Люди и машины: как новые технологии помогли сервису автонянь выстроить логистику

Прочтёте за 3 мин.

Кейс от сервиса KidsWay

IT-инструменты, которые использует Анна Филиппова

  • AmoCRM
  • JivoSite
  • Instagram
  • Telegram

Сервис KidsWay предлагает родителям услуги профессионального сопровождения детей в школы, сады и на дополнительные занятия. Автоняни забирают детей и к указанному времени привозят их в учебные, досуговые или спортивные заведения. KidsWay работает в Москве, Петербурге и Екатеринбурге – городах с плотным автомобильным движением. О том, как автоняням удаётся приезжать за детьми точно в срок и как сервис справляется с форс-мажорами в расписании, в своей авторской колонке для портала Biz360.ru рассказала основательница KidsWay Анна Филиппова.

Досье

Анна Филиппова  предприниматель из Москвы, основатель сервиса сопровождения детей в школы, сады и кружки  KidsWay. Родилась и выросла в Республике Коми. Окончила иркутскую Академию права, экономики и управления и журфак МГУ, училась в университете Джорджа Мейсона в Вашингтоне. Шесть лет работала на ТВ корреспондентом и ведущей. Сервис KidsWay запустила в 2016 году вместе с бизнес-партнёром Максимом Прищепным.

Анна Филиппова

Непростая логистика

Ключевая особенность сервиса KidsWay – полное сопровождение детей от точки «А» до точки «В». Например, стандартный заказ может выглядеть следующим образом: автоняня поднимается за ребёнком в квартиру, а затем отвозит в детский сад, где передаёт его лично воспитателю. Кроме того, автоняня может помочь ребёнку собрать вещи и одеться, а в пути узнаёт у него о том, что нового было в школе. 

Такой подход рождает свою логистическую специфику. Так, все маршруты должны быть организованы с учётом жёстких дедлайнов, которые называются временными окнами. Автоняня должна забрать ребёнка ровно в 7:00 с одного адреса, а в 7:40 уже доставить его по другому адресу. Кроме того, маршрут должен быть спланирован на несколько дней вперёд, а иногда на несколько недель и даже месяцев. У нас до недавнего времени были только длительные абонементы, которые подразумевали, что наши автоняни сопровождают ребёнка несколько раз в неделю. 

Ещё один существенный нюанс: ожидание ребёнка занимает много времени от общего времени всего заказа. Это связано с тем, что в обязанности автоняни входит сбор ребёнка. Нужно подняться за ним в квартиру, убедиться, что его портфель собран, а шапка надета, а затем дойти вместе до автомобиля. Помимо стандартного маршрута «дом-школа-дом» автоняни забирают детей и с дополнительных секций – например, из бассейна. В таком случае нужно ещё помочь ребёнку собраться и высушить голову. В логистике этот временной отрезок называется «сервисным временем» и обозначает то, сколько времени автоняня проведёт на точке.

KidsWay 

В результате, логистика KidsWay представляет собой достаточно сложную задачу для планирования маршрутов. Во-первых, нужно учитывать жёсткие временные окна, когда автоняня должна забрать и привезти ребёнка. Во-вторых, сервисное время сложно спрогнозировать точно – любой форс-мажор может запустить цепь опозданий к следующим клиентам (одна автоняня за день успевает выполнить пять-семь заказов). И, в-третьих, все маршруты должны быть спланированы заранее - от нескольких дней до всей недели. 

Не выбиваться из графика

С ростом числа заказов стало понятно, что логистику необходимо автоматизировать. К этому подтолкнуло и введение новой услуги – разового заказа. Более половины наших клиентов оформляют заказы на срок от нескольких недель до месяца или до нескольких месяцев. Но мы решили добавить разовый заказ, потому что иногда у родителей возникает необходимость в экстренной помощи автоняни. Например, папе или маме экстренно назначили совещание, и они не успевают забрать ребёнка с тренировки. В таких случаях и выручает разовый заказ. Правда, оформить его нужно за несколько часов до поездки: летом за 2-3 часа, а во время учебного года – за 10-12 часов. 

Раньше маршруты для автонянь составляли вручную наши логисты. Им проще работать, когда есть расписанный на месяц вперёд план поездок. Но когда к составленным маршрутам добавляются разовые поездки, то задача усложняется. Их нужно встроить в уже выстроенные цепочки заказов не в ущерб остальным поездкам. 

Решение такой комбинаторной задачи хорошо подходит для работы с алгоритмами. Поэтому ещё в начале 2020 года мы стали использовать сервис «Яндекс.Маршрутизация», который упростил процесс планирования. Он помогает нашим логистам, но не на 100% автоматизирует их работу. Сотрудники вручную вносят некоторые изменения в настройки сервиса, чтобы поездки бесшовно «склеились». 

KidsWay

Так как «Яндекс.Маршрутизация» связан с другими геосервисами «Яндекса» (доставка еды, такси, каршеринг), то его алгоритмы с высокой точностью прогнозируют вероятность появления пробок. Алгоритмы учитывают и жёсткие временные окна в работе автонянь. Но наши сотрудники вручную указывают часы пик, которые не совпадают с пиковой нагрузкой на дороги в городе. Для нас часы пик – с 7 до 9 часов и с 13 до 17 часов. Плюс мы знаем, в каких районах у нас больше загруженность, а в каких меньше, и тоже учитываем это при составлении маршрута. 

Если происходят форс-мажоры в виде отменённых уроков или выбивания из графиков, то дальше выстроенный маршрут корректируется только вручную. Но использование сервиса «Яндекс.Маршрутизация» позволяет экономить до 30% времени логистов. 

Автоматическое построение одного маршрута составляет 15 минут. Обычно маршрут одного водителя включает в себя 7-10 точек. Сервис берёт в расчёт, в какое время водитель должен быть на месте, и закладывает в его графике от 15 до 25 минут на посещение одной локации. Чем качественнее мы настроим сервис под свои задачи, тем более эффективным он будет для нашей компании. И тогда мы сможем чаще использовать автоматизацию вместо ручного составления маршрутов. 

Поиск автонянь

Как и в любой компании, успех KidsWay завязан не только на новых технологиях, но и на современном подходе к персоналу. 

Мы сотрудничаем только с теми людьми, которые готовы работать над заказами на постоянной основе. В компании мы сформировали профиль идеального кандидата на должность сопровождающей: это мужчина или женщина, не обременённые другим местом работы, от 45 лет, с водительскими правами, у которых уже есть свои взрослые дети. Большинству из них важно не просто получить зарплату, но и социализироваться, посмотреть на другую жизнь вне дома. 

Анна Филиппова

Предыдущий опыт работы у всех автонянь разный: одни ушли из сферы страхования, другие воспитывали своих детей, а кто-то и вовсе был финансовым директором и консультантом по управлению. Сами автоняни, описывая свою работу, говорят о том, что в эту профессию их привела любовь к детям, которая и является главным источником удовольствия в работе. 

Собрать команду из квалифицированных и проверенных специалистов было непросто, сейчас у нас работает около 300 автонянь. 

Что дальше

С помощью правильно выстроенной работы с персоналом и благодаря своевременному следованию новому логистическому тренду мы растём и развиваемся. 

Сегодня KidsWay работает в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге – управление при этом осуществляется из головного офиса в столице. В ближайшем будущем планируем развитие франшизы и хотим запустить сервис во всех городах-миллионниках – заявки от потенциальных франчайзи уже есть.

Biz360

Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в Facebook и канал на «Яндекс.Дзен».

10 июня 2021

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Идёт загрузка материалов