Сфера логистики – в числе тех отраслей, которые первыми пострадали от введённых в отношении России санкций. Оказались разорванными логистические цепочки, российские грузовики лишились возможности ездить в Европу, цены на перевозки по железной дороге повысились. Но не всё так безнадежно, уверен Егор Тарасов, основатель логистической компании «РОКОТТ Транс». О том, как сейчас меняются алгоритмы грузопоперевозок и как будет развиваться рынок логистики в России, предприниматель рассказал в своей авторской колонке для портала Biz360.ru.
Егор Тарасов – основатель контейнерной компании
«РОКОТТ Транс» и первого консолидатора крупногабаритных грузов
«КрупноДОгруз». Окончил Дальневосточный государственный университет по специальности «Стратегический менеджмент». Прошёл несколько зарубежных обучающих программ по систематизации бизнеса, продажам, найму и финансам. Бизнес в сфере логистики создал в 2011 году.
В связи с ограничениями на экспорт и импорт многих товаров в Европу, российские грузоперевозчики сосредоточились на внутреннем рынке. Фактически им остались только поездки по России и в ближайшие «дружественные» страны.
Такая ситуация привела к снижению тарифов из-за возросшей конкуренции. Прежде всего, это отразилось на сегменте автомобильных перевозок, например, маршрут Санкт-Петербург–Москва подешевел почти на 35%. В настоящее время перевозки по такому маршруту рассчитываются, исходя из стоимости 33 рубля за километр.
Себестоимость транспортировки не может покрыть все издержки логистических компаний, в том числе, оплату труда водителей. Это чревато рядом банкротств отечественных перевозчиков, если не будут предприняты дополнительные меры государственной поддержки.
В сегменте железнодорожных перевозок ситуация противоположная. Тарифы на перевозку увеличились на 11%, кроме того, были отменены льготы на перевозку угля – основного товара в номенклатуре российского экспорта.
Дополнительная финансовая нагрузка на грузоотправителей может существенно сократить объёмы отгрузки, поэтому увеличение стоимости перевозок – временная мера. Однако больше других отраслей промышленности от её введения пострадают угольные компании, что может привести к снижению добычи, в то время как экспорт углеводородов составляет существенную часть государственного бюджета – 30-40%. Полный или частичный отказ государств Евросоюза от российских ресурсов существенно повлияет на объёмы их добычи, соответственно, и на объёмы грузоперевозок.
При этом количество контейнерных перевозок практически не сократилось под влиянием западных санкций. Переориентация грузопотока на восточные направления, а также снятие ОАО «РЖД» приоритета с транзитных грузов позволили нарастить экспортно-импортные перевозки между Россией и Китаем. Это важно для обеспечения отечественных производственных компаний сырьём и комплектующими, а также обмена потребительскими товарами.
В связи с тем, что контейнерная железнодорожная логистика на сегодняшний день, по сути, является единственным транспортным коридором, соединяющим страну с внешними рынками, спрос на контейнерные перевозки до конца года будет расти.
Этому будет способствовать и параллельный импорт, легализованный в этом году правительством РФ. Производственные компании страны уже адаптируются к корректировке логистических цепочек импорта, который теперь завозится в Россию с территории дружественных стран – Киргизии, Казахстана, Турции.
На внутрироссийских направлениях повышается спрос на аутсорсинг логистики, так как это позволяет компаниям оптимизировать свои транспортные расходы. В кризис всё больше предприятий задумываются о сокращении собственных издержек и повышении эффективности бизнес-процессов.
Пример из деятельности нашей компании: один из крупных российских перевозчиков со штатом более 2000 человек обратился к нам за оптимизацией процесса контейнерных перевозок. Они при довольно высоком спросе не приносили желаемую прибыль.
Проблема заказчика заключалась в том, что отдел логистики в компании выполнял одновременно функцию отдела продаж. Логисты рассчитывали стоимость перевозок и организовывали перевозки через экспедиторов. После настройки профессиональной работы продавцов и логистов, в которой «РОКОТТ Транс» полностью взял на себя задачи контейнерных и негабаритных перевозок, заказчик с первого месяца логистического аутсорсинга получил чистую прибыль от поступающих заявок.
После этого наш клиент отказался от штатного отдела логистики и полностью перешёл на логистический аутсорсинг. В итоге выгода компании от контейнерных перевозок составила более 350 000 рублей в месяц.
Даже в условиях санкций сфера логистики в России продолжит расти. Увеличивается конкуренция среди автомобильных перевозчиков, наиболее востребованными стали железнодорожные перевозки. До конца года объём экспорта и импорта, идущего по железной дороге, продолжит расти. Думаю, что к нему добавится и морское сообщение со странами Азии.
При всём при этом отрасль нуждается в господдержке. Её дальнейшему развитию будут способствовать появление альтернативных логистических коридоров на примере МТК «Север–Юг», отмена ограничений по весу и габаритам транспортных средств и открытие новых пунктов пропуска через госграницу.
Эффективными методами для сферы автомобильных перевозок могут стать сдерживание роста стоимости топлива, корректировка сроков прохождения таможни и развитие логистических коридоров на востоке страны. Помимо этого необходимо сократить оплату за проезд по платным дорогам России.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».