Однажды в командировке пермяк Виктор Войнов попробовал консервированный говяжий язык. Ему настолько понравился вкус, что он пообещал своей супруге привезти несколько баночек в подарок. Но, увы, в магазине это была последняя банка – и жена осталась без презента. И тогда Виктор с помощью своего друга Максима Тонкова запустил собственное производство качественной тушёнки. О том, как заработать на производстве тушёного мяса, порталу Biz360.ru рассказал сооснователь бренда FresMeat59 Виктор Войнов.
Виктор Войнов, 39 лет, предприниматель из Перми, сооснователь проекта по производству тушёнки
FresMeat59. Окончил Пермский филиал московской академии права и управления по специальности «юриспруденция». Работал охранником, кровельщиком, промышленным альпинистом, строителем. Имеет собственную кровельную бригаду. В 2018 году вместе с другом Максимом Тонковым запустил производство тушёнки в стеклянных банках.
После армии пермяк Виктор Войнов пошёл работать на стройку. Освоил различные профессии - каменщика, штукатура, маляра. И даже успел побыть промышленным альпинистом. Спустя какое-то время сколотил бригаду кровельщиков и занялся строительством уже как владелец собственного бизнеса.
В 2014 году, находясь в командировке, Виктор Войнов попробовал консервированный говяжий язык в собственном соку. С этого и начался его новый проект по производству тушёнки.
«Консервы мне так понравились, что я пообещал жене привезти попробовать. Но на следующий день, придя в магазин, я узнал, что это была последняя банка. С тех пор я искал этот консервированный говяжий язык на просторах нашей родины в командировках, но так и не нашёл. И тогда я с товарищем Максимом Тонковым решил сделать такие консервы самостоятельно. Так как жену обманывать нехорошо!» - рассказывает Виктор Войнов.
Вместе с Максимом Тонковым он решил приготовить тушёнку из языка дома, в полной секретности от жены. Первую партию тушёнки будущие компаньоны варили в бытовом автоклаве. Использовали банки с завинчивающимися крышками, поэтому закатывать ничего не пришлось.
«Приходилось даже несколько раз «уезжать в командировки», чтобы на ниве производства консервов поработать спокойно. У супруги день рождения 30 сентября, и вот за две недели до этого я начал намекать, что заказчики мне не платят, денег на подарок пока нет. А в день рождения принёс ящик собственной тушёнки. Правда, мы не успели сделать этикетки. Но получилось круто, жена очень удивилась», - вспоминает Виктор.
После того, как готовый продукт оценила супруга Виктора, решили готовить тушёнку и для других – на продажу. Племянник Виктора Войнова придумал для этого проекта бренд FreshMeat59, соединив словосочетание «свежее мясо» на английском языке с автомобильным кодом Перми – 59. Но когда регистрировали страницу «ВКонтакте» для проекта, то допустили ошибку в слове fresh. Так появился бренд FresMeat59: ошибку решили не исправлять.
«С названием у нас небольшая путаница. Кто-то знает нас как FresMeat59, кто-то как ИП Войнов, у кого-то в телефоне я записан просто как Виктор-тушёнка», - говорит Виктор Войнов.
Летом 2018 года Виктор Войнов и Максим Тонков занялись производством тушёнки FresMeat59. Партнёрство - 50/50. У Войнова на тот момент уже было зарегистрировано ИП как на строителя - он просто расширил коды ОКВЭД. Друзья вложили в новый проект около 120-150 тысяч рублей. Это были инвестиции в оборудование, банки, этикетки, документацию и сырьё.
«У нас небольшое помещение в черте Перми, в котором мы сделали лёгкий ремонт. Изучили нормы СанПиН и закупили оборудование из нержавейки. Именно оно используется в пищевом производстве. А также купили необходимые моющие средства и холодильные камеры», - говорит Виктор.
Для производства тушёнки используют автоклавы для консервирования. Это большие скороварки, только рассчитанные на большее давление. Давление необходимо, чтобы поднимать температуру внутри автоклава до 120 градусов Цельсия и прогревать продукцию до этой же температуры. Такой температурный режим необходим для уничтожения бактерий, вызывающих ботулизм.
Автоклавы заказали в Йошкар-Оле. Местный производитель по запросу пермских предпринимателей немного изменил стандартные параметры автоклава. Дело в том, что для производства своей тушёнки они решил использовать нестандартные банки - квадратные и немного приплюснутые. По мнению Виктора и Максима, они выглядят более эстетично, чем традиционная тара для тушёнки.
