Как-то отец 13-летнего Глеба Семеренко прокатил его на историческом паруснике по Онежскому озеру. Подросток запомнил то ощущение восторга и душевного подъёма, и спустя несколько лет, бросив работу и прежнюю жизнь, поехал в Турцию обучаться всем нюансам яхтенного дела. А через несколько месяцев открыл там собственную школу яхтинга. О том, как получить «корочки» капитана яхты и во сколько обойдётся путешествие под парусом по Средиземному морю, порталу Biz360.ru рассказал основатель школы Sailing Time Глеб Семеренко.
Глеб Семеренко, основатель школы по обучению яхтингу Sailing Time (Мармарис, Турция) и создатель одноимённого мобильного приложения. Школа Sailing Time обучает хождению под парусом на Средиземном море, двухнедельное обучение яхтингу проходит на русском языке по международным стандартам IYT (International Yacht Training). Также школа приглашает к участию в парусных регатах Средиземноморья.
Моё первое знакомство с яхтингом произошло в детстве. Папа, только вернувшийся из путешествия на историческом паруснике, пригласил меня прокатиться на яхте по Онежскому озеру. Так, уже в тринадцать лет, я сразу понял, что эти ощущения полностью перекрывают всё, что я чувствовал до этого. Что-то загорелось внутри, будто намекая на то, что в будущем это станет частью моей жизни.
С восемнадцати лет я работал фотографом в Санкт-Петербурге, занимался съёмкой рекламы, корпоративов и свадеб, но меня всегда тянуло на природу. Больше всего я мечтал о путешествиях и реализации своего творчества в них.
Последние три года я снимал машины для рекламных модулей в автомобильном журнале «Купи Авто». В этом проекте я познакомился с основами маркетинга и рекламы, но творчеству там не было места. Вспоминая детские годы и время с папой на яхте, я всё больше думал о том, как же был счастлив тогда.
Почему я должен жить как всё моё окружение, почему я держу себя в рамках и стремлюсь к материальному благу, а не к свободе, как раньше, в детстве? Задав себе эти вопросы, я решил всё изменить. Через месяц уволился с работы, собрал все вещи и вернулся в родной город, где любимое Онежское озеро ещё было покрыто льдом. Рассуждая о личном счастье, я решил, что движение под парусом - это прекрасно, но на этом явно не заработать.
Я начал мониторить в интернете парусный рынок и понял, что он только формируется. Нет ни одного приличного сайта, предлагающего услуги под парусом. Возможно, эти сайты и были, но по крайней мере я не нашёл ни одного качественного ресурса на русском языке. Лишь одна статья о том, как начинающий яхтсмен оказался в Турции и нашёл себе работу на яхте, катая туристов.
Я решил, что не стану ждать, когда появится стоящая информация в сети, и отправился к первоисточнику. Три месяца усердной работы над английским языком. Любимые фильмы и книги - теперь только на английском, экскурсии - на английском, меню мобильного телефона с монохромным экраном - тоже на английском. Не самый лучший, но самый бюджетный способ выучить язык.
За три месяца я подготовился, как мне казалось, достаточным образом, и отправился в Турцию на поиски парусной школы. Мне удалось найти информацию о том, что в Мармарисе несколько англоязычных школ, и чтобы не тратить время зря, я взял билет до Стамбула.
Спустя сутки я уже стоял на набережной Мармариса, на мне были толстые джинсы, офисное поло, шлёпки и рюкзак с пенкой, спальником и удочкой. В одном кармане 1000 долларов, в другом 1000 евро. Вот и весь набор для создания собственной парусной школы.
Первый же человек, которого я спросил о том, где тут парусная школа, ответил мне, что он и есть школа яхтинга. Это был сын легендарного турецкого яхтсмена. Он сразу позвонил своему отцу, через час я уже сидел у них дома и рассказывал свою историю. Гостеприимные турки сказали, что моих денег недостаточно для того, чтобы получить все документы, с которыми я, возможно, найду работу, но предложили бартер или «мини-рабство». Забрав всю мою наличность, они предложили поработать в их школе два месяца и сдать экзамены, не выплачивая им оставшейся разницы. Так начался мой путь к своей школе.
