Бизнес в сфере детского досуга – дело непростое, непредсказуемое, и очень сильно зависящее от, на первый взгляд, второстепенных факторов. За три года существования клуба мам и малышей Mamas' Place его команда набила много шишек. Но при этом научилась оперативно реагировать на обстоятельства – если какое-то направление не «полетело», от него стоит отказаться, либо заморозить до лучших времён. Это позволяет Mamas' Place не просто оставаться на плаву в очень конкурентной индустрии, но и успешно развиваться, открывая новые ниши. О том, как вести бизнес в сфере детского досуга, Biz360 рассказала основатель клуба Ольга Рябинкина.
Ольга Рябинкина, предприниматель, основатель клуба
Mamas' Place. До открытия собственного бизнеса работала руководителем отдела детской одежды в магазине Zara, затем управляющей магазином Bosco в ГУМе. Мама двоих сыновей. Бренд Mamas' Place объединяет детский клуб в образовательном центре музея «Гараж», event-агентство, агентство путешествий и театр для малышей. В основной команде - 10 человек. В управлении компанией помимо Ольги Рябинкиной участвует Софья Хасиева - она отвечает за финансы и развитие. Софья - также мама двоих детей. В 2015 году Mamas' Place победил в национальной предпринимательской премии «Бизнес-успех» в номинации «Лучший женский проект».
«Когда рожаешь первого ребенка, хочется жить по режиму, взвешивать младенца после кормлений и гулять с ним по парку часами. Всё это здорово, но когда у меня появился второй сын, я поняла, что не готова пройти через это ещё раз», - вспоминает Ольга Рябинкина.
Летом 2012 года её пригласили организовать детскую зону на фестивале «Зеленая неделя в Парке Горького»: «Сделав такой проект, я поняла, чего не хватает в Москве - места для мам и малышей. Я бегала с коляской, и не было уголка, куда я могла бы прийти с ребенком и, например, поработать».
Благодаря сотрудничеству с Парком Горького, первый клуб под вывеской «Мамалыш» открылся здесь в октябре 2012 года. На запуск проекта и создание уютной зоны для игр понадобилось около 200 тысяч рублей - личные сбережения Ольги. Первоначально клуб был ориентирован именно на мам.
«В Америке есть практика third place - так называемое третье место, ни дом и ни работа, место, куда ты можешь прийти с ребёнком. Малыш там чем-то занят - развивающими игрушками, общением, а мама может посвятить это время себе - поработать, почитать книжку... Я начиталась про американские «третьи места», вдохновилась и захотела создать что-то подобное у нас», - рассказывает Ольга.
Однако, по её словам, идея оказалась слишком вызывающей - довольно быстро выяснилось, что московские мамы не готовы платить за своё свободное время, куда больше их интересуют занятия для детей. Так в клубе появились те самые «развивашки».
Сначала клуб работал в «минус» даже несмотря на то, что Парк Горького пошёл на встречу и первые два месяца не назначил арендной платы. Однажды, через полгода после открытия, на занятие пришло пять детей - и это, по словам Ольги, был рекорд (для сравнения - сейчас занятия, в среднем, посещает 10-12 детей).
Престижное, на первый взгляд, расположение в главном городском парке не очень-то выручало. «Мы рассчитывали на мам, которые гуляют в Парке Горького с детьми, но неожиданно обнаружилось, что часто это не мамы, а няни, - рассказывает Ольга Рябинкина. - К тому же мы находимся далеко от жилых домов. В смысле расположения выигрывают развивающие центры в соседнем дворе».
Спустя чуть больше года детский клуб вышел на самоокупаемость, но не более того. «У нас хорошие материалы, квалифицированные педагоги, так что, как мы ни пытались, сократить издержки не получается», - объясняет Ольга. Поэтому зарабатывать деньги решили другим способом.
Мамы маленьких детей склонны доверять позитивному опыту других мам, поэтому в детско-родительских проектах сарафанное радио - лучшая реклама. Сейчас этот принцип хорошо работает в Instagram - популярной среди мам соцсети. По словам Ольги Рябинкиной, привлечение мам-блогеров даёт куда больший эффект, чем публикации в СМИ.
В 2013-м же, когда Mamas' Place только вставал на ноги, сарафанное радио помогло раскрутить новое для клуба направление: «Одна из мам спросила нас, не можем ли мы организовать детский день рождения. Мы подумали - а почему нет? Затем пошли хорошие отзывы, появились другие заявки, и стало очевидно, что организация праздников - наша коммерческая составляющая и поддержка для клуба».
Сейчас event-направление Mamas' Place состоит из двух частей: детские дни рождения и корпоративные мероприятия - презентации детских продуктов и праздники, которые крупные компании организуют для детей сотрудников. За три года команда Mamas' Place провела более 300 мероприятий разного масштаба - в том числе для таких «монстров» как Nissan и Jonhson&Jonhson.
Правда, в кризис event-направление оказалось более уязвимым, чем детский клуб. «В прошлом году было на 25% меньше корпоративов, чем в 2014-м, а количество заявок по дням рождениям не выросло, что по сути тоже означает понижение, ведь мы закладывали рост», - признается руководитель Mamas' Place.
