Хакатоны – технологические соревнования, во время которых команды IT-специалистов решают какую-либо задачу – вошли в моду несколько лет назад. Их проводят как различные структуры по поддержке IT-предпринимателей, так и крупные бренды. И всё чаще они обращаются за помощью к компаниям-подрядчикам, которые организуют для них хакатоны «под ключ». О том, как заработать на хакатонах и привлечь под свой проект многомиллионное финансирование, порталу Biz360.ru рассказал основатель платформы «Актум» Олег Мансуров.
Олег Мансуров, 27 лет, основатель и гендиректор компании
«Актум», специализирующейся на организации хакатонов. Окончил факультет экотехнологий и инжиниринга МИСиС, выпускник первого набора Открытого университета Сколково. Проект «Актум» запущен в ноябре 2017 года, в январе 2018-го компания получила первые заказы, в начале февраля провела первый хакатон по виртуальной реальности, в марте вышла на операционную прибыль, а в мае привлекла инвестиции в размере 200 млн. рублей. Среди клиентов компании - «Мегафон», «Сбербанк», «Росатом» и другие крупные бренды.
Предпринимательство привлекало меня, ещё когда я был подростком. В 14 лет я успешно продавал через знакомых гаджеты, купленные на eBay. Поступив в МИСиС, я активно включился в работу различных организаций молодых предпринимателей. Пробовал себя с помощью инструмента стажировок в госсекторе, в больших компаниях, в образовательной среде, в итоге решил направить вектор своих сил на предпринимательство.
Через какое-то время меня заметили и пригласили в «Рыбаков Фонд» (структуру известных предпринимателей Игоря Рыбакова и Оскара Хартманна), где с коллегами мы создали сообщество из 5 тысяч молодых людей в 72 регионах России. Это была хорошая подготовка на большом масштабе с большими ресурсами. Успешно проработав там почти два года, вместе со своими единомышленниками я решил начать собственный бизнес.
Идею создания платформы для проведения технологических конкурсов и соревнований мы вынашивали давно. Ещё во времена работы в МИСИС и позже - в «Рыбаков Фонде» я видел, насколько эффективен такой инструмент, когда собираются молодые специалисты и в соревновательном формате решают поставленную технологическую задачу. У этих конкурсов - или так называемых хакатонов - много заинтересованных лиц. Для компании-заказчика это реальная возможность посмотреть на проблему под новым углом, найти пути её решения и, возможно, нанять новых квалифицированных специалистов. А участники хакатона получают шанс заявить о себе, познакомиться с коллегами по цеху, найти новую работу или инвестиции для своего проекта.
Но даже если на работу их не возьмут, то в ходе таких соревнований можно всегда научиться чему-то новому, то есть «прокачать» себя, да и просто развлечься. А самые удачливые участники могут вполне прилично заработать: сейчас призовой фонд одного хакатона в Москве в среднем составляет 600 тысяч рублей, в регионах - 300 тысяч. Из них за первое место команда со средним числом участников в четыре человека может получить, соответственно, 300 и 150 тысяч рублей.
7 ноября 2017 года на баркемпе Агентства стратегических инициатив в Санкт-Петербурге мы презентовали свой проект, который назвали «Актум» (что с латыни переводится как «действие»).
Заказчики к нам начали приходить через друзей и знакомых, а первые соревнования мы провели в январе текущего года. Первыми клиентами стали группа компаний VRTech и «Внешэкономбанк». Они заказали у нас хакатон, который был посвящён разработке игр с технологиями виртуальной реальности (VR). В частности, VRTech поставил задачу разработать прототип игры с VR-очками виртуальной реальности, а Внешэкономбанк — протестировать возможность создания новых сервисов, основанных на VR-технологиях.
Первый хакатон прошёл успешно, в нём приняло участие около 80 человек, среди которых были как студенты, так и молодые сотрудники различных компаний из сектора хайтек. Победители получили солидные призы, а заказчики - оригинальные прототипы важных для них решений. Насколько я знаю, сейчас VRTech при участии победителей нашего хакатона дорабатывает прототип своей VR-игры и запустит её в коммерческое использование.