Итак, оставшись без денег, интернета, мобильного телефона и вообще какой-либо возможности связаться с домом, я приступил к работе.
Всё было как в кино: выполняя все работы по яхте, я быстро набрался новых слов, познакомился с массой интересных людей, подтянул язык и уже с лёгкостью переводил русским студентам всё, чему учили в парусной школе. Тут я сразу увидел огромную брешь в бизнесе, но никто меня не слушал, все были довольны тем, что имели.
Несколько сайтов-посредников искали клиентов для турецкой школы на российском рынке за комиссию, сама же школа не имела постоянных русскоязычных инструкторов и русскоязычного сайта. Я понял, что если вмешаюсь в рабочую схему, то точно кто-то останется не у дел, так что я продолжал служить в подмастерьях за еду и пару монет, чтобы с почты звонить домой.
Естественно, переводя обучающимся на их родной язык то, что давал местный инструктор, я добавлял красивые обороты и примеры для сравнения, чтобы лучше донести информацию. Через какое-то время мне доверили свою первую группу, которой я должен был дать основы яхтинга - уже не переводя, а в той интерпретации, в которой видел сам. Вместе с этим предложили и новый формат работы: теперь я должен был остаться на прежних условиях на девять месяцев и взамен пройти все возможные ступени обучения. Я даже не думал, ведь новый образ жизни уже поглотил меня полностью, и менять его на компьютер с телефоном в Питере мне не хотелось.
В силу своего характера, я постоянно пытался предложить улучшения в системе обучения - с момента размещения на яхтах до момента экзамена. Но разве станут вас слушать, когда и так всё работает? За девять месяцев я выпустил около десяти групп и остался в больших друзьях с каждым из тех, кто побывал в нашей школе. Среди них было два человека, которые полностью изменили моё будущее.
Первым был Пётр, который предложил мне пойти капитаном на ещё не купленной яхте в кругосветное путешествие. И я снова согласился: за полтора года на новой яхте, где ремонт составлял пятьдесят процентов времени по отношению к путешествию, я научился всему. Надо отдать должное, что пока я обучал хозяина яхты всему, что знал сам, он дал мне колоссальный навык веры в себя. Он научил меня строить логику и последовательность действий, при которых, начиная с самого начала, можно дойти до проблемы и устранить её. Применяй это хоть в электрике, хоть в бизнесе.
Каждое утро он начинал с кофе и конференц-звонка в офис. Слушая его разговоры, я понял, что во всех ситуациях есть выход. Просто нужно как следует подумать и предложить клиенту самый выгодный вариант, в котором компания ничего не теряет, а главное, сохраняет довольного клиента. Ни я, ни он так и не закончили кругосветное путешествие, тому виной много обстоятельств, но для меня это было вводным уроком в малый бизнес на фоне морских пейзажей - лучших условий, чтобы получить тот опыт, просто не придумать.
Тут в моей жизни встал вопрос, чем же заниматься дальше. Мне поступило предложение об инвестиции в яхту для обучения в парусной школе. Тогда ещё не шла речь об открытии своей школы. Должен сказать, что 2010 год был самым безобразным в этой сфере: на тот момент уже сформировалось такое количество школ, что система сертификации просто не успевала контролировать качество их работы. И очень много школ закрылось, над рынком повисла мрачная туча. Все школы были связанны между собой, многие писали друг на друга жалобные письма и тем самым только отталкивали клиента от индустрии.
Партнёрское соглашение о работе в школе на своей яхте потеряло свою силу, и я оказался в Мармарисе без работы на новой и ещё не «распакованной» яхте. Что же делать, ведь инвестиции уже получены и освоены? А у меня никакого опыта ведения собственного дела. Мой единственный инвестор сразу смекнул, что к чему, и сказал, что нам нужна своя школа, чтобы ни от кого не зависеть.
