Однажды Татьяна Малахова приготовила на день рождения своему псу торт и опубликовала его фото в соцсетях. Когда знакомые собачники стали писать, что хотят такой же для своих питомцев, Татьяна решила, что это может стать неплохим источником дохода. Своё дело она пока называет ремеслом, но уверена, что в будущем оно имеет все перспективы вырасти в полноценный бизнес. О том, как заработать на любви хозяев к своим питомцам, основатель проекта «Лайка» Татьяна Малахова рассказала порталу Biz360.ru.
Татьяна Малахова, 26 лет, предприниматель из Екатеринбурга, основатель компании по производству десертов для животных
«Лайка». Окончила Уральский государственный аграрный университет по специальности «кинолог»; также имеет два неоконченных высших образования - дизайнер и товаровед продовольственных товаров. Работала официантом, барменом, менеджером, администратором в ресторанах. В 2018 году запустила проект «Лайка»; также зарабатывает дизайном ногтей.
Татьяна Малахова несколько лет работала в общепите: была барменом, официантом, менеджером, управляющей ресторанами. И всегда увлекалась собаками, даже отучилась на кинолога, когда поняла, что ей это больше по душе. У неё дома сейчас живёт четыре пса - и девушка говорит, что на этом останавливаться не планирует.
«В марте прошлого года моему самому любимому псу исполнялось два года, и я решила, что просто положить ему в миску в честь этого дня горсть мяса - слишком скучно. Тогда я подумала, что нужно сделать для него торт. Когда всё было готово, выложила фото в соцсети, и знакомые собачники начали писать, что тоже хотят такое на день рождения своим собакам. Так всё и началось. Сейчас я не работаю по найму - занимаюсь развитием этого проекта, а также зарабатываю тем, что делаю маникюр девушкам», - рассказывает Татьяна.
Поскольку в кругу общения Татьяны всегда было много собачников, знакомые и стали первыми клиентами её небольшого бизнеса по производству десертов для животных. «Первые два торта на заказ я сделала для собак из того же питомника, где забирала свою собаку», - вспоминает она.
Пока проект нельзя назвать полноценным бизнесом. «Это скорее ремесло, потому что денег приносит немного, но я оптимист и верю, что у моего дела большое будущее. У меня большие планы и очень много идей, которые я медленно, но верно реализовываю», - говорит Татьяна.
Перенимать опыт изготовления собачьих десертов Татьяне было не у кого - подобных компаний ни в Екатеринбурге, ни в соседних городах просто не существовало: «Прежде чем выставить на продажу первые изделия, я много репетировала и отрабатывала рецепт на своих собаках. Всё делала методом проб и ошибок».
Основа торта, который предлагает «Лайка» для четвероногих питомцев, похожа на холодец, только без соли и специй. «Я варю бульон на агар-агаре. Выбрала его, а не желатин, потому что он быстрее застывает и намного дольше держит форму. Такая основа у меня родилась сразу. Я просто не придумала, как ещё можно сделать торт, если он не будет похож на холодец. А что касается украшений, то у меня до сих пор нет единого образца. Каждый торт получается разным, я постоянно экспериментирую с чем-нибудь новеньким», - объясняет Татьяна.
Сейчас в ассортименте «Лайки» четыре варианта оформления тортов: творожный мусс с ягодами, сырые субпродукты, розочки из индейки и языка. Самым большим спросом, по словам Татьяны, пользуется торт с украшением из ягод: это клубника, малина, вишня. Чтобы заставить собак есть ягоды, Татьяна придумала хитрость: «Я опускаю ягоды в говяжий бульон, поэтому для собак они становятся привлекательными».
Каждый торт получается индивидуальным, потому что при выборе ингредиентов Татьяна исходит из предпочтений питомца: «Я всегда уточняю: есть ли аллергия у питомца, что он больше любит, сидит ли на какой-нибудь особой диете. Совсем недавно для очень аллергичной собаки я делала торт из трёх видов белой рыбы».
