Российские предприниматели часто прибегают к помощи китайских производителей. Юлия Пескова, совладелица компаний Kawaii Factory и Monoroom, из их числа – товары для своих магазинов она предпочитала заказывать в Китае. После обвала рубля была сделана попытка перенести производство в Россию. В своей авторской колонке для портала Biz360.ru Юлия честно рассказала о тех сложностях, с которыми ей пришлось столкнуться, и поделилась выводами о том, что можно производить в нашей стране, а что – только в Китае.
Юлия Пескова, 37 лет, креативный директор и совладелец торговых марок Kawaii Factory (подарки и аксессуары) и Monoroom (модная одежда для девушек), учредитель и директор агентства отдыха и путешествий DreamyDays Thailand на острове Самуи в Таиланде. Училась на физика, но научной деятельности предпочла предпринимательство. В 2002 году открыла собственную туристическую компанию в Москве, с которой и началась её бизнес-карьера. Агентство DreamyDays Thailand основала в 2010 году после переезда с семьёй на Самуи.
После кризиса 2014 года стоимость рубля стала критически низкой, а любые расчёты в валюте губительными для бизнеса. Многие российские предприниматели, размещавшие свои заказы в Китае, задумались о собственном или «стороннем» производстве на территории России. В их числе были и мы.
В условиях резко снизившейся покупательской способности необходимо было снижать и розничные цены. Для этого требовалось, соответственно, уменьшить свою наценку. Нам нужно было исключить все «лишние» операционные расходы: логистику, растаможку, хранение. Тогда мы решили перенести часть наших собственных производств из Китая в Москву, а часть заказов отдать на аутсорс другим российским производителям.
Так мы открыли собственное швейное производство и кожгалантерейный цех, а заказы на производство канцелярии, посуды, пластика разместили у российских компаний. Но буквально сразу же мы столкнулись с проблемами, которые не лежали на поверхности, однако полностью изменили наше представление о производственном бизнесе в России.
Нам потребовалось почти четыре года, чтобы чётко осознать, что стоит производить в России, а что лучше оставить китайским подрядчикам. Этим опытом я и хочу поделиться, дабы сэкономить кому-то время, силы и деньги. Я говорю именно о малых и средних производствах сектора лёгкой промышленности (одежда, сумки, обувь, канцелярия, посуда и т.д.).
Главное, на чём мы планировали сэкономить, разместив свои производства в России – логистика и затраты на растаможку. Эти траты исчислялись в валюте (долларах или юанях) и при импорте из Китая удваивали и даже утраивали себестоимость товара. Нам казалось, что если производство находится в России, то все эти статьи расходов отменятся сами собой. Но этого не произошло. Основная причина – сырьевая несостоятельность России в сфере лёгкой промышленности.
Как Китай зависит от нас в глобальном сырье – поставках леса, газа, цветных металлов, химической продукции, так Россия зависит от Китая в поставках множества материалов для бумажной и текстильной промышленности, производства пластиков, посуды, мебели… Список можно продолжать бесконечно.
Эта сырьевая ловушка практически исключает возможность более быстрого и менее затратного производства в России. Оно практически полностью зависит от Китая (или каких-то иных стран) по материалам, тканям и фурнитуре. Невозможно даже сопоставить выбор лучшего склада тканей в России и средненького китайского рынка в провинции Гуандун. Когда впервые попадаешь на такой рынок, испытываешь эмоции, сравнимые с теми, когда после сельского продуктового магазина впервые приходишь в супермаркет Walmart.
Именно ввиду этой сырьевой зависимости и возникает необходимость всё той же логистики и таможни. Приходится импортировать если не готовый товар, то как минимум сырьё для него. Это убивает все преимущества российских производств - как по стоимости товара, так и по срокам изготовления.
Со временем мы поняли, что этот дефицит сырья не только возвращает в себестоимость все транспортные и таможенные расходы, но и часто ставит под угрозу производство как таковое. Особенно если оно привязано к определённому сроку.
Например, вы запланировали произвести в Москве большую партию кожаных рюкзаков трендового цвета с определённым подкладом, специальными молниями и нитками. Просчитали и заказали все материалы в Китае, выверили сроки, заложили время доставки с запасом. После этого приняли заказы от клиентов на эти рюкзаки и получили от них предоплату. Ждали два месяца, пока материалы приехали, прошли таможню и поступили на ваш склад. Затем они были переданы на производство, из них раскроили рюкзаки, а оборудование подготовили к выполнению этого заказа. И вот производитель уже ждёт хороших продаж.
