «Газели» в Москву заняла 8-9 часов. Заказ выполнили в срок, клиентка осталась довольна. Именно с этого и началась история компании Fora Furniture.
«Впоследствии мы часто работали с подобными заказами: когда до открытия бара остаётся два-три дня, а в заведении ещё нет никакой мебели. Видимо, их открывают такие же авантюрные ребята, как и мы. Наша чистая прибыль с первого заказа (после всех расходов) составила 10-12 тысяч рублей. То есть за два дня мы заработали по 5-6 тысяч на человека. И мы решили: почему бы пока не делать барные стулья», - рассказывает Кирилл Большаков.
По размещённому на Avito объявлению об изготовлении барного стула продолжали звонить клиенты. Хотя их было не очень много, а сами заказы были не такими крупными, как первый, работа для начинающих мебельщиков нашлась. Кирилл занимался сваркой, а его напарник готовил деревянные элементы. Все работы производились в так и не открывшемся «крафтовом баре».
Через месяц компаньоны поняли, что арендовать помещение в центре города для производства дороговато. Они решили полностью заморозить барный проект и переключиться на мебель. Новое 50-метровое помещение нашли в промышленном районе. Арендная плата за него составила 5000 рублей в месяц.
После переезда, в декабре 2015 года, начали поступать более серьёзные заказы. Среди них – партии по 30-40 стульев, а также заказы на столы. К весне 2016 года линейка продукции снова расширилась благодаря выпуску мягкой мебели.
Постепенно увеличивалось и количество оборудования. Сначала появился минимальный набор для сварочных работ, потом - для столярных. Вскоре арендуемое помещение стало полноценным цехом, подходящим для решения многих столярных и слесарных задач.
Свободное от выполнения заказов время череповецкие мастера-предприниматели тратили на «изобретение» новых моделей стульев и другой мебели. Их основными источниками информации, по признанию Кирилла Большакова, стали Google и YouTube. Чтобы понять, чем пользуются мебельщики в тех или иных странах, смотрели зарубежные каналы. Потом искали в интернете информацию о выбранных материалах или их российских аналогах.
Но интернет не может дать ответа на самый главный вопрос - удобно ли сидеть на получившемся стуле? Поэтому каждое изделие производители проверяли на себе. Именно опытным путём начинающие мебельщики приходили к решениям, на какой высоте у стула должна быть подножка, удобно ли сидеть со спинкой, каким должен быть её уклон и т.д.
Однажды по объявлению, «нацеленному» на Москву, позвонил заказчик с просьбой доставить 10 стульев в Вологодскую область. Удивление предпринимателей стало ещё больше, когда они услышали конечную точку доставки – это был их родной Череповец. Оказалось, в городе готовился к открытию крафтовый бар, о котором они так мечтали когда-то! Для этого бара, помимо стульев и столов, Кирилл с напарником изготовили ещё и барную стойку.
«На этом баре мы прокачали свои навыки: нашли подходящие материалы для отделки дерева и металла, научились работать с барной стойкой. Для её отделки мы долго искали нужные материалы: ведь она помимо прочего должна быть влагостойкой. Правда, к сожалению, через год с небольшим бар закрылся. Почему-то не пошло у нас в городе крафтовое пиво», - иронизирует Кирилл.
Основным продуктом компании Fora Furniture до сих пор является тот самый первый стул. За полтора года работы было продано более 500 его экземпляров. Их покупали в основном в Москву и Санкт-Петербург. Особенность стула в том, что его редко заказывают поштучно: одна «партия» составляет от трёх-четырёх до нескольких десятков штук.
«Наш первый стул до сих пор стоит у меня на даче. Он стал нашим товаром-локомотивом, который и сейчас расходится «на ура». Сами удивляемся, почему он выстрелил. Наверное, потому, что в 2015-2016 годах лофт-мебель была в Москве и Питере «на волне»: грубые металлические основания, натуральное дерево. И мы, можно сказать, попали на гребень этой волны», - предполагает Кирилл Большаков.
