Почти все родители хотят, чтобы их ребёнок развивался гармонично и был успешен во взрослой жизни – в частности, чтобы нашёл своё призвание плюс интересную и в идеале хорошо оплачиваемую работу. Но что для этого нужно делать, какие навыки «прокачивать» и как при этом учитывать интересы самого ребёнка – мало кто знает. О том, как составить для ребёнка индивидуальную траекторию развития, и что это ему даст, продакт-менеджер компании Leoni Лия Костикова рассказала порталу Biz360.ru.
Лия Костикова – продакт-менеджер компании Leoni. Опыт в сфере EdTech – более восьми лет. Работала продакт-менеджером и продюсером в проектах «Профилум», Skypro, Skillfactory и ряде других. К команде Leoni, которая предлагает цифровые инструменты для развития «мягких навыков» у детей, присоединилась в 2024 году.
По статистике, порядка 40% россиян работают не по полученной специальности – то есть они учились не той профессии. А среди тех, кто трудится «согласно диплому», многие занимаются нелюбимым делом. Получается, минимум треть своей жизни многие взрослые люди уделяют тому, что не особо их интересует и не приносит им удовольствия. Одна из причин такой ситуации – ошибка с выбором профессии.
В последние годы рынок труда быстро меняется, и родители хотят обеспечить своему ребёнку с помощью образования успешное будущее. При обсуждении будущей профессии обычно ориентируются на текущие тренды рынка. Например, «сейчас у айтишников высокие зарплаты, поэтому надо идти в IT». Но если насильно засунуть ребёнка «обучаться на айтишника», а у него к этому нет никакого интереса, и базовые навыки на низком уровне, то он просто бросит учёбу и пойдёт каким-то другим путём.
Наша платформа Leoni помогает родителям понять, что на самом деле важно их детям, а подрастающему поколению – определиться с выбором будущей профессии более осознанно.
Основатель проекта Анастасия Леонидова хотела, чтобы с помощью нашего сервиса родители могли оценить уровень развития «мягких навыков», сопоставить таланты ребёнка с ситуацией на рынке труда, а затем выбрать наиболее перспективное направление именно для этого человека. Мы показываем, где конкретно в экономике могут быть реализованы те или иные навыки конкретного ребёнка.
Кроме того, мы предлагаем план действий по улучшению тех или иных навыков. Разрабатываем индивидуальную траекторию развития, которая позволяет ребёнку комфортно развивать нужные компетенции с помощью книг, кружков, секций и других инструментов. Что важно – мы же отслеживаем результаты.
Проект Leoni появился в 2018 году. Первая версия платформы могла рекомендовать родителям только кружки и секции, необходимые для развития ребёнка. Потом случился ковид, занятия в офлайне прекратились. Тогда же мы провели custdev и получили ответ, что большинство родителей выбирают секции и кружки по принципу «ближе к дому». И у них нет потребности в рекомендациях занятий в других локациях.
Тогда нам и пришла идея выстраивать образовательную траекторию для каждого ребёнка. Несколько раз мы проводили custdev-исследования. У нас было три группы интервьюеров по 30 человек, с каждым из которых мы созванивались и проводили 40-минутные интервью.
Первое, что мы сделали после проведения кастдевов – разработали матрицу навыков. Мы поняли, что нужно придумать цифровой инструмент, который бы мог качественно измерять уровень развития разных компетенций у человека. Работа над этим инструментом у нас заняла несколько лет.
Продукт создавали две команды: методисты-педагоги и разработчики. Методисты проводят исследования, глубоко погружаются в тему, собирают большое количество данных. Затем разработчики на основе этой информации обучают искусственный интеллект.
Платформа Leoni состоит из двух больших блоков, первый из которых – диагностика. Она позволяет понять предпочтения ребёнка и уровень развития его навыков. Для каждой из четырёх возрастных категорий – от малыша до подростка – своя система диагностики и методика её проведения. Программа показывает уровень владения навыком (низкий, средний, высокий). Родители получают индивидуальные рекомендации: что нужно делать, чтобы развивать эту компетенцию. Это выглядит как маршрутный лист, где есть старт и финиш.
Второй блок – сама программа развития. Для тренировки каждого навыка наш сервис рекомендует книги, фильмы, курсы, секции. У ребёнка и родителей появляется чёткое понимание, что и с какой целью нужно сделать прямо сегодня. Когда ребёнок идёт по этому пути, то видит, сколько он уже прошёл и сколько ему осталось. Это мотивирует.
Мы понимаем, что обучение для большинства детей – в принципе не самая приятная вещь. Надо много раз выполнять одно и то же, постоянно выходить из зоны комфорта. И важно, чтобы ребёнок понимал, какие задания и для чего он выполняет каждый раз. Геймификация на платформе сильно влияет на позитивное отношение к обучению.