Такие торты, по словам Татьяны, едят собаки всех пород - от самых маленьких, до самых больших.
Торты для кошек Татьяна тоже готовит, но заказывают их куда реже. Это связано с особенностями поведения животных. «Угодить кошкам сложнее. Даже собака, которая всю жизнь ела сухой корм, с интересом попробует что-то новое. С кошками это не работает: если они всегда ели сухой корм, то вряд ли вообще станут есть натуральное. Поэтому прежде чем принять заказ, я всегда предупреждаю об этом».
Пока Татьяна выполняет несколько заказов в месяц, но бывают и всплески, когда за неделю приходит три-четыре заказа.
Чаще всего торты заказывают на дни рождения питомцев. «Мои клиенты - люди, которые по профессии связаны с собаками, либо те, кто считает собаку членом семьи. Таких становится всё больше и больше».
Торты и сейчас остаются самым популярным товаром в «Лайке», хотя ассортимент компании расширился. Сначала, чтобы увеличить средний чек и привлечь новых клиентов, Татьяна придумала выпускать ещё и каждодневные лакомства для собак. Они появились весной 2018 года.
«Если торты человек покупает раз в год, то лакомства заказывают постоянно, потому что используют их, как правило, во время дрессировки. Придумала я их, когда занималась со своей собакой», - говорит Татьяна.
Сейчас лакомства, которые продаёт Татьяна, - печенье из индейки, моркови и кукурузной муки и высушенная говядина с морковью и семенами льна. «Эти составы я придумала сама. Мне хотелось, чтобы лакомство было натуральным и хранилось достаточно длительное время. Поэтому я много экспериментировала и каждый раз проверяла, как лучше его сохранить: в холодильнике, при комнатной температуре, в открытой ёмкости или герметично упакованным. Изучала, как себя ведут те или иные продукты: одни становились слишком мягкими, другие наоборот высыхали».
Потом в ассортименте появились и несъедобные товары - банданы для собак. «Я часто видела их и в фильмах, и в жизни. Я подписана на многих собачников из США, и там модно выгуливать животных в подобных банданах. С помощью такого аксессуара можно поднять настроение и себе, и окружающим. Ведь всё, что я делаю, больше для нас, а не для животных. Даже торты в первую очередь нужны не собакам. Им, конечно, вкусно, но по большому счёту, все равно, будет это торт или что-то другое из этих же ингредиентов».
Подобных проектов в стране, по словам Татьяны, совсем немного: «Я искала тех, кто бы занимался подобным бизнесом долгое время, но находила только сайты и группы, которые существовали какое-то время, а потом закрывались. Самый популярный в этой нише - певец Сергей Лазарев, который владеет компанией «Пудель-Штрудель», но ему помогает его известность и возможность вложить в раскрутку бренда деньги».
По мнению Татьяны, чтобы такая компания могла приносить существенную прибыль на старте, нужно вложить очень много средств и сил - и в продвижение бренда, и в то, чтобы люди стали считать нормальным покупать пирожные и торты своим питомцам. Поэтому она выбрала второй путь: медленно, но верно идти к своей цели и постепенно приучать людей к продукту.
«Мне кажется, что сейчас с развитием социальных сетей стало модным показывать, как у всех в жизни всё хорошо. Поэтому показать, что ты можешь не только сам хорошо поесть, но и устроить собаке день рождения - очень круто. Достаточно посмотреть на аккаунты американцев, чтобы понять, что и у нас эта мода наберёт популярность. В США праздновать день рождения собаки - нормально, а у нас пока для некоторых странно, даже дико».
Плюс сказывается специфика города, уверена Татьяна. Екатеринбург, хоть и большой город, но немного зажатый. Заниматься подобным делом в Москве и Санкт-Петербурге было бы проще. Она даже получала заявки из Питера, но доставить торт туда, по словам Татьяны, - нереально. «Во-первых, сложная транспортировка, во-вторых, срок годности в холодильнике не больше 4-6 дней. Пока мы доставляли торты только в соседние города нашей области - Новоуральск и Нижний Тагил».