Но тут в процессе производства обнаруживается, что подкладочная ткань трендового цвета слишком толста для заказанных в тон ниток, а молнии не подошли к материалу самого рюкзака и «плывут». При этом на всех московских складах вместе взятых нет никаких подходящих вариантов подкладочной ткани, ниток и молний. И чтобы получить замену этих материалов из Китая, нужно ещё примерно два месяца. И тут либо контракты с оптовиками на поставку этих рюкзаков отменяются, либо яркий продуманный продукт с интересными деталями превращается в рюкзак с чёрными молниями, чёрным подкладом и чёрными нитками.
Что в подобном случае происходит в Китае? Технолог производства идёт на соседний рынок, где тут же докупает молнии и нитки нужной толщины и цвета. Через полчаса предприятие продолжает изготовление товара в том виде, в каком оно согласовано.
Получается, чтобы сэкономить время и сократить транспортные расходы, в России имеет смысл производить только самые базовые позиции. Главное условие – материалы для них должны производиться не слишком далеко или храниться на местных складах в больших количествах.
Примерно 3/4 всех российских промышленных производств расположены в центральной части страны. К примеру, вы находитесь в Красноярске или Хабаровске, и хотите пользоваться локальным аутсорсом для снижения транспортных издержек и уменьшения сроков изготовления. В таком случае, скорее всего, производство будет находиться в тысячах километров от вас. И это вернёт все расходы и сроки производства на уровень плюс/минус китайских.
А если вы вдруг запланировали выпускать более-менее сложный продукт, с вовлечением нескольких разноплановых производств, то про Россию лучше вообще забыть. Соединить циклы из двух-трёх и более этапов на разных предприятиях будет делом почти непосильным. Причина в географической разрозненности или бесконечных разрывах с сырьём, транспортом и пересылкой образцов внутри России.
В Китае промышленные производства сконцентрированы по кластерному принципу. Скажем, занявшись поиском производителей печатной и канцелярской продукции, вы обнаружите, что большинство заводов этой тематики находятся в Нинбо к югу от Шанхая. Крупнейшее мировое производство обуви разбросано по нескольким уездам вокруг Вэньчжоу. А в уезде Шилин на севере Китая расположен мировой центр изготовления сумок. Обычно кластеры – это исторически сформировавшиеся центры. Также это могут быть специально созданные правительством КНР агломерации, на которых плотно расположены отраслевые производства, а также обеспечивающая их функционирование инфраструктура.
В Китае отстроена эффективная система грузового транспорта. Доставка между центрами производства занимает 1-3 дня, максимум до 5 дней. Стоимость транспортировки невысока за счёт огромных объёмов и высокого уровня конкуренции. Количество курьерских и логистических компаний исчисляется сотнями. Доставка в Россию занимает порядка 15-22 дней и в зависимости от характера груза может стоить от $2 до $5 за килограмм. В Китае также представлены все мировые логистические компании. Это удобно тем производствам, которые продают не только в Россию, но и другие страны. Им проще и дешевле складировать готовый товар в Китае и осуществлять международные отгрузки напрямую оттуда, избегая экспорта в Россию и связанных с ним расходов.
В Китае на поиск оптимально подходящего производства на аутсорсе можно потратить пару дней, а при наработке определённого навыка и опыта – пару часов. Поднебесная уже несколько десятков лет вкладывает колоссальные инвестиции в национальные производственные выставки и форумы, на которых легко найти то, что нужно.
Если избегать посещения выставок, то существует общенациональная интернет-платформа Alibaba, специально заточенная на поиск производителей. Здесь можно найти всё, а также задать выборку по множеству фильтров: по категории товаров, району производства, количеству совершённых сделок, цене, минимальному тиражу, скорости отгрузки, количеству повторных заказов и т.д. После согласования и утверждения заказа (по встроенному в платформу мессенджеру) его моментально оплачивают через платёжное приложение.
Платформа Alibaba выступает посредником, который удерживает платёж покупателя и переводит его поставщику только по факту получения заказанного товара. Если к готовому товару есть нарекания, платформа позволяет выставить рекламацию и потребовать полный или частичный возврат средств. В этом случае стороны, как в обычном суде, стороны предъявляют доказательства своей правоты, а платформа выступает в качестве арбитра.
В России же поиск необходимого производства – занятие по-прежнему трудоёмкое. Никакого «общего» ресурса не существует. Производители регистрируются на множестве разрозненных каталогов и форумов, объединённых общей тематикой или категорией. Поэтому если вам нужно, например, произвести одежду, ежедневники и портативные зарядки, то придётся изучить и сделать отбор по трём или более агрегаторам.
