Собственное увлечение творчеством можно превратить в успешный бизнес. Но для этого придётся погрузиться в области, далёкие от искусства – экономику, маркетинг, планирование. В этом на собственном примере убедилась Анастасия Андреева, основательница проекта ARTLIFE. Она начала с обучающих курсов по рисованию, которые сейчас превратились в солидный международный проект. О том, как вести бизнес с творческим подходом, Анастасия Андреева рассказала порталу Biz360.ru.
Анастасия Андреева, 26 лет, основатель академии онлайн-рисования
ARTLIFE. Окончила художественную школу, высшее образование получила в Сочинском институте моды, бизнеса и права. После переезда в Москву в 2016 году открыла студию, в которой проводились мастер-классы по рисованию. Позже у проекта появился формат онлайн-обучения, а студия была переименована в академию. С 2018 года проект является организатором международного фестиваля современного искусства ARTLIFE FEST в Москве.
Анастасия Андреева сразу после окончания вуза переехала из Сочи в Москву. Она собиралась заниматься дизайном костюма, так как ещё в детстве решила связать свою жизнь с искусством. Но после переезда в столицу Анастасия, по её словам, «потеряла себя».
Несколько месяцев она ничего не делала, а затем начала ходить на мастер-классы и курсы по техникам рисования. «Хотя я неоднократно проходила их во время учёбы, но курсы стали мне снова интересны. Через какое-то время я подумала, а не арендовать ли небольшую студию, где я могла бы встречаться со своими друзьями и знакомыми, чтобы вместе рисовать?» - вспоминает Анастасия первый шаг к собственному проекту ARTLIFE.
В начале 2016 года она взяла в аренду студию на территории «Трёхгорной мануфактуры». Чтобы получить помещение в этом месте, необходимо было сделать презентацию для арендодателя и рассказать, как оно будет использоваться. «Мы немного слукавили: сказали, что занятия по рисованию будут проходить для всех желающих», - вспоминает Анастасия.
Свои вложения в будущий бизнес она оценивает на тот момент в 120 тысяч рублей. Именно столько стоил месяц аренды помещения. В нём сначала устраивались мероприятия для ближайшего круга знакомых. Приглашённые художники проводили мастер-классы, а их участники оплачивали гонорар приглашённого эксперта и материалы.
Фотографии с таких дружеских вечеров Анастасия выкладывала в Instagram. Весной она поняла, что её подписчикам такие мероприятия тоже интересны. В апреле 2016 года она организовала первый мастер-класс для всех желающих, что позже переросло в бизнес.
«Я ничего не знала про бизнес, кроме слова «бизнес». Была далека и от современных технологий, необходимых для продвижения сайта и соцсетей. Именно поэтому было сделано огромное количество ошибок, много упущенных возможностей, неправильно вложенных финансов», - забегая вперёд, рассказывает Анастасия.
Для первого мастер-класса по акварели в студии ARTLIFE пригласили преподавателя, у которой была собственная большая аудитория. Она рассказала в своих соцсетях про предстоящее событие и пригласила на него всех желающих. Информация об этом мероприятии появилась и в соцсетях проекта.
«Но, по сути, мы задействовали в полной мере аудиторию преподавателя. Тогда я ещё абсолютно не понимала, что нужно делать с точки зрения маркетинга. Всё было довольно хаотично», - признаётся Анастасия Андреева.
Практически сразу после запуска мастер-классов проекту ARTLIFE потребовался собственный сайт. Для его создания пригласили фрилансеров. Работа с ними шла долго из-за необходимости постоянно вносить изменения в сайт.
«Всё дело в том, что никто не мог нормально составить ТЗ и принять работу. Моя главная ошибка на тот момент – я не хотела погружаться в эти процессы, потому что они были сложными и неинтересными для меня. Сейчас таких ошибок уже не совершаю. Я изначально хотела заниматься только творчеством, но когда ты подходишь к нему с точки зрения бизнеса, то без таких постулатов, как маркетинг, документооборот, бухгалтерия не обойтись. Я всё это хотела на кого-то переложить, но специалистов с нужными компетенциями не было», - анализирует Анастасия.
Спрос на мероприятия был таким высоким, что позволил набрать группы желающих на полгода вперёд. Если сначала мастер-классы проводились только по выходным, то теперь были задействованы и вечера будних дней. По вечерам проходили занятия курсов, длящихся по нескольку недель или месяцев. Длительный курс стоил 15 тысяч рублей в месяц, а мастер-класс – 14 тысяч рублей за два дня.
Изначально было принято за правило, что в студии ARTLIFE – дружественная обстановка. С приглашёнными педагогами основательница проекта отдельно оговаривала, чтобы они терпимо относились к людям, у которых что-то получается не сразу. Это правило и сегодня является одной из ценностей проекта.
