Многие отечественные компании продают в России товары, которые по их запросу производят в Китае. Поиск надёжного партнёра в Поднебесной непрост – имеют значение и разница в менталитете, и языковой барьер. Но те предприниматели, которые находят китайских поставщиков, обеспечивающих стабильное качество, гибкую ценовую политику и удобную доставку, эффективно ведут бизнес. О том, где искать надёжных партнёров из Китая и как организовать с ними выгодное сотрудничество, порталу Biz360.ru рассказал Олег Свистовцев, гендиректор компании «ТПК Эшелон».
Олег Свистовцев – гендиректор «ТПК Эшелон», международный инвестиционный консультант экономико-технологической зоны YEDA (Yantai Economic and Development Area) в провинции Шаньдун в Китае. Имеет два высших образования – инженерное и юридическое. Работал в МВД, коммерческих и банковских структурах. Собственный бизнес открыл в 2021 году. Компания «ТПК Эшелон» занимается поставками промышленного оборудования, технологий, спецтехники и электроники из Китая в РФ. Оборот за 2023 год – 1,2 млрд рублей.
Я не буду рассказывать о базовых вещах, известных каждому предпринимателю, кто так или иначе интересовался темой работы с азиатскими партнёрами – вариантах доставки сырья или продукции из Китая, форме расчётов, контактах с таможней и т.д. Предполагается, что те, кому это интересно, уже в курсе, как работают эти механизмы. А вот если вы только собираетесь начать работать с Китаем, на стартовом этапе необходима конкретная информация о том, где найти надёжных поставщиков и деловых партнёров. Предлагаю использовать следующие инструменты, которые уже доказали свою эффективность.
Онлайн-платформы оптовой торговли
Рекомендую изучить популярные сайты для оптовиков, которые помогают выстроить деловую коммуникацию между продавцами и покупателями. Это, например, 1688, Pinduoduo, Alibaba, AliExpress, Global Sources, где собраны проверенные производители. На подобных ресурсах можно напрямую договориться о сотрудничестве с изготовителем товаров.
Большинство сайтов просты в использовании и имеют специальные фильтры надёжности продавцов. Отмечу, что тот же AliExpress максимально серьёзно относится к проверке клиентов и заботится о безопасности сделок. А вот про Alibaba такого сказать нельзя: даже продавцы из «золотого» списка далеко не всегда могут похвастаться высоким качеством продукции. Нередко они попадают в топ после крупного взноса за рекламу.
Эти сервисы были созданы для торговли внутри Китая, однако через языковое расширение в них можно общаться из любой страны. Оптовые сайты предлагают широкий ассортимент продукции – как оригинальной, так и более бюджетной.
Рабочие группы в WeChat
Этим инструментом пользуется большинство китайцев: здесь ведутся как активные деловые переговоры, так и личная переписка. Его также называют Weixin. Сервис представляет собой многофункциональное приложение и сочетает в себе функции мессенджера, социальной сети, платёжной системы и многого другого. По состоянию на 2023 год WeChat имеет более 1,2 миллиарда пользователей в Китае. Это практически вся активная аудитория азиатской страны.
Помимо обмена текстовыми, аудио- и видеосообщениями, WeChat позволяет совершать голосовые звонки, отправлять электронные платежи, создавать групповые чаты, делиться информацией. Наличие такого супераппа является одной из особенностей китайского мобильного интернета, так как в большинстве стран подобные функции распределены по нескольким приложениям.
Сегодня WeChat – самый популярный и влиятельный IT-сервис в Китае, он практически незаменим для ведения бизнеса и общения в этой стране. Поэтому вам необходимо зарегистрироваться в этом приложении. На его каналах можно найти разнообразные коммерческие предложения – от мелких кустарных производителей до серьёзных компаний с высокотехнологичной продукцией. Само существование рабочей группы в WeChat чаще всего говорит о благонадёжности компании.
Профильные выставки
Это один из самых удобных и прозрачных форматов делового общения, лучший способ показать товар лицом. В таких выставках обычно участвуют респектабельные фирмы, поскольку мошеннические схемы не предполагают масштабных расходов на организацию экспозиции. Поэтому рекомендую знакомиться и договариваться с потенциальными поставщиками именно на таких мероприятиях.
Основные крупные выставки китайских товаров для оптовиков:
-
China Import and Export Fair (Кантонская ярмарка) – одна из крупнейших торговых площадок в мире, которая проводится два раза в год в Гуанчжоу. Она собирает тысячи китайских экспонентов и сотни тысяч посетителей-оптовиков со всего мира. На выставке представлены все виды товаров – от потребительских до промышленных.