Помимо стульев различных видов в «линейке» Fora Furniture появились столы (как журнальные, так и барные), а также скамейки. Деревянные части (сиденья и столешницы) производят, как правило, из сосны. Это недорогое и доступное в Вологодской области дерево. Другие породы используются только по желанию клиента.
Возросший объём производства принёс и первые серьёзные трудности. Вдвоём Кирилл с компаньоном уже не справлялись с набранными заказами, а нанятый ими персонал не мог работать на должном уровне. Поэтому, по признанию Кирилла, весной 2016 года стало падать качество продукции.
Эти проблемы вылились в разногласия между партнёрами. Чтобы сохранить дружеские отношения, они решили прекратить совместный бизнес. С мая 2016 года проектом занимается Кирилл Большаков. Оставшись один, он в первую очередь решил уменьшить объём производства и уделять больше внимания качеству продукции.
Сейчас Кирилл лично уже не участвует в производстве изделий. Этим занимаются двое нанятых рабочих – сварщик и столяр. Искать их в городе металлургов пришлось, как ни странно, очень долго. Проблема в том, что большинство сварщиков имеют опыт работы только с «грубыми» изделиями типа заборов. Сварка мебели – принципиально другой процесс, где каждый миллиметр имеет значение. Такими навыками в городе владеют немногие.
Ещё одна проблема, связанная с поиском персонала, традиционна для многих небольших городов России. «Когда в начале 2016 года мы начали искать сварщика, дали объявление на Avito. Из четырёх первых кандидатов трое оказались пьяницами. Взяли одного, который буквально умолял дать ему эту работу. Он хорошо отработал неделю, получил первую зарплату (рассчитывать его он попросил еженедельно) и пропал на два дня. Мы не могли до него дозвониться, а у нас висели заказы. Потом пришёл в цех пьяный, хорошо хоть руки себе не отпилил. Выгнали его. При этом за неделю он у нас заработал 12000 рублей – очень хорошие деньги для Череповца. Но оказалось, что и они для него – не стимул», - вспоминает Кирилл.
Новый подход – упор на качество - потребовал смены не только принципов работы, но и каналов продвижения. Кирилл решил полностью отказаться от объявлений на Avito.
«Это канал, где люди ищут товары «дёшево и быстро». Речь о хорошем качественном ассортименте обычно не идёт. В моем случае быстро и дешёво не получалось – качество требует денег. Я решил, что Avito – это путь в никуда. Можно с его помощью быстро набрать заказов, но потом не справиться с качеством, и в итоге потерять имя. Качественный товар не может стоить очень дешёво, он требует вложений и времени», - рассуждает Кирилл.
Продукцию под брендом Fora Furniture он продвигает сегодня через Facebook и Instagram. В этих соцсетях у проекта есть свои группы. По мнению самого Кирилла, эти каналы вполне могли бы приносить больше отдачи, если бы он уделял им больше внимания. В мае 2017 года у проекта появился сайт Forafurniture.com, находившийся в разработке несколько месяцев.
Ещё одним важным каналом поступления заказов является магазин марки на интернет-платформе «Ярмарка мастеров». Посетители видят, что аккаунт представляет мебельную мастерскую. И они нередко просят сделать не то, что есть в её ассортименте, а нечто другое (например, по присланному фото). Если Кирилл видит, что изделие может быть интересно и другим клиентам, то оставляет его в своей линейке.
Цены на изделия мастерской Fora Furniture начинаются от 3000 рублей - именно столько стоит «базовый» стул. По меркам Череповца это не самый дешёвый вариант. «Массовую» барную мебель можно найти в городе по цене от 1500 рублей. Но на столичных рынках продукция Fora Furniture конкурентоспособна как по качеству, так и по цене. Кирилл Большаков иногда находит в Москве предложения на похожие товары по ценам в 1,5-2 раза выше cвоих.