Через год после запуска студии ARTLIFE её основательница стала развивать формат онлайн-обучения. «Я человек из региона и знаю, как важно получить доступ к тому, что есть у людей из больших городов. Мы решили сделать свои курсы доступными для всех, поэтому стали развивать онлайн-формат», - замечает Анастасия.
Для запуска нового формата сначала использовали платформу GetCourse. На ней можно было выгружать свои курсы, а пользователи получали доступ к ним в личном кабинете после оплаты. Сотрудничество с внешним ресурсом выявило ряд проблем. Техподдержка, по словам Анастасии Андреевой, неоперативно реагировала на запросы клиентов. Поэтому если происходили сбои, то приходилось долго ждать ответа на запросы.
«Пик просмотров наших курсов приходился на праздники и выходные дни. А в это время, если у пользователя возникали проблемы, никого из техподдержки днём с огнём не сыщешь. От этого страдал сервис и продажи, поэтому мы приняли решение вложиться в создание собственной платформы», - говорит Анастасия.
С решением этой технической задачи тоже возникали сложности. Но собственная платформа для просмотра курсов на сайте ARTLIFE была запущена примерно через полгода. Изначально планировалось потратить за это техническое решение один бюджет, но в процессе его создания стоимость постоянно увеличилась. В итоге платформа для онлайн-курсов обошлась проекту примерно в полмиллиона рублей, взятых из оборота.
Параллельно с разработкой своего решения онлайн-курсы продолжали предоставлять на стороннем ресурсе. Это было необходимо для того, чтобы не потерять привлечённых клиентов и продолжать зарабатывать на этом направлении деятельности.
Сначала Анастасия Андреева приглашала к сотрудничеству только российских художников и педагогов. Когда появилось онлайн-направление, она попробовала наладить диалог с иностранными художниками. Многие из них до этого неохотно соглашались приехать в Москву, чтобы провести мастер-класс. Анастасия считает это закономерным – тогда проект ARTLIFE и его основательница были мало кому известны. Другая причина – в ограниченном бюджете.
«Мы, например, не соглашались ни на какие перелёты бизнес-классом. Нам приходилось уговаривать всех, отправлять по несколько писем. Но потом на нас вышел испанский художник Висенте Ромеро Редонто (на фото внизу). Он был проездом в Москве и накануне приезда написал нам, что хотел бы провести у нас мастер-класс. Висенте на тот момент давал три мастер-класса в год на разных континентах. И нам повезло, что он выбрал нас. После него открылся «портал» из иностранных художников», - замечает Анастасия.
С мастерами не из России проект ARTLIFE сотрудничал следующим образом. Они приезжали в Москву, как правило, на пять дней. Два дня из них они проводили мастер-класс в офлайне, а в остальные дни записывали онлайн-курсы.
«Нам экономически невыгодно привозить художников только на офлайн-мероприятия. Мы начали выстраивать работу с ними тогда, когда уже знали, что у нас есть аудитория, которая купит наши онлайн-курсы. Сотрудничество с нами привлекает иностранных художников новой площадкой в виде России», - объясняет Анастасия.
Проект ARTLIFE сейчас отказался от проведения мастер-классов в офлайне. Этот формат проходит только в рамках фестиваля. На сайте проекта доступны демо-классы – это снятые на видео мастер-классы художников.
Онлайн-курс идёт в записи. Доступ к нему открывается целиком или поступательно - от одного урока к другому. Некоторые видео хранятся в личном кабинете пользователя постоянно, некоторые через месяц после прохождения обучения удаляются.
Во время учебного модуля студент может смотреть курс в любое удобное время. Он должен выполнять домашние задания в отведённый срок. Работы проверяет преподаватель, с ним у ученика поддерживается обратная связь.
Курсы и демо-классы по техникам рисования привлекают, как правило, творческих людей. Эта аудитория, по наблюдению Анастасии Андреевой, в основном женская. Ядро проекта - женщины от 28 лет. Как правило, они занимаются творчеством, чтобы расслабиться, отдохнуть от детей или самореализоваться.
Покупателями онлайн-курсов, которых сначала привлекали с помощью рекламы в соцсетях и контекстной рекламы, становились не только россиянки, но и российские эмигрантки.
«Русские, живущие за границей, это хорошая аудитория. Они иногда скучают по языку, иногда у них ещё нет друзей на новой родине. А современные технологии позволяют им приятно проводить время за творчеством, развиваться и быть в хорошем настроении», - считает Анастасия.
Сейчас аудитория курсов расширяется за счёт иностранцев. Они смотрят видео, хотя те пока не переведены на английский язык. Чтобы повторять за мастером, демонстрирующим технику рисунка, знания языка не требуется. Но в планах проекта выполнить перевод своих курсов на английский.
В начале 2018 года Анастасия Андреева обсуждала вместе с Крестиной Ланцовой, на тот момент администратором студии, что неплохо было бы провести мероприятие, участники которого смогут не только поучаствовать в мастер-классах по рисованию, но и увидят выставку, послушают лекции об искусстве. Крестине эта идея понравилась, и она предложила реализовать её. Так возникла идея провести ARTLIFE FEST 2018.
«Как и с бизнесом, мы не знали, с чего начинать. Мы никогда не организовывали какие-либо ивенты или фестивали», - замечает Анастасия. Она составила список художников, которых хотела бы пригласить на фестиваль – как для проведения мастер-классов, так и для участия их картин в выставке. «Довольно амбициозный список», - добавляет основательница ARTLIFE. Когда первые письма с приглашениями были разосланы, пришло время первых разочарований в виде отказов.
«После этого мы попросили художников, которые сотрудничали с нами для онлайн-формата, оставить отзывы о нас. И это сработало. На фестиваль ARTLIFE FEST приехали 28 художников из Европы, Израиля, Америки», - рассказывает Анастасия.
Фестиваль проходил в Москве на территории «Трёхгорной мануфактуры» в октябре прошлого года. Подготовка к нему велась с января. К работе привлекались event-агентства, но найти нужных специалистов удалось не с первой попытки. Многих из них пугали масштабы мероприятия. В итоге костяк команды организаторов сформировался из шести человек, что очень мало для фестиваля такого масштаба.
На ARTLIFE FEST в 2018 году работала выставка современных художников, проводились мастер-классы, лекторий и активности для детей. Вложения в проект составили несколько десятков миллионов рублей. Посетители фестиваля платили за вход и выбранные активности.
В этом году ARTLIFE FEST пройдёт во второй раз и при поддержке правительства Москвы. «Нам выделили грант, который будет способствовать развитию фестиваля. В этом году у нас будет бесплатный вход и лекторий. За мастер-классы придётся заплатить, но плата вводится исключительно для ограничения всех желающих. Кроме того бесплатные занятия обесцениваются в глазах аудитории: люди могут записаться, но не прийти. Мы не хотим снизить ценность нашего продукта», - объясняет Анастасия Андреева.
Сейчас команда проекта договорилась об участии в фестивале 40 художников. Они приедут в Москву, где проведут занятия и представят свои работы на выставке. Кроме этого они запишут онлайн-курсы для проекта ARTLIFE.
«В этом году у нас в качестве хэдлайнера выступит иллюстратор из США Блэр Брайтенштайн. Она сотрудничает с Dior, Chanel, Louis Vuitton. Мы единственные в мире, кому она дала согласие на запись онлайн-курса. Для нас это очень важно», - признаётся Анастасия.
«Кто-то нам говорит: зачем вы это делаете, вы же на этом не зарабатываете? Но это важная инвестиционная часть. В прошлом году мы за счёт фестиваля расширили базу художников, а наши продажи выросли в 1,5 раза».
В 2019 году основательница проекта решила провести ребрендиг. Студия ARTLIFE была переименована в академию, сменился стиль ведения Instagram-проекта, с осени в линейке появятся новые продукты.
«Таким образом мы хотели отстроиться от конкурентов. Если вы посмотрите, то школ по обучению техникам рисования очень много. И все мы почти одинаковые: одинаковый контент, подходы, соцсети. Всё держится только на демпинге, мы от этого устали. Ребрендинг повлечёт изменения на нашем сайте, у нас будет произведена градация контента в зависимости от уровня подготовки аудитории, на которую он рассчитан. Мы хотим сделать процесс обучения более серьёзным: нельзя будет купить любой курс с бухты-барахты, теперь будет учитываться уровень подготовки клиента», - рассказывает Анастасия Андреева.
Она предполагает, что это приведёт к некоторому оттоку аудитории. Но это неизбежные последствия отстройки от конкурентов и нового этапа развития проекта. Раньше месячный оборот проекта ARTLIFE составлял 2-2,5 миллиона рублей. С осени изменится ценовая политика, но как это отразится на обороте, Анастасия пока затрудняется сказать.
«Мы меняемся, чтобы стать большой международной академией по искусству. Хотим расти и развиваться, но для этого нужны люди, вложения и время», - замечает Анастасия.
Читайте также:
Ну очень творческий бизнес: как заработать на арт-вечеринках.
Искусство для бизнеса: как заработать на творческих тимбилдингах.
Конкурентная борьба: 10 рекомендаций от опытных предпринимателей.