В Израиле довольно много небольших производителей авторского шоколада – и выделиться на их фоне довольно сложно, слишком велика конкуренция. Но Инесса Шаповалова придумала свой формат – вечера с шоколадом. Например, итальянский шоко-вечер, шоколадное джаз-пати или вечеринка по мотивам фильма «Шоколад». О том, как запустить шоколадный бизнес в Израиле, порталу Biz360.ru рассказала Инесса Шаповалова.
Инесса Шаповалова, предприниматель-шоколатье из Петах-Тиквы (Израиль), основатель кондитерского бренда
Elis Ness. Родилась в Украине, в 18 лет репатриировалась в Израиль. Работала директором магазинов оптики, удаленным директором по маркетингу сети израильских кафе за границей, личным помощником крупного предпринимателя. Замужем, мама 5-летней Лизы.
«Жизнь до шоколада была сумасшедшей», - говорит Инесса Шаповалов. В 18 лет она переехала в Израиль по молодежной программе репатриации НААЛЕ. Долго искала себя – прошла курсы по компьютерной графике, шитью, ивент-бизнесу, маркетингу и пиару. Устроилась директором магазинов оптики, потом – директором по маркетингу московской сети израильских кафе. «Руководила на расстоянии. Всё на мне - графика, фото, видео, акции по продвижению, реклама, нестандартные поручения….»
Когда Инесса вышла замуж и забеременела, поняла, что дальше в таком ритме работать не может и не хочет. Звонки в 3 часа ночи были приемлемы для молодой карьеристки - но не для молодой мамы, которая хотела много времени проводить с ребёнком и соблюдать более-менее спокойный режим дня. Самое время было заняться тем, о чём давно мечталось.
«Началось всё с того, что я хотела приготовить вкусный шоколадный ликёр, но он не получился. Тогда я поняла, что шоколад не так прост, как кажется. Я очень любила хороший, необычный шоколад. И помню, как однажды попробовала вкуснейшую конфету с необычным наполнителем и подумала – а как сделать что-то подобное? А если с другим наполнителем? А если не конфету, а что-то другое?»
На последнем триместре беременности Инесса закончила курсы шоколатье и открыла страницу на Facebook. Дело было под Новый Год, и она сразу же получила несколько заказов. Свой бренд она назвала Elis Ness.
В идеале Инессе хотелось открыть небольшое кафе с магазином шоколада. Но это довольно рискованная затея. С одной стороны, такой проект полностью поглощает предпринимателя, не оставляя ему времени ни для себя, ни для семьи. С другой - аренда даже небольшого помещения в Израиле стоит серьёзных денег.
Значит, подумала Инесса, сначала нужно заработать имя – чтобы про Elis Ness узнали люди. Один из самых популярных форматов для начинающих кондитеров – проведение мастер-классов: для детей, для взрослых, совместных. В Израиле это довольно популярный способ проведения досуга. Но у Инессы были сомнения на этот счёт.
«Мне не хотелось зарабатывать на мастер-классах, это массовое мероприятие, не очень интересное для меня. К тому же если использовать качественные ингредиенты, цена для клиента получалась бы высокой, а брать дешёвую шоколадную пасту, как это принято, особенно если мастер-класс для детей - противоречит моим принципам. А значит нужно было искать свой формат».
Так была сгенерирована идея кондитерских тематических вечеров. Инесса провела первый, всем понравилось - и пошло-поехало. «Темы рождались сами собой. Съездила в Италию - готов итальянский вечер, во Францию - французский. Дизайнер сделала специально для меня украшение - готов шоколад. Темой вечера могут быть и понравившиеся стихи, и фильм. Или, скажем, джаз и виски становятся темой «ХХ век». Я даже делала шоколад, навеянный частной фотосессией - вкусы по мотивам образов девушки».
Сейчас в таком формате Инесса проводит дни рождения, встречи друзей (а иногда и людей незнакомых), девичники. «Никогда не оказывалось, чтобы на встречу пришли люди совсем уж случайные».