В конце программы нужно пройти ещё одну диагностику, чтобы увидеть, насколько улучшились навыки ребёнка. А затем при желании можно выбрать другие навыки и развивать их с помощью нашей платформы по тому же принципу.
Ещё одна наша услуга – помощь детского психолога-тьютора. Когда мы видим, что ребёнку сложно работать с персональной траекторией, и ему нужен помогающий взрослый – предлагаем проверенного специалиста. Раз в неделю он созванивается с ребёнком и спрашивает, как у него дела, какие занятия посетил, что получилось и не получилось, что хотелось бы поменять.
Наши продукты подходят для детей и подростков в возрасте от 5 до 18 лет. Соответственно, две наши основные аудитории: родители дошкольников и родители подростков 13-17 лет. Мамы и папы детей в возрасте 5-7 лет тревожатся, насколько ребёнок готов к школе и сможет ли он к ней адаптироваться. А родители подростков волнуются насчёт экзаменов и дальнейшего выбора вуза.
Решение о покупке принимают родители. И если они в итоге выбрали наш продукт – значит, у них уже есть понимание его ценности. Далеко не все взрослые понимают, что знание состоит из навыков и что уровень их развития можно измерить и улучшить. Но понимающих родителей становится всё больше. У рынка формируется запрос на индивидуальную траекторию обучения. И для нас это одна из целевых аудиторий: родитель, который понял, что его ребёнок будет учиться не так, как все.
Ещё один важный сегмент наших клиентов – крупные компании. Мы создаём на основе их контента персонализированные программы развития для детей. Среди наших первых корпоративных клиентов – компания МТС с проектом МТС Junior.
Также важная для нас аудитория – edtech-проекты, в первую очередь онлайн-школы. У них есть контент, а мы выстраиваем его в логичную персональную траекторию для любого их ученика.
Мы видим, что история про персональный подход суперактуальна и для качественных частных школ. А у нас есть удобный классный инструмент, который позволит быстро составить индивидуальную программу развития для каждого ученика.
У психологов и профориентаторов есть спрос на хороший личный кабинет, где можно вести учеников или клиентов. Мы уже разработали кабинет эксперта, который позволит этим специалистам удобно взаимодействовать с клиентами и работать. Для нас это тоже интересный рынок.
Поиск клиентов для нас – это вечный цикл проб, гипотез, исследований. На старте мы запустили лендинг, сделали несколько посевов в Telegram-каналах – первые клиенты пошли оттуда. Telegram и сейчас является одним из самых эффективных каналов для нас. Мы заходим в тематические группы, где обсуждаются родительские проблемы с учёбой детей. Там мы размещаем рекламу или делаем посты.
Недавно начали активно работать над контентом. Именно он формирует доверие аудитории к продукту и подчёркивает ценность нашего сервиса. Сейчас мы пишем множество статей про то, как развивается ребёнок, через какие стадии он проходит, что такое мягкие навыки, зачем они нужны. Если просто влить много бюджета в трафик, мы не получим результата. Его можно добиться, если будем искать сообщества родителей, заинтересованных в развитии ребёнка, и просвещать их.
У нас есть блог на сайте, который мы продвигаем с помощью SEO. Ведём блоги на vc.ru и в «Дзене», причём отдельно по B2B и B2C сегментам. Готовится первая статья на Habr, планируем активно осваивать эту площадку.
Продвигаемся и в В2В-сегменте: именно он приносит нам основной доход. Начали активно участвовать в различных конференциях. Чтобы предлагать услуги крупным компаниям, нужен личный контакт с потенциальным клиентом. А получить его можно только на выставках, конференциях и других подобных мероприятиях.
Самый сложный момент в нашем проекте – донести ценность нашего продукта до аудитории. Иногда мы мечтаем, чтобы все родители были просвещёнными с точки зрения образования и сразу понимали, зачем нужна персональная траектория развития. Сейчас будем обновлять лендинг, делать его ещё более простым и понятным для родителей. Так мы сможем лучше донести до них ценность нашего предложения.
Наша команда разбросана по всей России, поэтому для нас очень важна чёткая координация действий. Раз в три месяца мы проводим большое онлайн-совещание, на котором планируем работу в следующем квартале: назначаем цели, которых хотим достичь к концу квартала, и декомпозируем их на небольшие задачи.
Каждый сотрудник по понедельникам формирует себе недельный спринт. По пятницам показываем друг другу результаты и обсуждаем их: что получилось, что пока нет, какими темпами мы движемся.
Для нас важны общие звонки, чтобы методический отдел и IT работали в одной связке. Без синхронизаций это будет как лебедь, рак и щука – продукт вряд ли появится.
