Любая компания, у которой есть склад, уверена, что эксплуатируемые ею стеллажи будут верно служить много лет. Но такие конструкции являются достаточно хрупкими и легко повреждаются из-за неаккуратного обращения или халатности персонала. И результат может быть таким: стеллаж обрушивается в самый неожиданный и неподходящий момент, причиняя серьёзные убытки бизнесу. О том, как устранить возможные обрушения складского оборудования, генеральный директор компании «Техновик» Сергей Соколов рассказал порталу Biz360.ru.
Сергей Соколов – генеральный директор компании «Техновик». Окончил МГТУ им. Баумана по специальности «Инженер подъёмно-транспортных машин и оборудования» и Финансовый университет при правительстве РФ по специальности «Менеджер проектов и программ». В 2019 году основал компанию «Техновик», которая занимается проектированием, поставкой, монтажом и сервисным обслуживанием стеллажного оборудования. Увлекается горными походами, занимается несколькими командными видами спорта и единоборствами.

Причины обрушения стеллажей
В 2024 году в нашу компанию за помощью в расследовании причин обрушений обращались 19 раз. Причём 10 обращений поступило в ноябре-декабре, что свидетельствует о возрастании рисков аварий в периоды высокого логистического сезона. Спешка, игнорирование правил безопасного вождения и обработки грузов – вот основные причины предновогодних складских трагедий. Но обо всём по порядку.
Отсутствие регулярного мониторинга технического состояния стеллажей, а также плановых ремонтов или замены повреждённых элементов. Зачастую складские руководители следуют ложному и опасному утверждению: «Стеллажи железные. Столько лет стояли и ещё столько же простоят. Зачем тратить время и деньги?». На практике такая «экономия» может привести к серьёзным убыткам.
Вот классический пример из практики нашей компании в 2024 году. На одном из складов обрушение произошло из-за того, что коннектор (зацеп) одной из двух балок стеллажа, находившихся на последнем уровне секции, не был скреплен со стойкой. Конец балки просто висел в воздухе, но этого никто не замечал, потому что регулярный мониторинг не проводился. Долгое время стеллаж продолжал эксплуатироваться, и эта пара балок регулярно загружалась поддонами с продукцией, пока однажды на стеллаж не поставили груз чуть тяжелее обычного. Балки не выдержали, паллеты провалились вниз, увлекая за собой паллеты нижних ярусов. Вслед за первой секцией через деформированные рамы обрушение перешло на три соседние секции в этом ряду. Ущерб от повреждения продукции составил порядка 8 млн рублей.
Перегрузки. Максимально допустимые нагрузки всегда указываются в паспорте на стеллаж. Но проблема в том, что у многих собственников стеллажей паспорта либо утеряны, либо их никогда не было (такое возможно, если оборудование закупалось на вторичном рынке). В итоге сотрудники компании, эксплуатирующей стеллаж, нагружают его по своему разумению. Мы всегда предупреждаем об этом клиентов, но в ответ часто слышим всё тот же ответ: «стоял и ещё простоит…». Так бизнес добровольно берёт на себя риски возникновения больших убытков.
Нередко бывает, что поставщики стеллажей занижают металлоёмкость и завышают их несущую способность в документации. Всё это для того, чтобы проект соответствовал условиям тендера заказчика и удовлетворял минимальным ценам, по которым организация готова такой стеллаж купить. Кто больше виноват в данной ситуации: сам поставщик или закупающая стеллаж компания, устанавливающая цену единственным критерием для победы в тендере? Оставим этот вопрос открытым. От сотрудников, ответственных за закупку стеллажей, мы часто слышим столь же недальновидное утверждение, как и приведённое выше: «Случись что, все убытки мы переложим на поставщика».
Опасное заблуждение. Во-первых, юридическое лицо, от которого ранее была произведена отгрузка, к тому моменту уже может быть ликвидировано. Во-вторых, из десяти известных нам случаев предсудебных тяжб организаций-эксплуатантов и поставщиков стеллажей лишь два дошли до суда. Но оба раза потерпевшие стороны потерпели неудачу в суде. В первом случае истцу было отказано во всех инстанциях из-за недостаточности доказательной базы. Во втором – дело продолжается уже третий год.
Другой распространённой причиной обрушения стеллажа является ремонт, проводимый непрофессионалами (как правило, это подсобные рабочие). Опять же, это происходит ради экономии. Зачем платить подрядчикам, когда и свои рабочие вполне могут справиться?
Так, одно из обрушений 2024 года произошло из-за внесения в конструкцию стеллажа не предусмотренных производителем изменений. Результат получился плачевный: два заваленных ряда, трёхдневная приостановка отгрузок, убытки от порчи продукции на 5 млн рублей и еще 2 млн составила выплата возмещения за порчу имущества арендодателям. А ведь п. 9.1. ГОСТ Р 55525 запрещает любые изменения в конструктиве стеллажа, в том числе высот и количества уровней балок. А если уж возникла такая необходимость, каждый шаг должен быть согласован с поставщиком или производителем.
Сам по себе погрузчик или штабелёр никакой опасности для стеллажа не представляет. Но стоит только водителю, не замотивированному на бережное отношение к складскому оборудованию, взять в руки штурвал – начинается история с заранее известным и трагичным для стеллажей финалом.
