Предприниматель Игорь Присакарь запустил компанию «Наукасити» пять лет назад. Изначально проект задумывался как центр для детей, которые будут углубленно изучать естественные науки. За это время компания пережила множество трансформаций: меняла формат, модель и продукты, запустила франшизу, открывала и закрывала свои центры. О том, как в результате ошибок и давления внешней среды удалось выйти на устраивающую основателей бизнес-модель, Игорь Присакарь и его жена Инна рассказали порталу Biz360.ru.
Игорь и Инна Присакарь, супруги-предприниматели из Екатеринбурга, совладельцы сети детских научных центров
«Наукасити». Игорю 36 лет, по образованию экономист, в качестве предпринимателя работает с 2009 года. Инне 32 года, по образованию журналист, в команду проекта вошла в 2016 году. Сейчас по франшизе компании работают пять центров (в Москве, Владивостоке, Элисте, Уфе и Душанбе); также под брендом «Наукасити» выпускаются наборы для занятий наукой.
Ещё во время учёбы в университете Игорь Присакарь работал в строительном супермаркете – сначала продавцом-консультантом, потом руководителем отдела. Проработал там два года, защитил диплом - и почти сразу же получил предложение от студенческого друга заняться совместным бизнесом. «Мы торговали импортным оборудованием для пожаротушения - рассказывает Игорь. - Но вместе проработали недолго, начались разногласия. Тогда я предложил продать ему свою долю и выйти из бизнеса.
В конце 2009 года я зарегистрировал свою компанию. Первым моим проектом были бин-боксы – уличные урны с рекламными поверхностями. Закупив целый контейнер этих боксов, я получил разрешение администрации Екатеринбурга размещать конструкции в центре города. В первый же год мы установили порядка 40 бин-боксов, сдав в аренду все рекламные поверхности».
Месячная выручка составляла порядка 300 тысяч рублей. Первые полтора года бизнес был прибыльным, но затём пошёл на спад - и этот проект Игорь в итоге продал. Потом он открыл рекламное агентство, оно проработало до конца 2015 года.
В октябре 2015 года предприниматель поступил в бизнес-школу «Сколково», где познакомился с основателем «Бэби-Клуба» Юрием Белонощенко и автомобильным дизайнером Владимиром Пирожковым. Юрий рассказывал про сеть своих детских клубов, а Владимир поделился идеей открытия детской школы инженеров.
«Общение с этими людьми натолкнуло меня на идею создания научного центра для детей в Екатеринбурге, - рассказывает Игорь. - Через месяц раздумий я осознал, что можно построить не только крутой детский центр, но и успешную модель бизнеса».
К запуску проекта «Наукасити» готовились тщательно - анализировали рынок, изучали конкурентов и запросы аудитории, мониторили образовательные программы.
В феврале 2016 года Игорь нашёл помещение, набрал команду и начал поиск партнёров по разработке методических программ. Первая концепция была сделана совместно с Александром Фроловым - доктором физико-математических наук, профессором, специалистом по педагогической реабилитации. Он же стал первым научным руководителем «Наукасити».
Довольно быстро удалось собрать звёздную команду преподавателей, после чего началась подготовка к открытию. Проект запустили в июле 2016 года. Событие вызвало довольно большой отклик – на занятия пришло больше 500 ребят, а осталось примерно 200. Но большее количество желающих заниматься центр в тот момент бы не осилил.
В первые месяцы много времени уходило на изучение потребностей клиентов и доработку продукта. «Мы начали прощупывать фокус интереса клиентов и корректировать программы. За первые полгода было множество версий, в каком направлении двигать проект. Мы убрали из программы много курсов, которые не прошли проверку спросом. Например, был интереснейший курс по астрономии, на который еле-еле набрали группу из пяти человек» - рассказывает Игорь.
Методом проб и ошибок создатели поняли главное: подавляющее большинство родителей ориентированы на школу и подготовку к экзаменам. Соответственно, была поставлена задача - добиться полного понимания предмета учениками и повысить их успеваемость в школе. Решили, что занятия в «Наукасити» будут направлены на то, чтобы закреплять практикой сложные темы школьного курса. Все учебные программы составлены преподавателями вузов и соответствуют стандартам ФГОС.
Конечно, далеко не всё изначально шло гладко. «Например, не самой удачной идеей было большое предложение долговременных 3-6 месячных программ. Клиенту лучше сначала попробовать короткие мастер-классы и экспериментариумы. Нужны простые и недорогие продукты, чтобы человек мог попробовать формат и понять, хочет ли его ребёнок дальше заниматься наукой. Важно сегментировать продукты по запросам: одним нужна подготовка к олимпиаде, другим - «подтянуть» школьные оценки, а третьим – просто интересна наука», - рассказывает Игорь Присакарь.
«Несколько неудачных решений были связаны с людьми. Кого-то недооценили и просто отпустили, кого-то переоценили, а он не справился. Это всё управленческие ошибки, этому сложно научиться. Люди перегорают и уходят, приходится начинать большой пласт работы сначала – например, уходит руководитель центра, приходит новый и скатываемся на полгода назад: новые процессы, новый стиль управления людьми и т.д.» - описывает Игорь.
Самой дорогостоящей ошибкой для проекта стал выбор помещения и его ремонт. Спешка с открытием привела к тому, что до конца не продумали организацию пространства. В частности, учительская осталась без вентиляции и тепла, а холл был узким и продуваемым. По словам предпринимателя, подписывали сметы без анализа, не сравнивали цены подрядчиков с рыночными, а проектную документацию на электрику вообще получили за день до запуска. В итоге к открытию успели, но дорого за это заплатили, а результатом остались недовольны.