«Я не вижу смысла накручивать маржу в 300-400%. Я не могу на стул, который обошёлся мне в 2000 рублей, выставлять цену в 9-10 тысяч. Себестоимость моего товара гораздо ниже, чем при производстве в Москве. Дешёвое производство и аренда помещения в Череповце – серьёзное конкурентное преимущество», - уверен предприниматель.
Заказы клиентам Fora Furniture отправляет с помощью транспортных компаний «ПЭК» и «Деловые линии». Товар отвозят на склад транспортников в Череповце, откуда его в течение дня доставляют в Москву. Затем оттуда заказы идут в Санкт-Петербург и другие точки России. Среди городов, куда отправлялась мебель от Fora Furniture – Тула, Ростов-на-Дону, Краснодар, Новороссийск, Сочи, Тюмень, Сургут. В месяц предприятие поставляет клиентам от 40 до 60 изделий.
«Даже с учётом того, что клиент оплачивает доставку, наша продукция ему выгоднее, чем местные варианты. Вряд ли сейчас можно прийти к какому-то массовому производителю и сказать: «Свари мне 30 стульев, как я хочу». Большая фабрика не будет перестраивать свою линию ради 30 позиций. А мы работаем именно в этом направлении. И пусть переплата за доставку будет 3-5 тысяч рублей. Если раскинуть её на всю партию, то это немного», - считает Кирилл.
Предприниматель не гонится за количеством заказов и всегда честно предупреждает клиента, сколько времени займут работы. Иногда, в периоды большой загрузки, время ожидания составляет до трёх-четырёх недель. За срочные работы мастерская берётся только при стопроцентной уверенности в успешном выполнении заказа в срок. Кирилл Большаков старается не отдавать заказы на аутсорсинг другим производителям. По его мнению, проще сделать самим, чем тратить силы на поиск подрядчиков и контроль качества их работы.
«Если кто-то просит сделать 30 стульев за три дня, я отказываюсь, чтобы не подставлять клиента. Пусть лучше за такой заказ возьмётся кто-то другой. Качественно сделать работу и доставить продукцию вовремя всё равно не получится, а репутация пострадает», - убеждён он.
Сейчас проект полностью финансируется на доходы от собственной деятельности, в него реинвестируется значительная часть прибыли. Ни кредитов, ни инвесторов не привлекается. Месячный оборот предприятия составляет около 300-350 тысяч рублей.
Одним из новых направлений деятельности стало производство мебели для сдачи в аренду. На Кирилла Большакова вышла компания «АрендократиЯ», занимающаяся этим бизнесом. Она присылает заказ на определённый набор мебели, выкупает его, и дальше работает с клиентом сама.
«Их сотрудник посетил бар в Москве, для которого мы делали мебель, и ему дали мои контакты. Позже со мной связался их директор, с которым мы сейчас плотно общаемся и успешно сотрудничаем. Мы закончили и отправили для них заказ на 140 000 рублей. «Сарафан» работает!», - уверен Кирилл.
Увеличение производственных площадей или количества сотрудников пока не планируется. Приоритет на ближайшие месяцы – расширение линейки. Более широкий ассортимент, по мнению основателя Fora Furniture, послужит базой для дальнейшего развития проекта. Основное внимание Кирилл Большаков намерен уделять развитию направления письменных и журнальных столов. Также в планах – изменение и дополнение стилей производимой мебели.
«Постепенно от барной тематики стараюсь отходить, и от мебели в стиле лофт тоже. Мне кажется, это уходящий тренд, и делать ставку только на него было бы неправильно. Новые тенденции ищу в основном в интернете, на зарубежных сайтах. Смотрю, что появляется, и пытаюсь делать нечто похожее, в таких же стилях».
Как заработать на элементах декора для ресторанов и кафе.
Как устроена студия авторских предметов интерьера из дерева.
Как заработать на производстве дверей авторского дизайна.