Сибирячка Маргарита Горезина выучилась на программиста и дизайнера, но не пошла работать по специальности, а начала печь торты на заказ. А потом и вовсе открыла в Томске первую кулинарную студию - и обучает людей готовке. На её занятия приходят разные люди - от школьников, которые хотят приготовить свои первые блюда, до корпоративных команд, бросивших друг другу вызов в кулинарном баттле. О том, как сделать бизнес на обучении кулинарии, порталу Biz360.ru рассказала основатель студии «Хорошая кухня» Маргарита Горезина.
Маргарита Горезина, 26 лет, предприниматель из Томска, основатель кулинарной студии
«Хорошая кухня». Окончила Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (факультет систем управления). Также училась дизайну в институте дополнительного образования при том же вузе. Студию «Хорошая кухня» запустила в 2014 году. Вложения в проект за три года составили 4 млн. рублей.
У меня два высших образования, но я ни дня не работала в найме по полученным специальностям. Однако нельзя сказать, что они мне не пригодились – мои образования дали мне хорошую базу для предпринимательства. Да, я не стала программистом, но полученные знания помогли систематизировать свою работу в будущем. А графический дизайн я безумно люблю. Всё, что нужно в этой области «Хорошей кухне», я делаю сама. Плюс периодически беру заказы со стороны, просто для души.
Всё началось с того, что я начала печь торты на заказ. К этой идее я пришла сама - тогда домашние кондитерские начали становиться популярными в Томске. Мне в руки попал рецепт чизкейка, и я попробовала его приготовить. Процесс вызвал у меня бурный восторг, и я придумала бренд «Окейки», начав потихоньку по знакомым продавать свои изделия. Я пекла только чизкейки, но они получались у меня очень хорошо.
Для продвижения запустила группу «Вконтакте». Первые полгода готовила дома, но потом поняла, что хочу заниматься выпечкой официально и оформиться как ИП. Я человек, который довольно быстро принимает решения. Вскоре я нашла помещение и оборудовала его под свой маленький кондитерский цех. На тот момент я всё в нем делала сама: принимала заказы, пекла и т.д.
Должна признать, что поначалу я не делала некоторых вещей, которые следовало бы: не мониторила рынок, не изучала чужой опыт, ни с кем не советовалась. Возможно, если бы я это делала, история с выпечкой бы развивалась активнее и выросла во что-то серьёзное. Но в какой-то момент это перестало быть мне интересно – хотя заказы были. В итоге именно тот цех стал первой площадкой для кулинарной студии.
Так получилось, что вскоре после того, как было найдено помещение под цех, я встретила коллегу в сфере кулинарии. Именно она помогла мне с организацией первых кулинарных мастер-классов. На тот момент это направление начало свое становление в Томске, и я тоже решила попробовать. Так и появилась «Хорошая кухня».
Вместе с коллегой мы проработали буквально полгода, а дальше я уже пошла сама. Полностью переключилась на мастер-классы в 2015 году. Я не стала кондитером высокого уровня, потому что стало ясно, что организация бизнес-процессов меня увлекает гораздо сильнее.
Мне очень близка сфера гостеприимства: сам процесс приёма гостей, угощения их чем-то вкусным. Концепция «Хорошей кухни» и строится на этом: на возможности прийти в хорошее месте и хорошо провести время. Направление мастер-классов хорошо встроилось в эту концепцию.
До нас мастер-классы по готовке проводились в квартирах либо в местном профильном колледже. Это происходило не на постоянной основе, а по наличию заказов. Мы же с самого начала стремились работать ежедневно. Правда, первые полгода не могли себе этого позволить. Однако потом стали постепенно раскручиваться и пришли к тому, что к нам можно прийти и купить подарочный сертификат или саму услугу каждый день.
Первые мастер-классы вела моя коллега, с которой мы начинали работать в этой области. Потом постепенно я наняла несколько ведущих, которые работают в «Хорошей кухне» по сей день. Они ведут уроки у групп самой разной величины - бывает и по 40 человек. Сейчас у них также появились помощники для мастер-классов более крупных компаний.
Самое первое наше помещение было маленьким, 50 квадратных метров. Ту площадку я оборудовала небольшим количеством мебели из «Икеи» и самой обычной бытовой техникой. Потом что-то докупала с заработанных денег. Затем я сняла помещение уже на 160 «квадратов» – однако постфактум оказалось, что иногда в нём отключают отопление (о чём мы узнали только зимой). Поэтому я быстро начала искать новое помещение и нашла его в центре города. Оно было уже 270 квадратных метров, и в нём мы работаем до сих пор.
