Кризис-2022 затронул практически все сферы российского бизнеса. Многие индустрии столкнулись с одинаковыми сложностями: уход иностранных брендов из России, поиск новых поставщиков, проблемы с логистикой, трудности с ремонтом оборудования и т.д. О том, как меняется и адаптируется к «новой реальности» индустрия светодизайна, портал Biz360.ru спросил у её игроков.
Артём Макаров,
генеральный директор компании
«Азбука Света»
Наша отрасль не такая сверхтехнологичная, чтобы на неё специально накладывали санкции. Поэтому каких-то больших запретов или остановок поставок у нас не замечено: многие европейские производители продолжают сотрудничать с нами. Появились некоторые задержки с провозом товара на таможне, но ничего такого, с чем не могли бы справиться логисты.
Мы сами являемся производителем и закупаем много комплектующих. Пока только один производитель блоков питания полностью прекратил поставки. Это итальянская компания TCI, её руководство приближено к власти, оно заседает в парламенте страны. Для них отказ от официального импорта в Россию был политическим решением.
Сейчас наши складские запасы подходят к концу, многие позиции уже не найти. Но нам удалось наладить сотрудничество с поставщиками в Китае и даже снизить цены, причём на некоторые позиции существенно. Как это отразится на качестве – пока не знаем, но первичные тесты пройдены успешно.
На российском рынке сейчас время, когда нужно активно шевелиться. Я вижу, что очень многие компании ищут новых поставщиков. Раньше считалось, что надо выбирать только лучшие комплектующие, можно пожертвовать ценой в угоду качеству. Теперь компании обращают внимание на цену, ищут отечественных игроков, наращивают их долю поставок.
Например, мы сами покупали немецкие гермовводы (устройства для крепления кабеля – прим. редакции), очень точные и качественные. С удовольствием открыли для себя новосибирских поставщиков, которые делают гермовводы ничуть не хуже, чем немецкие компании. Мы сравнивали их по многим показателям и не нашли почти никаких отличий, кроме цены – она гораздо ниже, и комплектация лучше. По некоторым позициям ситуация с комплектующими даже лучше, чем прежде.
Сейчас мы живём по принципу «Российское – значит лучшее». Возможно, мы где-то уступаем по качеству, но надеемся, что это временно: качество всегда можно подтянуть. Но плюс в том, что мы всегда можем купить те же гермовводы, блоки питания или даже светодиоды. Теперь это самый важный фактор при закупках комплектующих для нашего производства. Главное сейчас – наличие и доступность.
Внешние обстоятельства повлияли на весь рынок светотехники. В первые несколько месяцев было полное затишье. Искали дополнительные каналы сбыта и закупок, с чем справились. Мы связаны со строительной сферой, так как наши световые решения используются при подсветке зданий. Стройки возобновились, после пробуксовки в течение нескольких месяцев всё вернулось на круги своя.
Александр Куршев, директор по стратегическому развитию
Ардатовского светотехнического завода
Рынок светотехники с весны 2022 года испытывает изменения – и в плане готовых решений (световых приборов), импортируемых из Европы, и в доле комплектующих для них, а также в отношении цен. Ряд мировых производителей световых приборов ушли с российского рынка (или приостановили работу). В их числе, например, компания Philips, которая активно работала в сегменте спортивного и дорожного освещения, ритейла, предлагала большой ассортимент решений для теплиц и ламп административно-бытового назначения.
С уходом европейских компаний существенно вырос спрос на те сегменты, которые они обеспечивали: спортивный свет (прожекторы для стадионов), тепличный свет, дорожное освещение. К примеру, если в прошлом году проектов по спортивному освещению (стадионы городов-миллионников) прорабатывалось два-три в год, то в этом году у нас в работе их уже более десяти.
После того, как в России остановили свою деятельность иностранные производители комплектующих для световых приборов, в срочном порядке стали решаться вопросы по поиску и применению аналогов. Одна из мер – подготовка собственного производства комплектующих. В России начато производство оптических линз, различного рода силиконовых прокладок, патронов, источников питания, блоков аварийного питания.
Наше предприятие имеет многолетний опыт производства осветительных приборов для всех сегментов, а также мощности, необходимые для изготовления комплектующих светильников полного цикла. Мы можем реализовать проекты освещения, в том числе – с системой управления освещения. Это могут быть проекты как по внутреннему освещению административных, торговых, промышленных объектов, детских садов, школ и больниц, так и специальные работы с особыми требованиями по сейсмостойкости и взрывобезопасности.