Что касается самих изделий, то Инесса постоянно экспериментирует, придумывает новые вкусы. Для того, чтобы конечный продукт был идеальным, всё должно быть правильно: никаких некачественных ингредиентов, никаких нарушения условий изготовления и хранения. Инесса ищет интересные формы и вкусы, читает литературу о шоколаде и ездит за оборудованием заграницу.
Чтобы узнать мнение и критику от авторитетных в своей области людей, она отправляла свои конфеты на конкурс шоколатье во Флоренцию. Часть отзывов были очень хорошими, часть расстраивали. Но вместо разочарования Инесса приняла все комментарии как ещё один вид обучения - и продумала изменения.
«Самые неожиданные сочетания могут оказаться популярными: шоколад с розмарином и солью, с помидорами и перцем, с провансальскими травами, с копчёным чаем, с сыром… Не только я люблю экспериментировать, но и те люди, кто любит есть шоколад».
Кроме содержания, экспериментирует Инесса и с формой - её шоколад можно заказать и в виде сердца, и в виде черепа, и в виде туфельки... Что уж говорить про праздники – перед Новым годом у неё дома вырастает лес шоколадных ёлок, выстраиваются в ряд шоколадные Санта-Клаусы, которым звонят шоколадные колокола. И всё это с орехами, сушёными ягодами и сюрпризами внутри фигурок.
В Израиле до определённого ежегодного дохода предприятие малого бизнеса освобождено от уплаты НДС. Это значит, что платит Инесса только косвенные налоги. Учитывая, что шоколад она делает дома, и не брала ссуд для покупки оборудования и аренды помещений, получается не так уж много.
Но шоколад - продукт сезонный, и спрос на него в некоторые периоды года резко взлетает, а иногда – резко падает. Скажем, декабрь - самое пиковое время, когда Инесса спит по 3-5 часов и успевает крутиться между тематическими вечерами, встречами и изготовлением шоколада на заказ. А бывают месяцы затишья, когда стоит делать упор на маркетинг.
«Стоимость моего шоколада средняя для Израиля: одна конфета стоит 5 шекелей (1,5 доллара), они идут в наборе по 10 штук. Плитки шоколада в 100 граммов стоят 20 шекелей. Кто-то говорит, почему так дорого, кто-то удивляется - почему ты продаёшь свой шоколад так дешево, - говорит Инесса. – На всех не угодишь».
Постепенно вечера Инессы стали популярными, и бизнес стал расти. Для того, чтобы его развивать (да и просто для себя), Инесса много писала в социальных сетях и вела свою группу о необычных сочетаниях продуктов.
Как-то подруга позвала её с собой на собеседование на позицию ведущей на новый русскоязычный канал Iland. Обе прошли и даже провели вместе несколько передач, но подруга потом отправилась в декрет, а Инесса - осталась. И теперь в передаче «Поесть на все «100!» рассказывает всему Израилю, где, как и что стоит есть и пить, и как развлекаться «гастрономически».
В последнее время Инесса развивается и как блоггер. Она посещает интересные мероприятия и рассказывает о них в коротких видео и репортажах на своих страницах в соцсетях.
Инесса по-прежнему мечтает открыть свой магазин, чтобы за шоколадом Elis Ness можно было приехать в какое-то определённое место. Но этот план реализуется не раньше, чем через 2 года, когда бизнес подрастёт. Хотя, за это время, возможно, изменятся и мечты.
Пока что Инесса ставит для себя задачу продолжать развивать бизнес и нарабатывать клиентскую базу. Главная цель на сегодня - проводить свои шоколадные вечера как можно чаще и сделать их более узнаваемыми.Читайте также:
Большое кулинарное путешествие Александры Жебрак.
Бизнес в эмиграции: как открыть туристическую фирму в Грузии.
Как репатрианты из Москвы открыли книжный магазин в Израиле.