Декабрь – время подведения итогов. Предприниматели оценивают уходящий год, анализируют, что им удалось и что не получилось, думают, как добиться лучших результатов в следующем году. Некоторые при этом стараются «раздвигать границы» той индустрии, в которой работают, и подмечать общие тренды. Управляющий партнёр сервиса облачных юристов Solver Елена Шершнёва в своей авторской колонке для Biz360.ru поделилась своим взглядом на тенденции, которые наблюдала в малом бизнесе в 2019 году.
Елена Шершнёва, предприниматель из Москвы, управляющий партнёр сервиса облачных юристов
Solver. Образование: юридический факультет Алтайского государственного университета. Стаж в юриспруденции – 18 лет. В последние 10 лет работала в юридической практике компании «большой четвёрки» Ernst&Young и руководила юридическим департаментом крупного IT-стартапа. Сервис Solver запущен в 2018 году.
Среди клиентов нашего сервиса – большое число компаний сферы малого бизнеса. Наблюдая за их ростом и развитием, мы обнаружили, что многих из них объединяют общие тенденции.
выросли из увлечений их создателей
Эти люди не побоялись проверить, насколько их увлечение или хобби может заинтересовать ещё кого-то, и обрели поклонников своей идеи в лице благодарных клиентов и партнёров. Приятно видеть, как мечты превращаются в успешные проекты, а ведь ещё Конфуций утверждал, что, занимаясь любимым делом, вам не придётся работать ни одного дня.
Именно у малого бизнеса многие крупные компании копируют приёмы по созданию образа «своего парня». Малый бизнес не создаёт его искусственно, он органично вырастает среди своего окружения - друзей и сообществ в социальных сетях. Однако, развиваясь и вырастая, не покидает, а активно использует эти каналы для дальнейшего продвижения, в итоге обзаводясь широкой аудиторией подписчиков в Facebook, Instagram, Telegram.
В 2019 году стал очень популярен термин «экологичный». Так говорят не только о конкретных товарах, но и о людях, об отношениях и других не совсем осязаемых вещах. Именно такую характеристику можно дать многим компаниям, являющимся нашими клиентами. Владельцы этих компаний считают участие в экологическом подвижничестве, благотворительности, полезной общественной деятельности нормой и закладывают такую статью в бюджет даже тогда, когда ещё совсем не вышли на доходный формат. Помимо прямой финансовой помощи нуждающимся они активно участвуют в благотворительных вечерах, марафонах и челленджах.
Для того, чтобы оставаться на плаву, иметь возможность активно развиваться и помогать другим, компании малого бизнеса очень прагматично подходят к организации бизнес-процессов и планированию расходов. В частности, в той мере, в которой это возможно, привлекают внешние ресурсы вместо затрат на найм сотрудников. Именно в этот момент многие из них становятся нашими клиентами, ведь наш сервис удалённых юристов позволяет сократить расходы на юридические функции, не теряя в качестве.
Негативные ассоциации, которые раньше часто возникали при словосочетании «наши конкуренты», постепенно утратили свою актуальность. Среди владельцев малого бизнеса не просто не принято враждовать с конкурентами, но даже сторониться их считается моветоном. Напротив, они объединяются в сообщества по бизнес-интересам, участвуют в совместных мероприятиях, где обсуждают актуальные вопросы и обмениваются опытом и, наконец, просто дружат и поддерживают неформальный контакт. Не удивительно, что порой это приводит к объединению компаний малого бизнеса в рамках новых и более крупных совместных проектов.
Читайте также:
Не такие, как все: восемь историй о нестандартных бизнесах.
На ошибках учатся: семь поучительных историй о бизнес-факапах.
Бизнес в декрете: семь вдохновляющих историй о мамах-предпринимателях.