Пандемия коронавируса ударила по многим сферам бизнеса, но она также выступила и драйвером развития для ряда индустрий. Одна из них – телемедицина. Всего за полтора года для россиян стали привычными удалённые консультации с врачами, причём не только в частных клиниках, но и в государственных заведениях. О том, как онлайн-консультации изменили рынок медицинских услуг и что будет дальше, в своей авторской колонке для портала Biz360.ru рассказал основатель сервиса iBolit Герман Ивкин.
Герман Ивкин – IT-предприниматель из Москвы, основатель сервиса
iBolit (мобильное приложение для клиник и врачей). Образование: мехмат МГУ. Работал в компаниях Johnson&Johnson и KupiVIP. В 2013 году основал сервис CheckOut, ставший в будущем частью Avito. В 2018 году основал сервис iBolit, который помогает клиникам повышать доход и лояльность пациентов с помощью онлайн-консультаций.
Основная причина – консервативные взгляды многих специалистов, которые чаще всего выбирают привычные решения и знакомые форматы. Чтобы запустить в клинике новую технологию, нужно убедить в её ценности не только руководителей, но и всех врачей, которым предстоит с ней работать.
Когда мы презентовали клиникам наш сервис, то разделяли посылы в зависимости от адресата. Например, руководителям и коммерческим директорам показывали, какую дополнительную прибыль можно получать с помощью онлайн-консультаций. Врачам объясняли, как благодаря телемедицине оперативно проводить консультации с коллегами и пациентами, в том числе из регионов, снизить поток сообщений в мессенджеры и т.д.
Руководителей и коммерческих директоров клиник было проще убедить в том, что за телемедициной будущее. А вот с врачами возникали сложности – многим казалось, что это только усложнит коммуникацию с пациентами, упадёт качество консультаций, придётся долго разбираться в сервисе и делать много лишней работы.
Некоторые врачи были не против технологий, однако медленно внедряли их в свою работу. Такой консерватизм в медицине в большей степени связан с осторожностью. Задача врачей – защитить пациента, предоставив ему качественные и проверенные методы лечения. Любое изменение может повлиять на самое важное – здоровье, поэтому сначала нужно убедиться в эффективности и безопасности предлагаемых решений.
Всё изменилось, когда случилась пандемия и ввели ограничения на плановые осмотры пациентов. Врачам пришлось быстро перестраивать привычный процесс работы.
«Поначалу я несерьёзно относился к телемедицине, так как привык, что люди лично приходят на приём. Понимал, какой результат приносит офлайн – по нашим данным, 70% пациентов, которые были на очном приёме, доходили до операции. Тогда не верил, что удастся добиться такого же показателя онлайн-консультациями. Но когда мы внедрили онлайн-консультации и стали активно рассказывать о них пациентам, поток увеличился. Тогда я увидел положительную динамику – после созвонов 80% пациентов, которых консультировал через сервис телемедицины, доходили до операции. Это на 10% больше, чем когда я лично встречался с пациентами», – рассказал Андрей Копасов, ведущий специалист по эстетической хирургии лица и тела в центре пластической хирургии Frau Klinik.
В большинстве частных российских медицинских клиник входящий пациентопоток снизился на 70% в первом полугодии 2020 года, а объём выручки — на 80%. Похожая ситуация сложилась и за рубежом. В США, по данным компании Korea, к концу марта 2020 года в более чем 50 тысяч клиник на 35% снизился пациентопоток. А около 9% медучреждений во время пандемии вообще закрылись.
Чтобы исправить положение, клиники по всему миру начали активно внедрять удалённые консультации с пациентами. Например, в апреле 2020 года в США использование телемедицины выросло в 78 раз по сравнению с февралём того же года. По данным агентства Statista, в США к началу весны 2021 года 61,8% пациентов перешли в онлайн по рекомендации врача. По программе Medicare (национальная программа медстрахования) более 43% первичной медицинской помощи осуществлялось с помощью телемедицины.
На российском рынке, по данным агентства «Страховка.ру», в первом полугодии 2020 года спрос на онлайн-консультации вырос на 177% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. Такой всплеск подтверждает и статистика нашего сервиса – за 2020 год количество клиник-партнёров выросло в четыре раза, а консультаций – в восемь.
Крупные клиники оперативно перешли на новые способы коммуникации, поэтому им удавалось не только сохранить пациентов, но и повысить доход. Например, детская клиника доказательной медицины DocDeti внедрила наш сервис во время локдауна, планируя зарабатывать на онлайн-консультациях около 200 тысяч рублей в месяц. В результате спрос оказался намного выше ожидаемого, а ежемесячный доход превысил 1 млн. рублей.
В некоторых регионах отделения «Почты России» оснастили необходимой техникой для проведения онлайн-консультаций, а почтальонам выдали планшеты. Таким образом, пациенты могли пообщаться с врачом или не выходя из дома, или придя в отделение «Почты России».
Государство продолжает поддерживать развитие цифровизации в медицине и после локдаунов. Появляются новые предложения, законы и постановления, которые должны упростить процесс внедрения и использования технологий.
Например, в 2021 году Минэкономразвития обнародовало проект документа, предполагающий трёхлетний эксперимент, клиники-участники которого смогут при проведении первичных онлайн-консультаций назначать и корректировать лечение пациентов.
Депутат Госдумы Роман Романенко предложил включить услуги телемедицины в пакет обязательного медицинского страхования (ОМС). Для развития цифровой медицины в августе 2021 года правительство Москвы выделило из бюджета 1 млрд. рублей – средства направят научным коллективам и медицинским организациям, которые разрабатывают и внедряют технологии для диагностики и лечения заболеваний.
В 2022 году власти планируют выпустить вертикальную информационную медицинскую интегрированную систему по инфекционным больным (ВИМИС-инфекция). История болезни и лечение, назначенное каждому пациенту с инфекционным заболеванием, будут храниться в единой электронной базе.
Аналитики из разных стран прогнозируют активное развитие цифрового здравоохранения, в особенности онлайн-консультаций, которые за последние полтора года проникли во все направления медицины.
В России спрос на онлайн-консультации продолжил расти. В первом полугодии 2021 года он составил 9% к аналогичному периоду прошлого года. По оценке экспертов, к 2025 году объём инвестиций в российские телемедицинские компании увеличится до 96 млрд рублей. Объём мирового рынка телемедицины, по прогнозам Global Market Insights, превысит $175 млрд.
Медицинский рынок трансформируется прямо сейчас. Люди привыкают к тому, что у них есть цифровая альтернатива: электронные медкарты, рецепты и больничные листы, дистанционные консультации, чат-боты. Врачи – что можно более гибко распоряжаться рабочим временем, а также наблюдать за состоянием здоровья пациентов с помощью умных гаджетов.
Ажиотаж вокруг цифровой медицины показывает, что в развитии медтех-рынка заинтересованы все: пациенты, клиники, государство. В ближайшие два-три года на рынке появятся новые технологии, а законодательство будет упрощать процесс внедрения и использования цифровых решений.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в Facebook, аккаунт в Instagram и канал на «Яндекс.Дзен».