Делегирование полномочий в бизнесе: две стороны одной медали

Прочтёте за 3 мин.

Взгляд Альберта Садыкова

IT-инструменты, которые использует Альберт Садыков

  • Битрикс24
  • Tobiz
  • Zoom

Многие предприниматели жалуются на то, что у них ни на что не остаётся времени. При этом они вникают во все внутренние процессы своего бизнеса, контролируют выполнение всех задач и управляют проектом фактически в ручном режиме. Такие жалобы – тревожный звонок о том, что вы не умеете делегировать. Или неправильно относитесь к процессу делегирования. О том, как посмотреть на делегирование с неожиданной стороны, в своей авторской колонке для портала Biz360.ru рассказал Альберт Садыков.   

Досье

Альберт Садыков – предприниматель из Перми, маркетинговый инвестор, консультант, стратег, ментор. Образование: физический факультет Пермского государственного университета (специальность «радиофизика и электроника»). Свой первый бизнес организовал в 15 лет (1992 год). Профессиональные специализации - стратегический маркетинг, реклама и копирайтинг, менеджмент.

Альберт Садыков

Медаль

Согласно большинству определений данного понятия, делегирование – это процесс передачи функций (или части функций) от руководителя к подчинённому. И обучению этому процессу посвящено множество тренингов, курсов и статей. Но я предлагаю вам посмотреть на делегирование не как на процесс передачи функций, а как на процесс взаимодействия двух личностей. 

Аверс

Источник делегирования – руководитель. Нам говорят, что для делегирования задачи руководитель должен чётко поставить подчинённому эту задачу, сроки, условия и критерии оценки её выполнения – и это совершенно верно. Но очень часто упускают из виду то, что находится ДО этого «делегирования», ДО постановки задачи со всеми вытекающими. 

Делегирование – это не только постановка задачи, это – передача части ПРАВ руководителя! Именно ДО «делегирования» возникает самое главное – ГОТОВНОСТЬ к передаче части собственных ПРАВ подчинённому. Прав, необходимых ему для решения поставленной задачи. Другими словами, для решения поставленной задачи подчинённый должен стать РАВНЫМ руководителю в той мере, которая для этого необходима. 

Вот здесь, в этой маленькой, но всё-таки «равности» – и кроется очень большой подводный камень, который не позволяет руководителю ни адекватно поставить задачу, ни адекватно принять её решение. Более того, он же и мешает подчинённому в работе – отсутствие необходимых прав ведёт к излишним согласованиям в выполнении задания, к принятию неверных решений. 

Другими словами, если руководитель готов и способен признать равенство или даже превосходство своего подчинённого в выполнении поставленной задачи – то делегирование пройдёт успешно. Если нет – то и делегирования не произойдёт: будет «ручное» управление выполнением задачи посредством подчинённого, что очень похоже на движения куклы-марионетки, управляемой «сверху». 

Более того, часто вместо прав подчинённого «снабжают» так называемой «ответственностью», то есть – наказанием, если он не справится с решением поставленной задачи. При этом вообще забывая о том, что от этого наказания задача не разрешится. 

Реверс

Вторая сторона процесса делегирования - подчинённый. Да, для принятия к выполнению делегированной задачи тоже есть свои технологии, которые широко известны и описаны. Но и в этом случае я хочу заметить, что от подчинённого тоже, как и от руководителя, нужна ГОТОВНОСТЬ к этому процессу.

Подчинённый должен быть готов к принятию части прав руководителя, которые ему необходимы для выполнения задачи. И должен быть готов к реализации этих прав. 

Вместе с правами даётся и ответственность: то есть сотрудник должен быть готов к ответственности за выполнение задания. Не к простому «наказанию», а именно к пониманию и принятию последствий его действий при решении задачи. 

Если нет готовности к реализации прав – человек будет ждать указаний по любому поводу, который не был оговорен при постановке задачи. Если нет понимания и принятия ответственности за собственные действия – человек так же будет ждать указаний, чтобы если что – «как сказали - так и сделал». 

Гурт

Связующее звено между руководителем и подчинённым в делегировании вовсе не технология, как нам часто рассказывают и показывают. Связующее звено – ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Обоюдная ответственность за этот процесс и за его результат. 

Ответственность не как наказание, а как сознательный выбор своего влияния на результат и принятие последствий своих действий, особенно последствий второго и третьего порядков: для коллектива, для компании. 

Бездумное использование технологий без понимания базовых условий и контекстов их использования далеко не всегда приводит к желаемому результату.

Альберт Садыков

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-каналстраницу в Facebookаккаунт в Instagram и канал на «Яндекс.Дзен».

17 февраля 2022

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    по автоматизации бизнеса

    Наши эксперты ответят на вопросы по автоматизации бизнеса


    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов