В бизнесе стрессовые ситуации неизбежны. И многие предприниматели реагируют на такие ситуации очень эмоционально, иногда даже за гранью этики. Хорошо, если эти эмоции подстегнут команду на выполнение задачи и не уронят авторитет лидера, но бывает и так, что злость, гнев или ярость приводят к очень некрасивым последствиям. О том, как научиться эффективно контролировать эмоции, в своей авторской колонке рассказал бизнес-тренер Владимир Якуба.
Владимир Якуба, 35 лет, предприниматель, бизнес-тренер, эксперт в сфере HR, основатель и владелец нескольких компаний (Tom Hunt, «Бизнес-риэлти», CVexecutive.ru, Sales-script.ru, Masspeople.ru, Podborkadrov24.ru). Образование: Нижегородский госуниверситет (специальности «экономика» и «юриспруденция»), Высшая школа экономики («HR-менеджмент»). Автор нескольких книг и обучающих фильмов по лидерству, продажам и работе с персоналом. Ведущий телепрограммы «Кадры решают», участник реалити-шоу «Кандидат с Владимиром Потаниным» на канале ТНТ.
Какими качествами должен обладать эффективный предприниматель? На мой взгляд, это гибкость, ответственность, умение договариваться, способность мыслить нестандартно, позитивность.
Гибкость. На первый взгляд, такое определение кажется парадоксальным. Но здесь важно не путать гибкость со слабостью и покладистостью. В данном контексте под гибкостью я подразумеваю умение правильно вести себя в зависимости от обстоятельств. Иногда ситуация требует быстрой реакции и мгновенной концентрации, когда подчинённых нужно «подстегнуть». С другой стороны, есть такие задачи, выполнение которых подразумевает рассудительный и структурный подход, кропотливый труд и тщательную проверку всего до мелочей. Так вот, лидер должен уметь сочетать в себе две этих крайности.
Ответственность. Если вы стоите во главе компании, то должны осознавать всю глубину ответственности за проект, потому что отвечать за последствия в случае неудач - ваша работа. Никогда не пытайтесь переложить эту обязанность на плечи коллег.
Умение договариваться. Помимо обладания управленческими компетенциями, хороший босс также должен уметь быть психологом. Нужно уметь находить общий язык со всеми сотрудниками, начиная от рядового персонала, заканчивая топ-менеджерами. Для подчинённых вы своего рода наставник, к которому они могут обратиться за помощью. Вы опора, которая, в случае назревания конфликта, сумеет удержать ценного сотрудника.
Способность мыслить нестандартно. А как иначе? Как сделать компанию уникальной и добиться успеха, не имея оригинальных идей?
Позитивность. И здесь мы плавно переходим к проблеме эмоциональности. Как вы уже, надеюсь, поняли, именно в ваших силах задать кораблю верное направление. А «Беда» это будет или «Победа», определяет ваш настрой, ваше умение или неумение брать ситуацию под контроль.
Все вышеперечисленные качества крайне важны. Если вы усердно работаете над собой, чтобы обладать ими, то такие проблемы, как излишняя эмоциональность и срывы, не должны разрушить ваши труды в пух и прах.
Помните, что вы оказываете влияние на многих людей и не имеете морального права ставить под сомнение свой авторитет. Эмоции нужно уметь сдерживать. Нужно находить в себе силы сохранять спокойствие даже в, казалось бы, критических ситуациях.
Я хочу поделиться некоторыми техниками, которые научат вас самоконтролю. Техники взяты из искусства актёрского мастерства, потому что актёры - это люди, которые умеют управлять своими эмоциями как нельзя лучше.
Упражнение «Якорь»
Это упражнение - одно из самых эффективных техник по управлению эмоциями. Суть в том, что вам нужно создать в голове образ, связанный с приятным воспоминанием, прочувствовать этот момент наиболее интенсивно и закрепить его путём «якорения».
Воспоминание, выбранное вами в качестве якоря, должно ассоциироваться у вас с действием, которое не будет сильно бросаться в глаза другим, но при этом вы не используете его в повседневной жизни. Например, щелчок пальцами - и вот вы уже не злитесь, а спокойно слушаете все аргументы против.
Чтобы достичь наибольшей эффективности, нужно регулярно тренироваться, пока не выработается рефлекс.
Упражнение «Мышечная разрядка»
Когда вы чувствуете, что эмоции (как отрицательные, так и положительные, если они неуместны) вот-вот нахлынут, просто резко напрягите всё тело или определённую группу мышц - и попытайтесь остаться в таком состоянии так долго, как сможете. Через какое-то время мышцы сами придут в обычное состояние, а эмоциональное напряжение спадёт.
Упражнение «Глаза в глаза»
Научитесь не бояться своих переживаний, а встречаться с ними лицом к лицу. Во время очередного всплеска эмоций, попробуйте записать на бумаге или просто отложить у себя в памяти, какие события их вызвали. Во время записи у вас появится чёткое представление о том, как правильно реагировать на тот или иной раздражитель и контролировать себя. К тому же, это потрясающая возможность лучше узнать себя.
Упражнение «Оценка «ноль»
Как только вы почувствуете, что эмоции подступают, попробуйте «одёрнуть» себя и сконцентрироваться на дыхании. Не придавайте возникающему чувству ни хорошей, ни плохой окраски, попытайтесь посмотреть на себя со стороны и спрогнозировать возможные последствия в том случае, если вы пойдете на поводу у эмоций.
Упражнение «Уменьшение вовлечённости»
Очень важно обратить внимание на подступающую негативную эмоцию заранее, на этапе её зарождения, потому что одно переживание влечёт за собой множество других. Постарайтесь переключиться на мысли о чём-то более приятном и не углубляться в то, что вас тревожит. Тогда переживание постепенно начнёт затухать и, в конце концов, сойдёт на нет.
Читайте также:
Бизнес и психология: как бороться с предвзятостью.
75 ошибок начинающего предпринимателя: опыт бывалых.
Бизнес, который лопнул: три реальных кейса о закрытых проектах.