В самом начале основатели проекта FresMeat59 экспериментировали с самым различным мясом: курица, свинина, говядина, язык говяжий, скумбрия и форель. За основу взяли рецепт ГОСТ и искали максимально лучшее сочетание всех ингредиентов - мяса, соли, перца и лука. Делали небольшие партии - для себя и друзей. В итоге решили отказаться от консервации рыбы.
«Не смогли найти подходящее сырьё, соответствующее выгодному соотношению «цена - качество». Форель получилась вкусная, но себестоимость выше, чем у языка. Хорошей была тушёнка из скумбрии, но в несколько раз дороже магазинного ассортимента», - объясняет Виктор Войнов.
Свою продукцию пермяки выпускают в стеклянных банках. Их закупают у дилера Камышинского завода в Челябинске. Так как возить банки из Челябинска в Пермь не очень удобно, сразу запустили приём у покупателей использованной тары – по 5 рублей за штуку. Также этот ход позволяет привлечь клиентов, которые придерживаются принципов охраны природы. В месяц получается собрать таким образом около сотни банок.
«Мы сразу решили, что будем выпускать консервы в стекле. Потому что хотелось, чтобы люди видели, что они покупают. Ну и кто бы что ни говорил, при использовании жестяных банок всё равно идёт взаимодействие металлов с продуктом. Особенно если банки – дешёвые: тогда продукт получает «привкус жести», - считает Виктор Войнов.
Для подготовки документации стартап заплатил около 15 тысяч рублей за исследование в лаборатории и оформление декларации соответствия за один вид продукции.
«Можно было сделать весь пакет документов, просто заплатив деньги. Но мы решили действовать честно и сделать лабораторные испытания, так как самим было интересно, какого качества продукт мы произвели. Для сертификации тушёнки выбрали лабораторию в Екатеринбурге: во-первых, из Перми туда недалеко ехать, а во-вторых, чтобы не говорили, будто мы в Перми договорились со «своими» о нужных документах», - говорит Виктор Войнов.
В ассортименте проекта сегодня четыре вида продукции: тушёнка из курицы, свинины, говядины и язык говяжий.
«Процесс производства выглядит следующим образом. Мясо зачищаем, параллельно моем банки, закладываем в них мясо, соль, перец, лук. Параллельно обеззараживаем крышки при помощи кипятка. Как только банки наполнены, мы закрываем их крышками и составляем в автоклав», - описывает Виктор.
До температуры в 120 градусов автоклав нагревается около 2 часов, после чего в нём «варятся» банки с мясом. Каждому сорту мяса требуется своё время для готовки, в среднем около 40 минут. Затем продукция остывает - на этот процесс уходит до шести часов. За один раз в автоклаве можно приготовить около 200 банок. Но в холодильных цехах проекта всегда есть запас для производства 400 банок тушёнки – на всякий экстренный случай.
Чтобы понять, на каких производителей можно ориентироваться, Максим Тонков и Виктор Войнов пробовали много тушёнки и консервов. «Чаще всего производители рассматривают свою продукцию как побочный продукт переработки мяса. У нас же - полноценное второе блюдо. Мы добивались результата, чтобы можно было в любых условиях открыть нашу банку и просто съесть всё, что в ней лежит. Нашу тушёнку можно хоть в микроволновке разогреть, хоть есть холодной. А язык говяжий, насколько я помню, всего два комбината в России выпускают. Но они используют язык с кожей, у нас же этот продукт очищенный», - замечает Виктор.
В каждой банке FresMeat59 - 200 грамм мяса или 150 грамм языка. Мясо закупается в Пермском крае на небольших фермерских хозяйствах, которые имеют все сертификаты соответствия качества. Для производства тушёнки используется только мякоть. Виктор Войнов, по его словам, лично проверяет партии - чтобы было минимум сухожилий и жира.
«Для тушёнки из курицы используем филе бедра, это редкая позиция и достаточно дорогая. Качественное мясо для нас – это настоящая боль. Меняли поставщиков несколько раз. Один раз привезут хорошее мясо, а в следующий раз - не то. И ругались с ними, бывало. Сейчас с поставщиками вроде сработались», - говорит Виктор Войнов.
Срок годности войновской тушёнки по документам три года, но на этикетках пермский производитель указывает один год. Это маркетинговый ход, объясняет Виктор. У покупателей срабатывает стереотип, что небольшой срок хранения характеризует натуральность продукта.