Направление, на которое Mamas' Place делает ставку в этом году, – семейные путешествия. «Сейчас нет «пакетной» Турции и Египта, а родителям всё равно нужно везти детей на отдых, - объясняет Ольга Рябинкина. - Два года подряд мы организовывали поездки в Армению - необычную, яркую страну, куда мамы самостоятельно с детьми не поедут. Каждый наш тур был насыщен мастер-классами, экскурсиями, занятиями как для детей, так и для самих мам. В стоимость тура мы даже включали услуги няни».
В 2016-м география существенно расширяется - весной планируется путешествие для детей-аллергиков в Крым, затем летние поездки в Армению, на Кипр и в Абхазию. Если в прошлом году с Mamas' Place съездили на отдых 25 мам с детьми, то в этом, по прогнозам, их будет не меньше 75-80.
Mamas' Place регулярно получает приглашения от площадок в Москве. Пишут, в основном, многочисленные столичные ДК. Они также готовы предложить льготные условия, как это уже сделал «Гараж», где детский клуб платит не фиксированную сумму аренды, а процент от прибыли.
«Однако нужно понимать, что на раскрутку новой площадки требуется не меньше года при постоянных финансовых вливаниях. У нас была попытка работать, например, в Культурном центре ЗИЛ, однако вывести на самоокупаемость этот проект не удалось. Сейчас мы решили не рисковать и не тратиться на поиск и развитие новых площадок в Москве, а сосредоточиться на франшизе и новых направлениях», - резюмирует Ольга.
Одним из новых проектов стал театр. Сначала Mamas' Place организовывал концерты для детей, а затем выступил в роли театрального продюсера. Сейчас в репертуаре клуба пять спектаклей, на них можно прийти всей семьей (билет для взрослого с ребенком - 1500 рублей).
В апреле Mamas' Place планирует провести фестиваль маленьких театров, где будут представлены небольшие труппы - увлеченные энтузиасты, которые делают спектакли для малышей без поддержки от государства.
...На вопрос, как двум хрупким девушкам удаётся вести столько проектов, Ольга смеётся: «Работа, конечно, отнимает много времени. И иногда мы с Софьей проводим друг с другом больше времени, чем с семьями. Но мы работаем и над этим».
Главный же секрет кроется в четком распределении полномочий - Ольга отвечает за креатив, а Софья - за финансы, при этом каждое направление имеет своего куратора. «Мы постоянно отслеживаем, как идут проекты, и отказываемся от тех из них, что пока не выгодны. Например, у нас были занятия по живописи для мам, но со временем выяснилось, что мамы хотели бы заниматься без присутствия детей. Иногда просто достаточно поэкспериментировать и поменять формат - вместо регулярных встреч с психологом сделать разовые - и вокруг них возникает ажиотаж и даже появляется лист ожидания».
от Mamas' Place
-
Придумали интересный проект? Протестируйте! Не нужно бросаться на рынок с сырой и непроверенной идеей. Потратьте время, обсудите с экспертами, проведите опрос. Таким образом, вы сэкономите себе и деньги, и нервы.
-
Помните, что «всё сам» только кажется экономией денег. На самом деле, отсутствие профессиональной, а главное «заряженной» команды довольно скоро скажется на эффективности бизнеса.
-
Если у вас есть семья и дети или, например, вы начинаете новый бизнес в декрете, подумайте дважды. Своё дело - это работа 24/7 и большая ответственность. Убедитесь, что вы и ваши близкие к этому готовы.
-
Выбирая место для детского центра или клуба, в первую очередь оцените его доступность для мам с маленькими детьми. Сколько людей сможет добраться к вам без общественного транспорта? Есть ли пандусы, место для колясок, удобный гардероб?
-
С самого начала собирайте фидбэк от родителей - что понравилось, что нет, что бы они хотели изменить? Это поможет вам двигаться в правильном направлении и находить новые пути развития.
-
Сделайте упор на продвижении в соцсетях. Установите контакт с мамами-лидерами мнений, найдите активных мам вашего региона и приглашайте их на свои мероприятия. Заранее определите, сколько готовы потратить на продвижение. И обязательно анализируйте каждую рекламную кампанию. В идеале, вы должны найти 2-3 наиболее эффективных канала, а не «распыляться» на все виды рекламы одновременно. Помните про закон Парето: 20% усилий приносит 80% результата.
-
Просчитайте все заранее. Это может быть не классический бизнес-план, но без понимания того, сколько понадобится денег на первые 3/6/12 месяцев, и откуда вы их будете брать, ничего не получится.
-
Прочитайте книгу «Lean startup» Эрика Риса. Эта книга многим предпринимателям помогла сэкономить много денег, времени и нервов.
-
Меняйте свою стратегию, переписывайте при необходимости бизнес-план. Отказывайтесь от убыточных направлений, даже если они вам очень нравятся. Не бойтесь казаться неудачником в глазах других людей. Помните, не ошибается только тот, кто ничего не делает.
-
Планируйте свой успех. Цель без конкретных показателей и неограниченная по времени – это мечта. А мечты не имеют к бизнесу никакого отношения. Разве что в самом начале пути.
Как заработать на деревянных крепостях и замках.
Как заработать на маленьких самолётах.