Оптимальным выходом для поиска нового производства в России всё ещё являются отраслевые выставки и воркшопы, но сравнить их с китайскими, к сожалению, нельзя.
В большинстве случаев на двух однотипных и одинаковых по масштабу производствах России и Китая техническое превосходство Поднебесной будет безусловным. Там ввиду высочайшей конкуренции внутри страны постоянно улучшают оборудование и используют новейшие технологии. Зачастую в Россию производственные станки поставляются из того же Китая. Но это далеко не новинки технологического прогресса, а техника, уже отслужившая своё и устаревшая в рамках внутреннего рынка этой страны.
В Китае новейшее оборудование можно найти даже на маленьких производствах. Страна постепенно богатеет, и предприниматели, работающие добросовестно, чувствуют себя довольно уверенно в финансовом плане. Поэтому пора забыть мифы о том, что в Китае разумно взаимодействовать только с большими фабриками и размещать только крупное производство, а иначе всё будет очень плохого качества.
Адекватность общения китайских менеджеров, варианты и способы производства, возможности и технологии оборудования улучшаются буквально каждый день. Этим остаётся только восхищаться - и немного завидовать.
И всё-таки в России есть производственные ниши, которые можно считать более выгодными, чем идентичные китайские. Это производства следующих товаров или сырья:
-
Бумаги;
-
Самой дешёвой текстильной продукции;
-
Строительных материалов из дерева и их базовых производных;
-
Пластиковой упаковки;
-
Типографии полного цикла, работающие на российском сырье;
-
Гончарное производство (частично).
К этому ряду можно отнести также сборку и финальную отладку высокотехнологичных продуктов или запатентованной интеллектуальной собственности, так как в Китае очень вероятна их подделка. В остальном же, по моему опыту, стоит отдать предпочтение Китаю.
Вот несколько советов тем, кто собирается производить товары в Китае, чтобы избежать ненужных трудностей:
Работайте без посредников напрямую с производителем. Наймите специального сотрудника со знанием китайского языка, и максимально заинтересуйте его, чтобы все переговоры прошли отлично. Это должен быть не просто переводчик на час, а в идеале штатный сотрудник или нанятый на производственный проект менеджер, который получит бонусы от эффективного производства в срок и получения товаров надлежащего качества.
Выбирайте только специализированную именно под ваш товар фабрику, которая производит максимально похожую продукцию, имеет хороший рейтинг и отзывы. Удостоверьтесь, что она расположена в регионе, специализирующемся на производстве идентичных товаров, в непосредственной близости от поставщиков сырья. Вы не должны быть ни слишком мелким, ни слишком крупным заказчиком для этого производства. Найдите оптимальный баланс по объёмам партии, срокам, ценам.
Торгуйтесь, но помните, что у слишком низкой цены есть оборотная сторона – плохое качество. Обязательно изучите рынок и среднюю цену на схожую продукцию, ориентируйтесь на неё.
Планируйте заказы на однотипную продукцию с разными дизайнами или объединяйтесь с дружественными компаниями для более крупного тиража. В Китае цена значительно падает при увеличении MOQ (наименьшей товарной партии).
Дайте понять подрядчику, что вы хотите сотрудничать на постоянной основе. Для любого производства важны постоянные заказчики. Убедите китайских партнёров в том, что вы будете сотрудничать долго, и это поможет вам получить наиболее выгодные условия и наилучшее качество.
Обязательно определитесь «на берегу», кто будет отвечать за выбор сырья для производства: ваш технолог, сама фабрика или китайский сотрудник – менеджер проекта. Делать это должен один человек! Он же должен контролировать качество на всех этапах производства.
Обязательно сделайте сигнальный образец того, что вы производите, и утвердите его. Сохраните образец до приёмки товара, чтобы в случае несоответствия предъявить его производителю. Тщательно проверьте, протестируйте и примите готовую партию товара до отправки из Китая. Лучше это сделать прямо на фабрике, а при невозможности – на складе транспортной компании, которая может оказать услугу проверки за дополнительную плату.
Помните об особенностях китайского календаря, когда будете планировать сроки производства. Китайский Новый год (он наступает в феврале) и прочие долгосрочные народные гуляния могут нарушить все ваши планы. Эти праздники длятся то неделю, то две, то месяц, и в этот период не работает никто и ничто. Вообще. А до и после китайского Нового года все производства и транспортные компании работают в авральном режиме. Поэтому по возможности не планируйте производство с начала января по конец марта.
Читайте также:
Как организовать поставки товаров из Китая для своего магазина.
Как съездить на выставку в Китай с выгодой для бизнеса.
Как доставить коммерческий груз из Китая.