Оператор грузоподъёмной техники, натасканный на количественные показатели, скоростные рекорды, KPI всех видов и форматов, с началом смены яростно вступает в неравный бой с полчищами балок и стоек стеллажей и победоносно завершает смену, оставив за спиной искорёженные и изуродованные стальные «тела» поверженных соперников. А уж если для погрузочных работ на складе привлекается временный наёмный персонал (аутстаффинг), то результат по уничтожению максимального числа стеллажных элементов за минимальное время достигается с ещё большим усердием.
Не случайно наша статистика за прошедший год показывает, что ровно половина обрушений была зафиксирована в ноябре-декабре, то есть в пик отгрузок перед Новым годом. В такие периоды на складах только и слышишь: «Давай быстрей! Чего уснул!? Машина уезжает! Ещё быстрей! Ещё быстрей!». В итоге хотели заработать, а получилось, как всегда.
Операторы погрузочной техники используют разнообразные приёмы «противодействия стеллажам». Вот самые популярные из них:
-
«Полицейский разворот» внутри стеллажного ряда с торможением об одну из стоек. В таких случаях второй закон Ньютона не оставляет шанса ни защите стойки (отбойнику), если такая есть, ни самой стойке, которая изготовлена из тонкого гнутого листа стали (толщиной не более 2 мм).
-
Разворот или иные манёвры складской техники с высоко поднятыми вилами. В таких случаях протыкаются или сильно деформируются балки, стойки и диагонали рам. При этом резко снижается их грузонесущие характеристики, что негативно сказывается на несущей способности всей стеллажной системы.
-
Резкое опускание вил с грузом при размещении паллет в ячейку стеллажа. При таком воздействии стеллажные балки деформируются в самой важной своей части – верхней плоскости, воспринимающей нагрузку от паллет. Каждое такое падение груза на балку смертельно для последней (требуется немедленная замена).
Но это все следствия, а базовых причин такого поведения персонала несколько:
-
На складе не разработаны и не внедрены правила безопасной эксплуатации стеллажей, либо персонал им попросту не обучен.
-
На складе плохо выстроена внутренняя логистика и/или отсутствует рациональная планировка пространства. Это создаёт сложности в управлении техникой и заставляет операторов маневрировать среди разбросанных паллет и наваленных гор грузов с ловкостью, достойной лучшего применения.
-
Вилы или мачты погрузчиков из-за экономии не оснащаются видеокамерами. Когда оператор поднимает груз на 9-10 метров, чтобы уложить на стеллаж, он вынужден действовать «на глазок».
-
На складе неправильно устроена система освещения. Лампы бывают установлены так, что ослепляют оператора погрузчика при подъёме и укладке груза, и он снова работает вслепую.
-
Человеческий фактор: усталость сотрудника, необходимость выполнять работу в спешке (это характерно для компаний, у которых есть пиковые периоды продаж, например, перед новогодними праздниками).
Случаются ситуации, когда одновременно действуют сразу несколько причин. На складе одного из подмосковных заводов-производителей металлоизделий произошло обрушение пяти рядов стеллажей, нагруженных продукцией. В межрядном пространстве стеллажей в нарушение норм безопасности были размещены катушки с кабелем, которые оператору погрузчика приходилось объезжать. Обычно он с этим спокойно справлялся, но однажды из-за спешки манёвр не удался – вилы погрузчика подсекли одну из стеллажных стоек, и началось обрушение. Эти же самые бобины, кстати, спасли оператору жизнь: прикрыли его от падающих металлоконструкций. Однако продукция стоимостью около 25 млн рублей оказалась повреждена и уже не подлежала продаже – её пришлось утилизировать.
Эти рекомендации помогают бизнесу предотвратить существенные убытки.
-
Минимум раз в год проводить полное техническое освидетельствование стеллажей согласно требованиям ГОСТ Р 55525 и ГОСТ Р 57381 с последующем устранением обнаруженных дефектов и/или заменой недопустимо повреждённых элементов. Помните, что любой дефект снижает несущую способность стеллажей. При этом крайне нежелательно пытаться сделать всё это своими силами – лучше обратиться к квалифицированным специалистам.
-
Необходимо избегать самовольного внесения изменений в конструкцию стеллажей, а также превышения расчётных норм их несущей способности. Определить эти нормы могут помочь профессионалы (это особенно полезно, если нет документации на стеллажи либо она давно утрачена).
-
Проведите проверку организации системы освещения склада, а также установите систему видеонаблюдения. Первое – гарантия того, что слишком тусклый или слишком яркий свет не создаст помех работе оператора погрузчика. В нашей компании есть отдел промышленного освещения, в котором опытные инженеры выполняют светотехнические расчёты и подбирают для наших клиентов подходящие им по цене и качеству модели светильников. Клиент получает проект под ключ.
Что касается системы видеонаблюдения – камеры должны быть установлены как в помещении склада, так и на погрузочной технике. Это не требует больших инвестиций, благо IP-камер различных типов на рынке огромное количество. Стоят они не так дорого, как раньше, и просты в установке, а сэкономить могут миллионы.
-
Проводите обучение складского персонала безопасной работе со складским, в том числе стеллажным, оборудованием. Жизненно важно прививать эту культуру с приёма сотрудника в штат. Особенно это касается операторов погрузчиков. Практика показывает, что они не понимают, какие их действия могут спровоцировать обрушение и каковы могут быть его последствия.
Помните главное: на обеспечении безопасности склада, в том числе подготовке персонала и поддержании стеллажей в исправном техническом состоянии не стоит экономить. Размер вложений в превентивные меры (осмотры, ремонты, обучения персонала) и развитие культуры бережного обращения с оборудованием несоизмеримо меньше затрат на устранение последствий обрушений стеллажей.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».