Проведение первых хакатонов дало нам ценный опыт, который позволил усовершенствовать процесс организации подобных мероприятий. Так, нам стало понятно, что команду надо формировать до хакатона (в первых соревнованиях это происходило непосредственно на мероприятии). Или, например, мы сделали обязательным условие, чтобы финалисты представили прототип продукта (раньше достаточно было просто идеи).
После первых мероприятий нас заметили, и пошли заказчики. В феврале мы провели уже три хакатона, после чего вышли на проведение двух-трёх соревнований в месяц. Это довольно высокий темп, никому на рынке не удаётся устраивать подобные мероприятия так часто. Среди заказчиков появились солидные компании вроде «МегаФона», «Газпром нефти», QIWI.
Особое внимание мы начали уделять регионам. Раньше для многих из них технологичные соревнования были в диковинку. Благодаря прежней работе у нас были хорошо налаженные контакты в региональных вузах, а также в технопарках, бизнес-инкубаторах и прочих элементах инновационной инфраструктуры.
Например, мы провели хакатоны в Севастополе и Казани. В Севастополе подобного до нас вообще никто не делал. Тут соревнования проходили на тему телекоммуникационных технологий, а заказчиком выступала компания «Севстар». В Казани темой хакатона стали технологии блокчейн, заказчиком была компания QIWI. У неё есть «дочка» под названием QIWI Blockchain Technologies, и один из её проектов связан с применением технологий блокчейна в энергетике. Речь идёт об учёте показателей в распределённой электрогенерации, чтобы узнать, кто сколько сгенерировал электроэнергии. Управлять этой информацией сейчас пытаются с помощью блокчейн-технологий.
Кстати, хакатон в Казани стал первым междисциплинарным мероприятием. До этого соревнования преимущественно проходили только в сфере IT. Но после Казани мы поняли, что хакатоны успешно могут проходить среди представителей разных отраслей, и сейчас активно развиваем это направление.
В целом первые хакатоны в регионах прошли довольно успешно: по результатам соревнований в Севастополе «Севстар» взял на работу некоторых участников игры. А в QIWI сообщили позже, что наше мероприятие натолкнуло их на новые идеи и помогло доработать блокчейн-проект.
Сегодня в каждом нашем соревновании участвуют в среднем около 100 специалистов. Проведение хакатона в Москве обойдётся заказчику в 2 млн. рублей. В регионах эта цена составляет 1 млн. рублей. Для нас рентабельность этого бизнеса составляет 18%. Уже на четвёртый месяц работы мы вышли на операционную прибыль: к марту доход от проведения хакатонов покрывал наши затраты.
Поначалу мы развивали свой проект исключительно на собственные средства. После ухода из «Рыбаков Фонда» я получил бонусы и вложил их в компанию, мои первоначальные инвестиции составили примерно 1 млн. рублей.
Изначально мы не искали инвесторов, но по ходу развития проекта они начали сами интересоваться нами. На первом этапе собственных средств нам хватало. Но по мере роста перед нами стала дилемма: или мы развиваемся экстенсивно за счёт привлечения новых сотрудников, или нам нужно автоматизировать процессы и выходить на новый качественный уровень.
Мы решили пойти по второму пути и создать онлайн-платформу Actum.Online, которая позволит нам вывести бизнес на новый уровень. В мае мы подписали соглашение об инвестициях под этот проект с компанией «Лаборатория ИПИ». Переговоры шли четыре месяца, и сейчас она вкладывает в нас 200 млн. рублей.
Благодаря запуску новой онлайн-платформы в ближайшее время мы рассчитываем проводить в месяц как минимум четыре офлайн-хакатона и 10 онлайн-соревнований. При этом мы рассчитываем выходить и на зарубежные рынки. Ведётся работа над английской версией нашей платформы, также запланированы другие локализации. Первые международные соревнования будут проведены этим летом на территории СНГ и в Европе. Недавно мы ездили в Китай, где также договорились о партнёрстве.
До конца текущего года оборот нашей компании должен составить 100 млн. рублей, при этом мы поставили себе цель - в течение ближайших двух-трёх лет капитализация нашего проекта должна составить более 1 млрд. рублей.
Как небольшой web-студии выйти в плюс и дорасти до крупных брендов.
Finch-стратегия: как небольшая студия разрабатывает проекты для больших компаний.
Делегируй или умри: как заработать на выполнении деловых поручений.