Стоимость тушенки FresMeat59 следующая: курица - 110 рублей, свинина – 150, говядина – 160, язык – 210. Цена складывается из себестоимости сырья и тары, плюс стоимость рабочего времени основателей проекта, которое они тратят на приготовление одной партии. Невысокую, на взгляд предпринимателей, цену удаётся держать в том числе за счёт того, что на производстве не используется наёмный труд. В большинстве случаев партнёры справляются сами. Производством тушёнки Виктор и Максим занимаются по вечерам в свободное от своей основной занятости время.
«Готовим, когда есть свободное время и потребность в нашей продукции. Можем подряд несколько дней готовить, а можем и пару дней не заниматься тушёнкой, если сильно заняты другими своими проектами. Одна партия готовится примерно 3 часа, без остывания. У нас всегда на складе около 300-400 банок, которые мы держим про запас. Когда получаем заказ больше, чем на 100 банок, готовим новую партию для склада», - замечает Виктор.
В месяц Виктору Войнову и Максиму Тонкову удаётся продавать до 3500 банок с тушёнкой. Чистая прибыль составляет около 150 тысяч рублей. Однако пока всё заработанное партнёры вкладывают в развитие.
«Проект себя уже окупил. Вложенные деньги мы за год вернули, сейчас хотим наращивать прибыль. Основные наши расходы - закупка банок, мяса, этикеток», - подсчитывает Виктор Войнов.
Чаще всего тушёнку FresMeat59 покупают мужчины в возрасте 39-45 лет, живущие в Москве. Они совершают заказы в интернет-магазине проекта. Тушёнка отправляется им с помощью транспортной компании «СДЭК», доставка оплачивается заказчиком. Для пермяков доставка бесплатная, даже если они покупают одну банку.
Для продаж проект использует и соцсети. Кроме того весной этого года продукция от Войнова и Тонкова появилась в нескольких фермерских магазинах Перми. Туда она отдаётся на реализацию.
«Магазинам мы предоставляем отсрочку и скидку. И на данный момент от этого канала продаж смешная прибыль. Продажи составляют менее 10% от общего объёма. Но пока мы рассматриваем магазины как рекламные площадки: чтобы больше людей узнали и смогли попробовать нашу продукцию», - объясняет Виктор Войнов.
Основные каналы продвижения на сегодня - сарафанное радио и сотрудничество с местными блогерами на «Яндекс.Дзен». «Я договаривался о сотрудничестве с блогерами из «Яндекс.Дзена»: посылал им тушёнку для пробы, а они делали обзоры нашей продукции. За сотрудничество ничего им не платил. Некоторые блогеры даже оплачивали нашу продукцию, потому что принципиальные. Сотрудничество с блогерами увеличило посещаемость нашей страницы «ВКонтакте» и интернет-магазина. Нас до сих пор находят по этим отзывам», - рассказывает Виктор.
За год существования проекта негативных отзывов не было. Однажды в банке говядины клиенту попался кусочек жилы, о чем он сообщил изготовителям. Компания выслала ему замену.
Для продвижения периодически используются и нетривиальные ходы: так, в 2018 году в честь победы английского «Ливерпуля» над испанской «Барселоной» в полуфинале Лиги чемпионов была выпущена лимитированная партия тушёнки, один ящик которой был даже отправлен тренеру-победителю Юргену Клоппу!
По словам Виктора Войнова, грандиозных планов по развитию проекта с тушёнкой он пока не строит. Он считает его «неспешным, развивающимся медленно и неотвратимо». При этом Войнов не планирует бросать свой строительный бизнес, которому сейчас уделяет большую часть своего времени.
«Основная сложность: время и деньги. Было бы больше денег и времени, можно было бы укрупнить закупки мяса и банок с этикетками. Тогда бы снизились наши затраты на производство, выросла бы прибыль. Но бездумно работать на склад тоже неохота. Мы понимаем, что про нас пока мало кто знает. Но опять же для более активного продвижения нужны либо деньги, либо время. А скорее всего – и то, и другое», - констатирует Виктор.
«Мы будем и дальше производить качественный продукт, потому что нам важна реакция и мнение наших покупателей. Каждый отзыв - как бальзам на душу. Бывает, бабушке какой-нибудь баночку языка привезёшь, она и обнимет, и чаем напоит, перекрестит и «спасибо» скажет. Разве после такого будешь с круглыми глазами барыши считать?» - замечает философски Виктор Войнов.
Читайте также:
На вольных хлебах: как заработать на натуральной выпечке.
Колбаса как искусство: как заработать на мясных деликатесах.
Ресторан из банки: как заработать на консервированном плове и долме.