Конечно, вновь пришлось вкладываться. Просто потому, что хотелось сделать нечто лучшее, чем всё, что было раньше. В предыдущих помещениях было много разных недоделок, к которым гости относились с пониманием. Но выход на новый уровень с такими вещами был невозможен. В новом помещении нам всё удалось сделать так, как надо.
В целом в проект пришлось вложить порядка 4 млн. рублей. Это собственные средства и кредит.
Мы предлагаем групповые регулярные занятия и индивидуальные мастер-классы. Сетка расписания групповых мастер-классов формируется на месяц вперёд. По второму направлению заказ делается предварительно (чаще всего это дни рождения и корпоративные мероприятия, тимбилдинг). Частные мастер-классы популярны у нас круглый год, а на уроки из планового расписания спрос больше в холодное время года, с сентября по май.
В ежедневные мастер-классы мы включили самые непростые и интересные блюда. А на индивидуальных уроках готовим то, что стало, по нашим наблюдениям, самым популярным - пасту, пиццу, стейки, хачапури. Но и для любителей чего-то необычного есть свои предложения.
Занятие длится в среднем 3 часа. Для каждого участника заранее подготавливается рабочее место: предоставляется разделочная доска, набор ножей и другой кухонный инвентарь, фартук, поварской колпак. Кстати, фартук и колпак некоторые участники стесняются надевать, и очень зря – с ними вид гораздо веселее! Дальше под руководством ведущего начинается готовка. А после завершения все переходят в обеденную зону и съедают то, что приготовили.
Отмечу, что я считаю необходимым каждый раз красиво сервировать эту зону. Текстиль, бокалы, набор приборов и тарелок у нас для каждого случая свой.
Индивидуальный мастер-класс по стоимости в среднем выходит примерно 1200 рублей на человека. Занятие из расписания – в среднем 1450 рублей (но они бывают и за 400, и за 1750, и за 2900 рублей). Чем больше человек в группе, тем дешевле занятие для каждого. Чаще всего к нам приходят компании из 12-15 человек, комфортный максимум – 25 участников. Однако к нам приходило и по 40 человек, мы справлялись.
В плановых мастер-классах у нас участвует в среднем по 10 человек, их проходит около 30 в месяц. Частные занятия проходят примерно 7 раз в неделю, в них участвует 12-15 человек. Есть желание дальше расти не количественно, а качественно. Предоставлять новые виды услуг, улучшать качество тех, что уже есть и т.д.
Два наших основных направления уже разрослись. Помимо разовых мастер-классов на регулярной основе, мы начали предлагать курсы занятий (например, курс «Для начинающих», курсы итальянской кухни, «Основы работы с мясом» и «Курс юных поварят» для детей). По частным мастер-классам чётко выделилось направление тимбилдинга: проводим занятия для поднятия корпоративного духа в формате кулинарного баттла. И даже свадьбы у нас уже тоже справляли – также с элементами мастер-классов по готовке.
Наша целевая аудитория – это люди, которые любят отдыхать и одновременно заниматься саморазвитием (сейчас это тренд). То есть время, которое они проводят у нас, может быть потрачено на другие виды досуга. Например, на день рождения компания может пойти в кафе, а может к нам. Только наш досуг относится к разряду интеллектуального: наша цель в том, чтобы научить людей готовить так, чтобы они пришли домой и смогли повторить всё сами.
Самый эффективный способ рекламы для нас – сарафанное радио. На старте я ведь сама принимала звонки, встречала гостей, даже проводила некоторые мастер-классы и т.д. – и всегда спрашивала, как кто узнал про «Хорошую кухню». Мы тогда развивали группу «Вконтакте». Тогда эта соцсеть хорошо помогала нам в продажах. Сейчас меньше, в основном стал работать Instagram. Ещё запускали аудио-рекламу в торговых центрах.
Классическую рекламу использовать не планирую. Тут ведь играет роль даже просто наша специфика. Сложно дать объявление в наружной рекламе про кулинарную студию, пока люди ещё недостаточно осведомлены про такой вид услуг (хотя уже больше, чем раньше, такие студии появились в Кемерово, в Новосибирске). Когда мы начинали, к нам часто заходили люди и спрашивали – а нельзя ли у вас тут покушать?
Думаю, кстати, что в будущем, скорее всего, будет можно. Вероятно, на базе «Хорошей кухни» мы откроем дочернее предприятие - кафе. Это было бы логичным развитием нашего бизнеса.
Метод пряника: как заработать на гастро-студии и старинном рецепте.
Как создать авторский кондитерский бренд без затрат на рекламу.
Как превратить увлечение кулинарией в прибыльный бизнес.