Серьёзная ошибка, которую совершают многие предприниматели – существование в отрыве от тенденций рынка. Поэтому если вы только задумываетесь об открытии своего дела или размышляете о развитии имеющегося бизнеса, то в первую очередь важно постараться адаптировать свой продукт под тренды рынка. Об актуальных бизнес-трендах, которые важно учитывать в 2025 году, порталу Biz360.ru рассказал Кирилл Попов, CEO и основатель сервиса GenGo.
Кирилл Попов – основатель и CEO проекта GenGo (бизнес-навигатор и карманный помощник для предпринимателей на базе искусственного интеллекта). GenGo выстраивает персональный маршрут развития бизнеса и личных качеств предпринимателя, помогая достижению целей и решению задач. Также Кирилл Попов является основателем международного food-fintech-стартапа Big Smile Coffee, в рамках которого развиваются более 70 кофеен на рынках Грузии и ОАЭ.
Тренд на удобство и скорость
Ещё каких-то лет пять-семь назад идея доставки товаров в течение 15 минут казалась революционной и привлекала огромное количество как инвесторов, так и клиентов. Однако практика показала – экономика такого нововведения неустойчива. Многие стартапы обанкротились, а оставшиеся были вынуждены делать пивоты. Затраты на «супербыструю» доставку оказались большими, маржа – минимальной, а экономическая выгода – сомнительной.
Несмотря на неуспешность бизнес-модели, тренд на близость к клиенту остаётся актуальным. Однако теперь компании перешли к более реалистичным срокам – например, доставка в течение часа. Такие сроки позволяют лучше управлять процессами, оптимизировать логистику и сокращать расходы. Также компании начали уходить от скоропортящихся товаров и переходить на доставку продуктов с более длительным сроком годности.
В этих изменениях скрыты новые возможности для бизнеса. Тренд на удобство и скорость, культивируемый маркетплейсами и сервисами быстрой доставки, будет только усиливаться. Поэтому найти свою нишу и подстроиться под этот тренд – перспективное решение. Среди идей для открытия своего дела могут быть такие:
-
Сервис химчистки одежды и обуви, где вещь забирают из дома или через постаматы. Это экономит время клиента, особенно в больших городах.
-
Развлекательные услуги с доставкой на дом: например, мастер-классы по живописи, винные дегустации или парфюм-бары. Это отличное решение для быстрой организации вечера.
-
Товары, которые ранее трудно было представить в продаже через онлайн-платформы, теперь можно интегрировать на маркетплейсы. Например, рубашки по индивидуальным размерам.
С развитием маркетплейсов и цифровых сервисов нет необходимости ограничиваться только локальным рынком. Сегодня технологии и IT-сервисы позволяют выводить свои продукты на международный уровень. Это открывает новые возможности для бизнеса:
-
Расширение аудитории. В России проживает около 140 миллионов человек, в то время как в мире – больше 8 миллиардов. Это значительно увеличивает потенциальную клиентскую базу.
-
Диверсификация рисков. Если ваш продукт не популярен в одной стране, он может быть востребован в другой. Это позволяет снизить риски и повысить стабильность бизнеса.
-
Личные возможности. Вход на зарубежные рынки открывает двери для путешествий и переездов, что может быть полезно не только для бизнеса, но и для личного роста.
Сегодня из каждого утюга идёт информация о возможностях, который ИИ может дать бизнесу, поэтому игнорировать тенденцию на его проникновение во все ниши и процессы невозможно.
Интеграция ИИ в бизнес – необходимый фактор для успеха на конкурентном рынке. Искусственный интеллект оптимизирует время и снижает расходы, благодаря его использованию компании могут производить качественную продукцию быстрее и дешевле.
Эффективное применение искусственного интеллекта позволяет понять, какие процессы подлежат автоматизации и как с помощью нейросетей сэкономить деньги и увеличить доход бизнеса.
В последние годы в России наблюдается снижение возраста начинающих предпринимателей и рост доли людей, которые запускают бизнес до 35 лет. Этому способствуют широкие возможности для развития онлайн-бизнеса – например, отмечается, что возраст начинающих онлайн-предпринимателей снижается на 5-6 лет.
Каждый год всё больше людей начинают свой бизнес в таких областях, как фуд-индустрия, реклама и маркетинг, фото и видео, красота и косметология и т.д.
Чаще всего стартаперы выбирают бизнес с минимальными стартовыми вложениями – до 500 тысяч рублей. Для относительно капиталоёмких проектов, таких как салоны красоты, кофейни, мастерские, стартовый капитал может составлять 1,5-2 миллиона рублей.
Регистрация бизнеса обходится недорого, а основные расходы составляют маркетинг и реклама. В то же время растёт сегмент микробизнеса, где заняты малые команды из одного-двух человек.
Также активно развивается концепция субаренды, позволяя новым игрокам зарабатывать, сотрудничая с площадками с низкой загрузкой.
Однако с увеличением числа молодых предпринимателей возникают и новые вызовы – в частности, есть проблема нехватки знаний о том, как управлять финансами и выстраивать бизнес-процессы. Поэтому важно постоянно обучаться и разрабатывать эффективные бизнес-модели для успешной деятельности.
В ближайшие 3-5 лет ожидается рост популярности микрообразования – точечных курсов, которые развивают конкретные навыки. Традиционные дорогие программы отойдут на второй план, а в выигрышной позиции окажутся более гибкие и доступные форматы обучения. Что это даст клиентам:
-
Экономия времени. Люди хотят получать знания быстро и сразу применять их на практике. Долгосрочные курсы могут стать неактуальными, пока вы их завершите.
-
Качество информации. Обилие информации создаёт проблему объективной оценки. Микрокурсы позволяют получать только необходимые знания, избегая лишнего.
-
Доступность. Стоимость обучения снижается, и каждый может выбрать только то, что ему действительно нужно, не переплачивая за неактуальные модули.
Среди перспективных идей для открытия своего дела в этом направлении я бы выделил следующие:
-
Курсы для детей – развивающие программы, направленные на развитие интеллекта и социализации. Родители готовы инвестировать больше в образование своих детей. Среди наиболее перспективных направлений – курсы по робототехнике и английскому языку.
-
Обучение для возрастных людей – в условиях диджитализации растёт спрос на обучение старшего поколения пользованию гаджетами, настройке каналов и другим технологическим навыкам. Платформы для возрастных клиентов могут сократить разрыв между поколениями.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».