-
China International Import Expo (CIIE) – ежегодная экспозиция, организуемая правительством Китая в Шанхае. Она фокусируется на импортной продукции, подходит для поиска поставщиков, привлекает внимание китайских компаний и профессиональных посетителей.
-
China International Hardware Show (CIHS) – специализированная площадка для оптовой и розничной торговли инструментами, оборудованием, скобяными изделиями. Мероприятие проводится в Шанхае ежегодно.
-
China Commodity Fair – серия региональных выставок потребительских товаров, проходящих по всему Китаю. Они используются для поиска партнёров в конкретных товарных категориях.
Посещение этих ведущих торговых площадок даёт возможность напрямую ознакомиться с большим количеством коммерческих предложений. Вы найдёте здесь добросовестных поставщиков с хорошей репутацией и получите шансы заключить удачную сделку.
Кроме того, партнёры могут поделиться важной информацией о других китайских предпринимателях. Дело в том, что власти КНР закрыли зарубежным фирмам доступ к регистрационным данным юрлиц. В будущем такая помощь вам точно пригодится.
Внимательно анализируя данные из открытых источников, вполне возможно самостоятельно разобраться в качестве и параметрах той или иной продукции. Так вы поймёте, с кем из поставщиков стоит иметь дело.
Советую проводить тщательную предварительную проверку. Изучите историю компании, сайт, отзывы клиентов, общайтесь по телефону или другим каналам связи. Сегодня в интернете немало сведений о производителях любых товаров, поэтому найти их контакты будет нетрудно. Останется только наладить деловые отношения и провести переговоры.
При этом надо знать, что каждый поставщик из Китая имеет свою целевую аудиторию и относится к определённой ценовой категории. Одни компании сосредоточены на премиальном сегменте, другие специализируются на недорогих товарах. Важно понимать, какая продукция вас интересует, учитывать это при контактах с потенциальными партнерами и тщательно отслеживать поставки.
Эффективным способом поиска хорошего поставщика из Китая являются рекомендации тех, кто уже имеет такой опыт. Помните, что в этом деле надо быть предельно осторожным: китайцы – народ оборотистый, они часто предлагают россиянам сомнительные товары, которые не пользуются спросом. Однако от таких вариантов сотрудничества всегда можно отказаться, сохранив при этом позитивное общение для дальнейшей коммуникации.
Рассказываем бизнес-истории, предупреждаем об изменениях в законодательстве, делимся опытом автоматизации
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с политикой персональных данных
Когда ваши поиски увенчаются успехом, рекомендую не останавливаться на двух-трёх поставщиках. Лучше расширить список кандидатов, чтобы выбрать оптимальный вариант. В процессе анализа информации количество потенциальных партнёров сократится по объективным причинам: одни отсеются сами, другие не подойдут вам по ряду причин. В итоге вы найдёте то, что надо именно вам.
На первом этапе воспользуйтесь услугами консультантов для проверки поставщика. Найти их несложно: в России регулярно проводятся бизнес-форумы о сотрудничестве с Китаем, можно обратиться в Дом российско-китайской дружбы в Москве или Росконгресс.
Рекомендую запросить у потенциальных поставщиков сертификаты и прочие документы на продукцию. Это показатель легальности производства. Многие предприниматели из КНР тесно сотрудничают с США и странами Евросоюза, которые строго относятся к качеству товаров и наличию официальных разрешений. Сам факт существования у компании международного сертификата – отличная гарантия добросовестности контрагента.
Обязательно запросите образцы товара. Это обычная практика для китайских предпринимателей, поэтому вряд ли вызовет негативную реакцию. Проверьте качество продукции и её соответствие заявленным характеристикам. Это позволит вам принять более взвешенное решение о сотрудничестве.
Советую посетить производственные мощности поставщика лично – это позволит оценить реальные перспективы сотрудничества. Не бойтесь задавать много вопросов – это позволит вам убедиться в надёжности партнёра.
Когда выбор сделан, важно правильно оформить контракт с китайским партнёром, чтобы защитить себя от возможных проблем. Наши азиатские соседи имеют большой опыт коммерческих отношений и прекрасно осведомлены о ключевых условиях сделок. Вы сможете внести коррективы в договор, адаптировать продукт под свои стандарты и более подробно отразить его спецификацию в документе о сотрудничестве.
Поначалу не стоит строить глобальных планов: размещайте небольшие заказы, постепенно наращивая объёмы поставок. Так вы снизите риски и лучше вникнете в специфику продаж.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».