Я договорился о собеседовании с дальнейшей сертификацией в главном европейском офисе системы обучения яхтингу IYT - International Yacht Training. Главный инструктор оказался англичанинином, живущим во Франции, с колоссальным опытом в яхтенном мире. Его основной упор был на маркетинг и качество работы с клиентом. Он всё время сравнивал сферу обучения яхтингу с гостиничным бизнесом. Делать упор в первую очередь на сервис, а потом на подачу информации. Он аргументировал это тем, что всё равно забудут, как называются облака на латыни, но точно будут помнить гостеприимство школы.
Итак, схема ведения бизнеса была сформирована, я сдал все экзамены и даже получил встречное предложение о работе для меня и моей жены. Но, естественно, не бросил только что появившуюся на свет школу Sailing Time - обучение яхтингу. Надо отдать должное жене, которая придумала название, выбирая самое простое и знакомое словосочетание со словом Sailing («яхтинг»).
Так, в 2011 году компания Sailing Time стала самой молодой компанией в сфере обучения яхтингу. Компания состояла из меня как руководителя и инструктора, моей жены, и дочери партнёра, менеджера проекта в России.
Нашим основным преимуществом была новая яхта и молодая команда. Большинство конкурентных школ не имели собственных яхт, а если и имели, то старше пяти лет
Социальные сети набирали обороты, группы были чуть ли не важнее сайта. Естественно, мы сразу создали страницы нашей школы, и тут мне пригодились навыки из прошлой жизни. Ведь всё это время я делал множество снимков, которые даже никуда не выкладывал. Все сайты были наполнены карточками из интернета, а мы выкладывали только хорошие фотографии, явно сделанные одной рукой. Собрали аудиторию из друзей и начали приглашать к нам в школу всех, кого могли.
Так как мы не нуждались в наборе полной группы для окупаемости аренды яхты, то могли себе позволить взять даже одного студента. Это послужило большим плюсом в поиске клиентуры, многие школы до сих пор не подтверждают бронирование, пока не соберут полную группу из пяти-шести человек. Мы же гарантировали, что обучение состоится вне зависимости от количества участников. И следуем этому правилу по сей день.
Также, учась на ошибках конкурентов, мы исключили всё, чем может быть недоволен клиент. Например, мы не набираем более пяти человек в одну группу, это позволяет максимально эффективно распределить время на каждого участника курса и положительно влияет на моральный дух команды. Поверьте, яхта это очень маленький тонкий мир, и каждый дополнительный человек - это как ещё один миллион в мегаполисе.Изначальные вложения в проект - это покупка двенадцатиметровой новой яхты стоимостью в 150 000 евро. Ежегодные затраты на её содержание составляют от 12 000 до 15 000 евро. Конечно, можно не заботиться о своей «рабочей лошадке» и сократить расходы вдвое, но и прослужит она тогда меньше.
Первый год мы потратили на то, чтобы заявить о себе и создать свой первый сайт. При его создании мы просто рассказали, как проходит процессиями обучения, постарались ответить на большинство задаваемых вопросов, изложив всю информацию коротко и лаконично. Даже не задумывались на тот момент о продвижении и рекламе в интернете.
На второй год работы мы были полностью забронированы на весь год. Всё бронирование происходило только через сарафанное радио, лишь единицы приходили через интернет. Казалось, что так хорошо будет всегда.
Наш самый популярный курс обучения - подготовка с нуля. Вам не нужны первичные навыки или какое-либо представление о яхтинге. Курс построен так, что за две недели вас научат всему, что нужно знать для того, чтобы иметь возможность самостоятельно развиваться в этом направлении.
После двухнедельного курса вы получаете права капитана, которые дают вам возможность самостоятельно арендовать парусную яхту и отправится в путешествие с друзьями или семьёй.
Нужно помнить, что движение под парусом - это путь длиною в жизнь, и вы никогда не перестанете учиться, открывая для себя всё новые вещи с каждым днём в море
Этот курс проходит в течение двух недель, клиент и рынок сформировали его таким. Ведь потребитель хочет всё и сразу, а отпуск у всех ограничен двумя неделями, у многих и того меньше. Мы до сих пор получаем запросы на обучение за неделю или пять дней.