«Я открывал центр на собственные деньги, планировал потратить на запуск этого проекта примерно 5 млн. рублей, а он обошёлся около 15 млн. Поэтому на окупаемость проект ещё не вышел, хотя изначально планировалось, что должен окупиться за два года», - говорит Игорь.
В первые месяцы ежемесячная выручка центра составляла порядка 800 000 рублей. Самой большой статьёй расходов являлся фонд оплаты труда – 550 000 тысяч рублей. На аренду уходило 210 000 рублей, 50 000 рублей – на налоги, и примерно столько же – на другие расходы. Плюс ещё 400 000 рублей уходило на содержание управляющей компании, где работало 4-5 человек. Они занимались маркетингом, разработкой научных программ, а позже - запуском франчайзинговых центров.
К началу 2017 года «Наукасити» в Екатеринбурге имел один образовательный центр, 25 преподавателей, 200 постоянных учеников и клиентскую базу в 1500 контактов. Летом 2017 года продали первую франшизу и начали подготовку к открытию ещё одного центра в Екатеринбурге. Франшизу запустили по первому же запросу - родители ребёнка, занимавшегося в «Наукасити», загорелись идеей открытия такого же центра.
«Сейчас я понимаю, что запуск франшизы так рано, спустя год с небольшим, был ошибкой, - говорит Игорь. - Продукт сырой, процессы не отработаны. Нагрузка на людей сильно увеличилась. Сейчас у нас пять франчайзинговых центров (в Москве, Владивостоке, Элисте, Уфе и Душанбе), был ещё один в Екатеринбурге, но он закрылся. А первый центр в Екатеринбурге, с которого мы начинали, сейчас тоже закрыт. Пришлось это сделать в ноябре 2018 года - как раз потому, что изначально было выбрано неудачное помещение.
Принятие этого непростого для меня решения, как оказалось потом, было удачным шагом. Маржинальный доход увеличился в разы, поскольку теперь нет расходов на офис, ФОТ и налогов, связанных с этим. Фокус с поиска денег на постоянные расходы сместился в сторону развития продуктов. У нас появились ресурсы заниматься развитием других направлений под брендом «Наукасити», например, производством научных наборов».
«В настоящий момент производство научных наборов для детей - самое прибыльное наше направление, - рассказывает Инна Присакарь. - Мы сами придумываем идею и дизайн, а реализуют партнёры по производству. Сейчас их у нас три - в Екатеринбурге, Питере и Сочи. Несколько лет назад мы сами собирали наборы, но для маленькой компании это неудачное решение, поскольку начинаешь думать не о том, как сделать крутой продукт, а о производственных процессах. Возможно, в будущем производство возьмём на себя, но пока работаем с партнёрами».
«Сейчас всем бизнесом управляем мы с Инной, - рассказывает Игорь. – Я занимаюсь поставками товаров в маркетплейсы, маркетингом, финансами, сайтом. Инна работает над созданием новых продуктов, взаимодействует с франчайзи и ведёт соцсети. Всё это спокойно умещается в восьмичасовой рабочий день. Нет офисов, нет собраний. Есть только переменные расходы и наша прибыль. А, учитывая, что недавно мы купили дом в деревне и живём там, это вообще удобная модель».
В 2018-2019 годах компания активно переводила задачи на аутсорсинг. Сейчас разработка программ, дизайн, бухгалтерия, юристы – всё на аутсорсинге. Есть работа - есть оплата, нет работы - нет и расходов.
Если поступает запрос от франчайзи о доработке или внедрении программы, руководство проекта после собственной оценки этой программы ставит задачи педагогам, которые работают сдельно. Они дорабатывают, пишут программу, готовят дополнительные материалы. А затем это «упаковывается»: страница на сайте, материалы для рекламы и т.д.
С педагогами компания так работала и раньше, разница только в том, что у них помимо методической, была ещё преподавательская деятельность в центре, где они вели курсы для детей. А у франшизных центров – свои преподаватели. Партнёры самостоятельно занимаются их поиском по стандартам франчайзера. Если необходима помощь в собеседовании, удалённо подключается научный руководитель проекта и помогает с оценкой.
В 2020 году закрылся центр в Екатеринбурге, работавший по франшизе. И в прошлом году из-за корона-кризиса компания не продала вообще ни одной франшизы. По словам предпринимателей, они и не пытались этого делать: «В данных обстоятельствах, учитывая ситуацию с пандемией, мы посчитали это неуместным».
Зато в 2020 году продажи наборов выросли на 51%, сейчас это направление даёт больше 90% выручки. Интересно, продажи в основном сместились в маркетплейсы (Ozon, Wildberries, «Яндекс.Маркет»), а вот корпоративных продаж почти не было. Ассортимент товаров для детей планируется расширять: будут выпускаться не только научные наборы, но также печатная продукция, наборы для творчества и т.д.
«Хотя сегодняшний уровень прибыли проекта нас вполне устраивает, хочется расти примерно на 15-20% каждый год, - говорит Игорь. - Для этого надо развивать качество и себестоимость текущих продуктов, вводить новые позиции, оптимизировать логистику и работу с маркетплейсами».
Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в Facebook и канал на «Яндекс.Дзен».