Сегодня клиенты Татьяны - уже не только знакомые собачники. За год к ней обращались десятки людей, которых она не знала до появления фуд-мастерской.
«Если у человека одна собака, то он заказывает торт раз в год - на её день рождения. Но у меня уже есть постоянные клиенты. Это, как правило, люди, у которых не одна собака. У меня есть клиентка - у неё две собаки и питомник. Они периодически собираются с другими собачниками, заказывают большой торт, режут его на кусочки для каждого пса».
Как правило, узнают о «Лайке» владельцы собак благодаря сарафанному радио – те, кто уже заказывал торты, рекомендуют их своим знакомым. Также для того, чтобы познакомить собачников со своим проектом, Татьяна ходит на выставки и угощает лакомствами их участников. Кроме того, развивает группу «ВКонтакте» и очень надеется на страницу в Instаgrаm, которую завела только месяц назад.
«Сегодня все заказы поступают через «ВКонтакте» На первом этапе я сделала сайт, он проработал около четырёх месяцев, но получилось так, что с него не поступило ни одной заявки, и я его закрыла. Потому что его нужно было обслуживать и оплачивать. В будущем, когда число заказов возрастёт, сайт планирую возродить».
Свой проект Татьяна начинала с нескольких сотен рублей, которые потратила на продукты для первого торта. Дальше готовила на то, что зарабатывала с продаж.
«Продвижением и развитием группы я занимаюсь сама, дизайн мне помогла сделать подруга, оборудование - плита и кастрюли у меня, естественно, были. Так что никаких вложений мне не понадобилось», - говорит она.
Сейчас проект развивается только на те средства, которые удается выручить с продаж. Пока это небольшая сумма: например, себестоимость полукилограммового торта - 600 рублей. А продаёт его Татьяна за 800 рублей. «Мне не хочется делать какую-то заоблачную цену на этом этапе, потому что пока люди только знакомятся с продуктом. И без этого некоторые думают, что 1600 рублей для килограммового торта - дорого, но на самом деле это практически себестоимость лакомства», - объясняет она.
Чтобы жить на деньги только с этого дела, нужно, чтобы заказов было от двух в день. Татьяна уверена, что потенциально рынок даже в Екатеринбурге может давать такое количество заказов. Плюс должно помочь то, что производит «Лайка» не монопродукт, а ещё и лакомства на каждый день.
В планах у Татьяны запуск широкой линейки товаров для животных. «Мелкие собаки у меня бегают по дому в платьях. А на собаку среднего размера не могу ничего купить, хотя и её хочу одевать. Единственное, что у нас есть - комбинезон для выгула, а так пёс ходит в бандане, иногда в моих старых футболках».
Пока развитие дела тормозит отсутствие стартового капитала. «Сама я умею шить только какие-то простые вещи, сложный крой пока для меня сверх возможностей. Чтобы найти того, кто это будет делать, нужны деньги. Их пока не хватает. Я, как и многие, мечтаю об инвесторе, который помог бы мне развиваться более быстрыми темпами. Если его не найдётся, то буду зарабатывать на это своими силами. Не хочется делать просто так, хочется, чтобы все было хорошо сразу, а на это нужны средства».
Через несколько лет Татьяна мечтает превратить своё дело в небольшую кондитерскую, куда можно прийти и выбрать на витрине торт, пирожное или ещё какое-нибудь лакомство для собак. Здесь же будет небольшой магазин одежды и свободное место, где можно отпраздновать день рождения собаки. Туда люди могли бы приглашать своих друзей, пообщаться, угостить собак чем-то вкусным.
Читайте также:
Badgers Wood: как заработать на любви людей к собакам.
Собака-гуляка: как заработать на выгуле домашних животных.
Ну очень стильный пёс: как заработать на пошиве одежды для собак.