Поверьте, выйти самостоятельно в море для обычного человека - это как отправиться на Марс. Готовы ли вы подготовиться к жизни на другой планете за несколько дней? Мы прикладываем много усилий, чтобы дать все необходимые навыки за эти две недели, и сократить курс практически невозможно.
За это время необходимо познакомиться с такими вещами как принцип движения под парусом, техника безопасности на воде, метеорология и чтение прогноза погоды для моря, приливы и течения, навигация по бумажным картам, планирование маршрута, работа с радио и ведение переговоров, правила предупреждения столкновения судов. За эти две недели вы не просто получаете навыки управления парусной яхтой - вы меняете свой взгляд на мир и жизнь в целом.
Для меня яхтинг - это моя жизнь, занимаюсь я этим в удовольствие; обучая всё новых людей, я прокладываю их путь к такой же жизни. Разница лишь в том, в каком возрасте вы открываете для себя этот мир. Я не успел заработать на то, чтобы купить яхту и просто путешествовать вокруг света, поэтому зарабатываю тем, что живу на яхте и путешествую вокруг света.
Сейчас яхтинг - это быстро развивающееся направление в туризме. Например, когда-то всем казалось, что поездка в Альпы на горнолыжный курорт - это отдых только для избранных. И сейчас многие думают, что яхтинг - это что-то недостижимое и безумно дорогое. Но постепенно это отношение меняется.
Приведу пример вашего отпуска с расходами на него. После того как вы получили права, вы можете арендовать яхту и отправиться в путешествие, например, по Греческим островам. Аренда двенадцатиметровой парусной яхты на неделю обойдется от 1500 до 2500 евро, в зависимости от сезона. Возьмём среднюю стоимость 2000 евро. Такие яхты имеют трехактную планировку на шесть человек - по двое в каюте. Вот пример такой яхты.
Также будут дополнительные расходы на топливо, стоянки и питание. Стоянки обойдутся в среднем в 15 евро за ночь, 6 ночей это 90 евро. Так как в основном вы передвигаетесь под парусами, то топлива тратится крайне мало, но даже если вы потратите весь топливный бак, что редкость, это обойдётся максимум в 200 евро. Есть дополнительные расходы на оформление документов и финальную уборку яхты, они зависят от чартерной компании, но, как правило, не превышают 250 евро.
Итак, у нас получается 2550 евро на шесть человек, что составит 425 евро (приблизительно 28 000 рублей) на человека за неделю отпуска. Отпуск, в котором вы посетите шесть островов, встретите дельфинов, проводите шесть закатов в шести новых городах, побываете в таких бухтах и на таких пляжах, где не бывает туристов… Разве это можно сравнить с отдыхом в отеле?! Да, к этому добавятся затраты на перелёт и питание, но это уже индивидуально в зависимости от вашей удалённости и ваших аппетитов. Все, кто первый раз были в таком отпуске, как один говорили, что больше не представляют отдых по-другому.
На данный момент рынок стремительно развивается, предложений о различных видах отдыха на яхте всё больше. Мы очень чётко определили для себя три направления, тесно связанных между собой. В зависимости от интересов, клиент первично попадает к нам в одно из этих направлений и, по итогу, как правило, проходит через все три мероприятия. Это, на выбор:
-
путешествие на парусной яхте (подходит тем, кто пока вообще не представляет, что такое яхтинг, и только решил сделать свой первый шаг);
-
обучение яхтингу (выбор тех, кто уже давно интересуется этой сферой. Возможно, ещё никогда не вступал на борт яхты, но уверен, что хочет понять, как это работает и в дальнейшем отправиться в самостоятельное путешествие);
- участие в парусной регате (как правило, последний этап в знакомстве с яхтингом. Все идут на регату, чтобы лучше понять, как настраивать паруса или просто за ощущениями адреналина в погоне за кубком).
