В любом бизнесе, будь то крупная компания или «ламповый» стартап, неизбежны ошибки и стратегические просчёты. Но даже из ошибок можно извлечь пользу и выгоду. Каждая оплошность, грамотно отработанная публично, может повысить лояльность потребителей и даже увеличить продажи. Почему нецелесообразно скрывать неудачи и как бизнесу обратить их себе во благо, в своей авторской колонке для портала Biz360.ru рассказала Мария Ким, соосновательница бренда одежды INSPIRE.
Мария Ким – предприниматель из Ижевска, сооснователь бренда женской одежды INSPIRE. Окончила международный факультет Иркутского государственного университета. В 2013 году вместе с будущим мужем Никитой Ковалёнком открыла в Иркутске первый магазин INSPIRE. Сейчас у проекта 18 магазинов в 14 российских городах, включая Москву, а также два собственных швейных производства.
В мире около 90% молодых стартапов покидают рынок из-за того, что не сумели справиться с разного рода препятствиями. У одних со временем меняются приоритеты, другим недостаточно финансирования для воплощения задуманного, а идеи третьих вовсе оказываются нежизнеспособными.
Закрываются не только стартапы, но и уже сложившиеся бизнесы. Порой их фаундеры умалчивают о том, с какими трудностями им пришлось столкнуться, замыкаются в себе и теряют бизнес. В общем, факторов, которые приводят к провалу, много. Но чаще всего именно неумение реагировать на крупные неудачи и анализировать их тормозят качественный рост представителей российского бизнес-сообщества и провоцируют крах многих компаний.
Американский психолог Ричард Фарсон в своей книге «Парадоксы лидерства» писал, что те, кто допускает возможность провала, будут успешны. Ряд экспериментов показал, что мозг человека учится на ошибках. Более того, их признание и разбор помогают компаниям иначе взглянуть на рабочие процессы, скорректировать имеющуюся стратегию таким образом, чтобы подняться после провала. Потому что самое важное в бизнесе – выводы, которые предприниматели делают из факапов.
Считается, что открыто заявлять о промахах в бизнесе нельзя: иначе подвергнешься критике, ну и в целом ухудшишь «успешный» имидж. Но замалчивать или отрицать неудачи – плохая тактика. Чем чаще фаундер рассказывает о непростых ситуациях, с которыми сталкивается в процессе ведения бизнеса, тем выше лояльность потребителей к его компании. В этом я смогла убедиться на собственном опыте неоднократно.
Однажды мы изготовили партию тренчей собственной разработки в Китае. У нас не было возможности контролировать процесс производства, из-за чего возникла проблема в изготовлении некоторых деталей для изделия. Уже после продажи трети товара мы получили негативные отзывы от покупателей. Мы оперативно связались с производством. Как оказалось, на складе осталось несколько тренчей, которые ещё не успели передать в службу доставки. Было решено использовать их, чтобы изготовить дополнительные детали и отправить их покупателям за счёт компании. Все клиенты, купившие тренчи, бесплатно получили недостающие элементы. Благодаря ошибке, мы поняли, как важно проводить тотальную проверку изделия прежде, чем запускать его в производство, тем более – в продажу.
Попытки быть во всем безупречными приводят к снижению доверия клиентов, мотивации сотрудников и потере своей доли на рынке. Тем не менее, большинство медиаресурсов транслируют предпринимателям идеи «успешного успеха» или «как запустить успешный бизнес с первой попытки». Тогда начинает казаться, что после провала нет жизни. Это действительно так, если игнорировать «набитые шишки» и стесняться о них говорить.
Мы поняли, что принятие ошибок и их открытое обсуждение с командой помогает сотрудникам фокусироваться на поиске удачных решений. Понимание, что промахи неизбежны, их последующий анализ и разбор должны стать частью корпоративной культуры любой компании.
Признание фаундером своих ошибок может стать поводом для PR, который сформирует положительный имидж бизнеса и его владельца в глазах аудитории. Решиться на откровение не всегда просто, но это стратегически важно для развития компании.
Часто именно истории провалов ценятся аудиторией. Многие предприниматели стараются казаться во всем безупречными. Но каждый человек понимает, что жизнь полна разочарований, ошибок и трудностей. Делать вид, что это не так – глупо.
Вы можете опубликовать в социальных сетях пост, в котором расскажете о факапе честно и без прикрас. А также о том, какие вы сделали выводы из этой истории. Это гарантированно привлечёт внимание людей и главное – вызовет у них искреннюю симпатию и доверие к вашей компании.
В 2018 году мы объявили официальную дату открытия нашего магазина в Москве. Две недели готовили своих подписчиков в соцсети, ныне запрещённой в России, к этому событию. Когда мы с мужем прилетели из Ижевска на открытие, то поняли, что не успеваем открыться в срок. Произошла классическая история: оборудование не успели изготовить к сроку. Чтобы не подрывать доверие аудитории, выложили пост, в котором честно признались в неудаче. Кроме этого, мы предложили подписчикам поделиться в комментариях своими факапами, а среди самых интересных разыграть сертификат на покупку. Благодаря этому выросли охваты аккаунта бренда, а под постом появились сотни личных историй и слова поддержки.
Вместо того, чтобы поддерживать образ идеальной компании, будьте открыты и честны с потребителем, партнёрами и подчинёнными.
Ведь на ошибках учатся все – и гиганты вроде Microsoft, и молодые компании.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».