Бизнес-профайлер пока редкий «зверь» на российском рынке. Это специалист, который в интересах компании собирает информацию о конкретном человеке и анализирует его возможное поведение в разных ситуациях. Эти сведения могут быть полезными при подготовке переговоров, формировании команды, построении системы мотивации и во многих других случаях. О том, чем профессиональный знаток человеческого поведения полезен предпринимателям и их проектам, порталу Biz360.ru рассказала бизнес-профайлер Наталья Дыбина.
Наталья Дыбина – бизнес-профайлер, руководитель PR-агентства MassEffect Agency. Окончила РУДН по специальности «Связи с общественностью» и Школу глубинного аналитического профайлинга ICDS. Работала в сфере бизнес-коммуникаций более 12 лет. Занимается бизнесом семь лет, опыт в профайлинге – три года. Приглашённый эксперт-практик в ведущих вузах Москвы.
Кто такой бизнес-профайлер
Почти в каждой школе профайлинга есть своя уникальная трактовка этого понятия. Но общий знаменатель один: профайлинг – это набор методик изучения личности человека, определения искренности его намерений и прогнозирование дальнейшего поведения.
Профайлеров для спецслужб учат по жестам, мимике и другим сигналам находить в толпе потенциально опасного человека, вести переговоры с террористами и так далее. Профайлер для бизнеса больше «заточен» на то, чтобы его наниматель получил максимальную выгоду от взаимодействия с разными людьми через понимание и умение делать точные коммуникативные послания каждому из них.
Если переходить на язык метафор, то каждый человек – уникальная планета, со своим климатом и ресурсами. Профайлер анализирует и ресурсы, и слабые места планеты и помогает экологично и бережно её использовать. Разберёмся, в каких сферах деятельности компании может пригодиться этот специалист.
Один из самых частых запросов бизнеса к профайлеру – это подготовка и/или проведение сложных переговоров. Профайлер изучает оппонентов, составляет их психологические портреты и «упаковывает» аргументы своего нанимателя так, чтобы они были понятны и убедительны для второй стороны. Кроме того, профайлер рекомендует тип переговоров: нужно ли придерживаться стратегии win-win (быть обоюдно полезными друг другу – прим.редакции) или жёстко давить на собеседника.
Для изучения оппонента профайлер анализирует его личные и корпоративные социальные сети, смотрит видео с выступлений или может инициировать личную беседу.
Чаще всего профайлер только готовит переговоры, но в определённых случаях может и сам выступить переговорщиком. Бизнес-профайлер должен разбираться в инструментах маркетинга и понимать операционные бизнес-процессы, поэтому в ряде случаев может заменить собственника или гендира на переговорах.
Бывает так, что у собственника не хватает, например, жёсткости или, наоборот, дипломатичности. И нет времени «прокачивать» нужное качество. Или оппоненты на переговорах вызывают личную неприязнь. Тогда можно перепоручить дело опытному профайлеру. Он эмоционально нейтрален по отношению ко второй стороне и с холодной головой, учитывая психологический портрет участников переговорах, проведёт диалог.
Второй по популярности запрос к профайлерам – рекрутинг людей, готовых к долгосрочному сотрудничеству и искренне разделяющих ценности компании.
В отличие от HR, который внимательно изучит резюме, проанализирует прошлый опыт и спросит про ожидания от работы в компании, профайлер обратит особое внимание, насколько соискатель искренен в своих ответах. Действительно ли он готов приступить к серьёзному проекту или уйдёт, как только ему предложат чуть больше денег? Что будет мотивировать не просто приходить каждый день в офис, а действительно эффективно работать? Сможет ли этот специалист эффективно работать в атмосфере, принятой в компании?
Особенно это важно при найме ключевых сотрудников, которых достаточно долго нужно вводить в должность, и от их работы будет зависеть успех крупных проектов и целых отделов.
Однажды в рекламное агентство пришла женщина – аккаунт-менеджер с хорошим опытом работы инхаус (внутри компании – прим. редакции). Блестящее резюме, уверенный рассказ о том, как ей не хватает драйва и как она замечательно справляется с многозадачностью. С дамой подписали длительный контракт на ведение ключевого клиента агентства, но через несколько месяцев она ушла работать на сторону клиента. На собеседовании она сказала правду про свой опыт, но умолчала о своей истинной цели. Опытный профайлер мог бы распознать эти намерения.
Мягкое увольнение – тренд, который прочно вошёл в жизнь компаний в последние несколько лет. Расставаться с сотрудниками экологично важно и для небольшого стартапа, и для крупной корпорации. Репутация работодателя строится долго, а рушится в разы быстрее.
Обиженный увольнением сотрудник может не полениться и написать негативные отзывы на ресурсах по поиску работы, в соцсетях, на сайтах-отзовиках. Даже если специалист был уволен за дело, то потенциальные сотрудники, читая его субъективную историю, будут на его стороне. А уж если под сокращение попал хороший специалист, то негативных эмоций к работодателю будет кратно больше.
Бизнес-профайлер подберёт правильные слова для увольнения сотрудника, при необходимости сам проведёт неприятную процедуру. Как и при подготовке к переговорам, профайлер изучит психотип сотрудника и озвучит аргументы в пользу увольнения так, чтобы расстаться без скандалов и нелестных оценок.
Можно нанять исключительно опытных специалистов, поручить им интересный проект, дать необходимые ресурсы – и… ничего не произойдёт. В любом бизнесе работают не отдельные люди, а команда. Но часто бывает так, что в команде, которая на первый взгляд кажется вполне гармоничной, не складывается та самая «химия», которая помогает добиваться качественных результатов. В этом случае профайлер изучает игроков в команде, анализирует их совместимость, помогает им выстроить конструктивные, доверительные отношения.
А бывает так, что блестящий юрист внезапно стал допускать ошибки после того, как его из маленького тесного кабинета пересадили в красивый модный опенспейс. Или сотрудник перешёл к другому руководителю и тут же стал хуже работать.
Человеческий фактор может сработать не самым очевидным образом. Задача профайлера – разобраться, что помогает или мешает сотруднику эффективно работать, и дать рекомендации по устранению причины «сбоя».
По сути, профайлер действует как корпоративный психолог. Кроме работы с сотрудниками он может помочь собственникам модерировать стратегические сессии, приоритезировать задачи и даже избежать выгорания.
Со стороны кажется, что профайлер легко замещается другими, более понятными для бизнеса специалистами, например, сотрудниками HR. Но в отличии от них, задача профайлера – выстраивать долгосрочные гармоничные отношения между людьми и строить коммуникацию, исходя из истинных потребностей, целей и возможностей участников.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».