В этом году наш завод разработал и сертифицировал новую серию приборов ДСП36, которая по классу взрывозащиты предназначена для применения в первой зоне взрывоопасности. Такая новинка позволяет закрывать большинство проектов по освещению на производствах в нефте- и газоперерабатывающей сфере, лакокрасочных и топливно-переливных объектах, в мукомольных, фармацевтических, химических и других отраслях, где требуются приборы для безопасной работы во взрывоопасной среде.
В связи с ростом цен на материалы и комплектующие стоимость проектов по освещению на рынке светотехники в среднем увеличилась на 15-20%. Несмотря на снижение курса валюты цены назад не «откатились».
Олег Штойк, руководитель направления
декоративного света и архитектурной подсветки
компании
«Эlevel»
Сейчас у российских производителей прибавилось работы: идёт передел рынка, в частности – среди поставщиков. Дефицит блоков питания (драйверов) наблюдался ещё в 2021 году, сейчас он только усилился. Российские компании ищут китайские бренды, чтобы выровнять ситуацию. И если с этими комплектующими всё более-менее нормализуется, то заменить компоненты систем управления сложнее: тут выбор альтернативных поставщиков не столь широкий.
В этой ситуации отечественные производители стараются расширять продуктовые линейки и наращивать производственные мощности. Дистрибьюторам остаётся вводить в пул брендов новых поставщиков.
Помимо проблем с поставками российские компании, предлагающие световые решения, столкнулись с тем, что происходит заметное снижение количества «коммерческих» проектов. Речь идёт об объектах из сферы ритейла и HoReCa, стало меньше заказов от офисов и торгово-развлекательных центров. Обороты в этих сегментах снизились кратно. Компании переориентируются на другие сегменты рынка – промышленные объекты и проекты с участием госбюджета.
Фёдор Боярков,
директор по развитию производства
GS Group
Светотехнический рынок в том его сегменте, в котором работаем мы, относительно стабилен. Мы не испытываем проблем с поставками компонентов, а запас прочности оборудования, который используем, достаточно большой.
Если говорить об импортозамещении в нашей отрасли, то оно вполне возможно. Например, мы с 2021 года производим с максимально возможной на текущий момент локализацией отечественные светодиоды под брендом GS LED в трёх наиболее распространённых и востребованных типах корпусов: 2835, 3030, 5050.
При этом номенклатура изделий существенно шире: мы изготавливаем светодиоды белого цвета излучения с цветовой температурой от теплого белого (2700 К) до холодного белого (6500 К), с различными индексами цветопередачи (CRI 70, CRI 80) и потребляемой мощностью, а также с разным количеством светоизлучающих чипов.
В разработке находятся светодиоды CRI 90. Также мы готовы рассматривать запросы на изготовление светодиодов со специфическими характеристиками, например, цветные и RGB-светодиоды.
Динар Валиев, директор НПО «Диодис»
После событий февраля-марта-2022 у российских поставщиков световых решений возникли перебои с поставками некоторых комплектующих, что привело к дефициту и, как следствие, подорожанию некоторых товаров.
Мы постоянно находимся в процессе поиска новых поставщиков. И благодаря слаженной работе нашей команды в целом и эффективности отдела разработок в частности, мы, можно сказать, «отделались малой кровью». В среднем цена нашего прайса увеличилась не более, чем на 5%, а по некоторым моделям даже удалось добиться снижения стоимости.
Мы мониторим рынок, следим за ценообразованием, расширяем партнёрскую сеть и активно работаем с нашими дилерами. За последние полгода значительно ускорили динамику выпуска новых моделей светильников. Совершенствуем не только технологии производства, но и выпускаем новые модели светильников. В них мы делаем упор на экономичность и эффективность, а также на безопасность, комфорт, экологичность. Улучшаем их внешний вид.
***
Темы, поднятые спикерами, нашли отражение в текущих трендах отечественной индустрии светодизайна и производства световых решений. Это прослеживается в тех проектах, которые представлены в этом году в рамках светотехнической премии «Золотой Фотон». Церемония награждения пройдет 20 сентября 2022 года в Москве.