У нас высокая степень автоматизации всех процессов. Мы долго к этому шли, пробовали много разных систем. Сейчас работаем с «Яндекс Облаком» и «Яндекс Трекером», в котором ведём задачи. Я как продакт-менеджер контролирую четыре доски задач: маркетинга, методического отдела, IT-отдела и свою личную. Моя роль – чтобы все работали в одном направлении.
Мы три раза меняли CRM-систему, сейчас пользуемся amoCRM. Раньше старались найти одно приложение, которое бы решало все наши вопросы. Но потом команда поняла, что это нереалистичный запрос к рынку: такого приложения просто не существует. Например, у нас была программа, в которой было очень удобно вести клиентов, но она жутко глючила на звонках. Сейчас мы пришли к решению, что у нас будет трекер для задач от одной компании, а звонки – от другой компании. Будем скакать из сервиса в сервис, но ничего страшного в этом нет.
На международном рынке подобные предложения уже есть – например, в США и Сингапуре. Они очень похожи на наше: выявляют интересы ребёнка и выстраивают индивидуальную траекторию развития нужных навыков.
На российском рынке представлены компании, которые серьёзно работают в сфере профориентации. Они проводят качественную диагностику и дают грамотные рекомендации по развитию навыков. Но у них нет чёткой пошаговой программы, выполнение которой родители могут отслеживать.
Мы единственные на российском рынке, кто начал использовать искусственный интеллект для формирования траекторий развития детей и подростков.
Обычно специалист проводит диагностику, а затем подбирает книги, курсы и другие материалы вручную. Это очень медленно и ненадёжно. У нас эту задачу берёт на себя искусственный интеллект. Я считаю использование ИИ одним из наших ключевых преимуществ: в наше быстрое время нельзя «тормозить».
Нельзя сказать, что в России кто-то предлагает целиком то же самое. Мы можем занять этот рынок, а с другой стороны, мы сами должны его формировать и развивать. Но я верю, что у нас всё получится. С нами работает большая команда энтузиастов, каждый вносит своё вклад в общее дело по максимуму. Иначе небольшой стартап в edtech-сфере просто не продвинешь.
Платформа Leoni работает в полном объёме около года. За это время ей воспользовалось около 10 000 человек. Рассчитываем, что за следующий год прибавится ещё примерно столько же подписчиков. Каждый месяц около 1200 человек получают наши рекомендации по развитию своих детей.
Цена пакета с максимальным набором услуг на нашей платформе – 11 000 рублей. В него входят первичная и повторная диагностика, составление и отслеживание траектории развития, консультации со специалистом. Прохождение программы может занимать от трёх месяцев до года, в зависимости от того, на каком уровне находятся выбранные для усиления навыки.
Наш проект существует на средства инвесторов. Пока он требует вложений, но нам уже очень хочется стать прибыльными и начать возвращать инвестиции. Для этого нужно развивать и В2С, и В2В-сегмент, набирать новых сотрудников.
Сейчас для нас очень важно грамотно распределить ресурсы, чтобы нас не разорвало. Большой штат – это большие расходы, но без дополнительных сотрудников мы не сможем показать хороший результат.
Параллельно с развитием проекта в России мы выходим на международный рынок. Недавно представили пилотную версию сервиса в Катаре. К нам неожиданно обратились из министерства образования этой арабской страны – они хотят внедрять Leoni в школах. Им рассказал о нас кто-то из российских релокантов на деловой встрече.
Мы уже перевели нашу платформу на английский и арабский, обе версии с полноценным функционалом. Английская версия понадобилась, чтобы показать её потенциальным катарским партнёрам – это было их условие. С арабским языком было намного сложнее. Там при письме используются полуслова-полуиероглифы, и вёрстка по этой причине всё время куда-то едет. Пришлось серьёзно повозиться.
Но я вижу большие перспективы английской и арабской версий – надеюсь, одним Катаром дело не ограничится. Насколько я знаю, Ближний Восток в целом активно интересуется информационными технологиями. Может, в этом и была причина интереса к нам – мы предлагаем удобные платформенные решения.
Что дальше
Сейчас мы обучаем искусственный интеллект тегировать контент, чтобы автоматически подгружать его в траекторию развитию ребёнка. Несмотря на все сложности работы с ИИ, мы искренне верим в его перспективы. Надеюсь, благодаря ИИ уже в ближайшем будущем у каждого ребёнка появится своя образовательная траектория. Контента для этого более чем достаточно, и задача ИИ – выбрать из этого моря информации то, что подходит каждому конкретному человеку.
Взрослыми мы не занимаемся, для нас это пока точка роста. У людей старше 20 лет нужно диагностировать не только «мягкие навыки», но и профессиональные компетенции, а это уже очень большие комплексные диагностики. Мы видим в этом перспективы, но пока концентрируемся на детях.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».