К сожалению, мы не имеем в России стабильного сезона с большим количеством парусных дней. Именно поэтому все стремятся в самые популярные яхт-регионы, расположенные на побережье Средиземного моря. Ведя этот бизнес в России, можно получить максимальную занятость три-четыре месяца в году, а на Средиземке это добрые восемь месяцев. И самое главное, всем интереснее совместить своё погружение в яхтенный мир с путешествием по самым красивым местам нашего полушария, в хорошем климате с кухней, полной свежих морепродуктов и овощей.
Вместе с ростом рынка растёт и конкуренция. Теперь уже появились сообщества, форумы и группы, где ведётся бурное обсуждение яхтенного мира. Самая большая конкуренция и рост качества наблюдается в сфере обучения яхтингу.
Мы выбрали стратегию полной открытости и нормативности нашего материала. В 2017 году мы запустили новый проект - мобильное приложение Sailing Time, оно доступно для скачивания на платформах iOS (Apple) и Android. Изначально мы просто хотели отснять весь обучающий процесс в качестве видеоуроков и выложить их у себя на сайте. Но, учитывая, что в процессе мы вышли далеко за рамки стандартной программы обучения, и что подобного контента по практической части яхтинга ещё нет на российском рынке, мы решили выделить это в отдельный проект со своей экономикой.
Нам пришла идея совместить интерактивный тренажёр для работы с ветром, видеоуроки и обзоры парусных яхт в одно удобное приложение. Но при его разработке мы столкнулись с неожиданной стоимостью для такой истории - приблизительно около 1 000 000 рублей за разработку и создание, и около 200 000 рублей на ежегодное обслуживания самого приложения.
Плюс ко всему в погоне за качеством подачи информации в видеоуроках, процесс съёмок новых сюжетов оказался тоже очень затратным. Постоянный оператор в штате и дорогостоящее оборудование, которое быстро выходит из строя в экстремальных условиях соленой воды. Пришлось принять решение о монетизации приложения путём годовой подписки.
Конечно, все, кто ждали появления нашего продукта на рынке, приняли это решение не так легко, как ожидалось, но в итоге мы получили только положительные отзывы на проделанную работу. Теперь у нас есть доход от подписок, который позволяет снимать и ежемесячно выпускать новые сюжеты.
Мы расписали график наших съёмок на 5 лет вперёд и планируем выйти на Европу и США в следующем году. На данном этапе нам не удаётся покрыть все затраты на этот проект, но мы можем его поддерживать и продолжать начатое. Самое главное, что популярность нашего контента напрямую связана с выбором нашей компании для обучения или участия в одном из наших путешествий.
Спустя шесть лет с момента обучения первой группы в нашей школе, мы столкнулись с большим количеством трудностей, экономических и политических кризисов, но в этом году ситуация выглядит вполне стабильной и кажется, что рынок снова движется вверх. Остаётся только привлечь ещё большую аудиторию, которая, может быть, пока даже не слышала о возможности путешествия под парусом.
На данном этапе наша основная задача - привлечь людей в яхтинг. Основной целевой аудиторией является категория людей, которые любят активные виды отдыха, путешествия и готовы попробовать нечто новое.
Самой большой нашей ошибкой была попытка масштабировать бизнес, арендуя дополнительные яхты, чтобы охватить всех желающих. Это сильно увеличило объём работы, но не принесло существенной выгоды. Мы решили идти по пути постепенного роста цены пропорционально спросу. Таким образом, мы смогли повысить качество предоставляемой услуги и привлечь новую аудиторию качеством нашего сервиса.
В ближайшие годы мы планируем развить новые направления по путешествиям, приобрести ещё две яхты - чтобы для каждого проекта была отдельная яхта, предназначенная только для одного направления, отснять все запланированные сюжеты и развить мобильное приложение до 10 000 подписчиков.
Больше всего меня заводит в работе период от момента, когда в голове рождается новая идея, до момента её реализации. Если это связано с интонациями на рынке, то это вызывает состояние эйфории. Хочется быть лучшим и гордиться своим детищем, как родным ребёнком.
Бизнес планетарного масштаба: как заработать на тяге людей к звёздам.
«В трусах и с паспортом – в Монголию»: как заработать на экстрим-турах.
«Путешествия за впечатлениями»: бизнес на стыке туризма и психологии.