Инвестиции для стартапа: как перспективному проекту привлечь средства для развития

Прочтёте за 3 мин.

Рекомендации CEO образовательного проекта Preply Кирилла Бигая

IT-инструменты, которые использует Кирилл Бигай

  • Slack
  • Unroll
  • MailTrack

Международный образовательный проект Preply в марте 2021 года привлёк $35 миллионов инвестиций. Это далеко не первое финансовое достижение компании. Так, в 2019 году Preply привлёк $11 миллионов, годом ранее – $4 миллиона, а первые инвестиции были получены в 2016 году и составили $1,3 миллиона. Пятилетним опытом успешного поиска инвестиций в своей авторской колонке для портала Biz360.ru поделился CEO Preply Кирилл Бигай.

Досье

Кирилл Бигай – 34 года, сооснователь и управляющий партнёр международной платформы по поиску репетиторов  Preply. В 2009 году окончил Национальный технический университет Украины по специальности «Телекоммуникации», в 2012 году - Киевский национальный экономический университет, где изучал бизнес-менеджмент. До создания в 2011 году стартапа FindGuru, ставшего прообразом Preply, работал в компаниях Nokia, Siemens, МТС, «Террасофт». У Preply три совладельца: Кирилл Бигай, Дмитрий Волошин и Сергей Лукьянов. На данный момент на сервисе зарегистрировано около 50 000 репетиторов и порядка 350 000 учеников по всему миру.

Кирилл Бигай

Польза и открытость

Первая и главная рекомендация для стартапов, желающих привлекать инвестиции – быть полезными, востребованными и открытыми для общества. Наши инвесторы при принятии решения учитывали глобальную ситуацию на рынке образования и понимали, к чему мы стремимся. Из-за пандемии запрос на онлайн-обучение вырос в разы: только на одного ученика количество уроков увеличилось на 15%. 

Полученные в марте 2021 года $35 млн. мы используем на расширение штата во всех странах, где работают наши сотрудники, на увеличения количества активных учеников и преподавателей. Плюс, согласно прогнозам наших аналитиков, бизнес-юнит B2B вырастет за два с половиной года в десять раз. 

Таким образом, улучшения коснутся абсолютно всех аспектов работы компании: мы будем нанимать новых разработчиков и менеджеров, уделять больше внимания маркетингу и рекламе, чтобы расширить аудиторию учеников, параллельно будут происходить технические обновления на платформе, что неизбежно приведёт к улучшению качества образовательных программ. 

Привлечённые инвестиции помогают ускорять развитие любого стартапа: часть бюджета обычно идёт на маркетинг, часть – непосредственно на продукт. 

Networking is a King

Вторая важная рекомендация для стартапов, которые ищут инвестиции – развивать навыки коммуникации, нетворкинга, ведения переговоров. Я всегда в плане коммуникаций занимаю проактивную позицию: сам ищу людей, которые потенциально могли бы стать нашими инвесторами, договариваюсь о встрече и – главное – ярко презентую продукт. 

Наша база контактов за 8 лет насчитывает 150 человек, и с каждым из них мы пообщались лично. Этих людей мы встречали на бизнес-конференциях, в соцсетях, с кем-то нас познакомили общие друзья. Поначалу я увлечённо рассказывал о продукте вообще всему своему окружению, люди это запоминали и при случае передавали информацию заинтересованным партнёрам. 

Третья рекомендация – превращать встречу с потенциальным инвестором в мини-перфоманс по ознакомлению со стратегией продукта. Рассказывайте о достижениях, наградах, успехах и планах компании эмоционально, живо, используйте сторителлинг, шутите, пусть это будет такой мини-стендап, за которым увлекательно наблюдать. 

Важно при этом соблюдать чёткий тайминг: оговорите перед встречей, сколько времени вы хотите занять, и не тратьте ни минутой больше, чем заявите. Тайминг крайне важен для людей, которые принимают решения, по умению руководить временем делается вывод о хард-скиллах менеджера проекта. 

После того, как потенциальный инвестор заинтересуется вашим продуктом, честно оговорите, когда, при каких условиях и в каком объёме ему вернутся вложенные деньги. 

Формат отношений с инвесторами

Четвёртая рекомендация – относитесь к инвесторам как к источнику знаний, а не только денег. В самом начале проекта нам помогал польский предприниматель Мариуш Гралевски, который специализируется на нише маркетплейсов. Сейчас среди наших инвесторов – Owl Ventures и Full In Partners, а также ранее инвестировавшие в компанию Point Nine Capital, Hoxton Ventures, EduCapital, All Iron, Diligent Capital и Evli Growth Partners; бизнес-ангелы Никлас Остберг – соучредитель и CEO Delivery Hero, Артур Костен – соучредитель Booking.com, Дэвид Хелгасон – соучредитель Unity Technologies, Пшемыслав Гацек – соучредитель Grupa Pracuj. Каждый из них – очень опытный бизнесмен, который делится с нами своими инсайтами. 

На мой взгляд, хорошо, когда инвесторы вовлечены в работу стартапа. Я всегда выступаю за то, чтобы давать венчурным инвесторам приоритетную возможность купить акции основателей. В целом, важно оговорить правила и формат работы изначально, сразу после поднятия раунда. Затем нужно собрать совет директоров и договориться, как делятся голоса. 

По опыту, самый удобный формат – классический, когда для принятия решения достаточно 50% голосов. Также я бы посоветовал избегать, по возможности, права вето для инвестора, потому что это может привести к пробуксовке в будущем. 

Самое важное, чтобы совет директоров отстаивал интересы компании даже в тех случаях, когда они идут вразрез с их личными интересами. Для этого необходимо на каждой встрече проговаривать ценности и цели компании, миссию продукта, и принимать каждое решение с учётом большой идеи сообща.

Biz360.ru

Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-каналстраницу в Facebook и канал на «Яндекс.Дзен».

18 мая 2021

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Идёт загрузка материалов