Хостел – один из самых популярных форматов в гостиничном бизнесе. Для постояльцев хостел привлекателен тем, что позволяет недорого переночевать; для предпринимателей он интересен как бизнес с относительно невысоким порогом входа. Решив открыть хостел, предприниматель Антон Бачинский мог пойти проторенным путём – поставить как можно больше двухэтажных коек. Но он хотел создать для будущих постояльцев уютную и комфортную обстановку. И для этого выбрал идею капсульного хостела, где у каждого гостя есть своё мини-пространство. О том, как устроен капсульный хостел, порталу Biz360.ru рассказал основатель проекта «Якорный парк» Антон Бачинский.
Антон Бачинский, 30 лет, предприниматель из Петрозаводска, владелец капсульного хостела
«Якорный парк». По образованию - юрист. После окончания университета работал в гостиничной сфере по всему миру, в том числе в Катаре в гостинице Grand Hyatt Doha и в Сингапуре в Marina Bay Sands. Хостел «Якорный парк» открыл летом 2016 года в Петрозаводске, вложив в проект около одного миллиона рублей.
Любимое занятие Антона Бачинского – путешествия. Причём, приезжая в новую страну, он старается обращать внимание не только на достопримечательности, но и на то, как устроена в ней индустрия гостеприимства. Более того – Антон изучал гостиничный бизнес не только как гость, но и изнутри – ему довелось поработать в гостиницах в разных государствах Европы, Азии и Америки.
Больше всего его поразило развитие туристического сектора в Сингапуре, где Антон более полутора лет работал по контракту в знаменитой гостинице Marina Bay Senses, с панорамным бассейном на 57-м этаже. Именно в этой стране Антон подсмотрел идею «капсульного» размещения гостей. В Азии такого типа хостелы достаточно популярны.
Получив международный опыт, Антон Бачинский задумался о том, чтобы открыть хостел в России. Это было его мечтой, ему хотелось заниматься делом для души, которое нравилось бы и другим путешественникам. «После всего полученного опыта мне было бы стыдно брать деньги за плохо оказанную услугу. Если делать – то делать хорошо, исходя из имеющихся возможностей», - озвучивает свой принцип Антон.
Он изучил ситуацию с развитием туризма в родной Карелии. Регион входит в десятку самых популярных туристических мест в России. В Петрозаводск приезжают не только россияне, но и иностранцы – Европа совсем рядом. Туристы, как правило, транзитные: через Петрозаводск они едут в Кижи, Рускеалу, на Белое море, в Валаам, Сортавалу и к другим знаковым местам Карелии. В самом городе они проводят в среднем один-два дня.
По мнению Антона, гостиничный рынок Петрозаводска не всегда способен обслужить на должном уровне растущий поток туристов. Вариантов размещения в городе достаточно много, но соотношение «цена/качество» далеко не во всех случаях оптимальное. Проанализировав ситуацию, Антон понял, что недорогой хостел с уютной обстановкой всегда получит свой стабильный поток клиентов.
Хостел решили открыть капсульный – с индивидуальными нишами для сна и отдыха. «Проще всего было сделать элементарный ремонт и поставить двухъярусные кровати, как обычно в таких случаях поступают. Мы пошли более сложным путём. Мы решили дать людям за небольшую стоимость хороший сервис и нарушить представления о том, что дёшево – значит плохо. Ведь недорого может быть качественно и с душой», - подчёркивает Антон.
Хостел находится в той части Петрозаводска, где расположены судоремонтный завод, доки и прочая морская инфраструктура. Именно это и старались отобразить в интерьере заведения. Название «Якорный парк» выбрали из-за одноимённого парка, расположенного напротив. Название одновременно стало и ориентиром для постояльцев: им легко объяснить, где его искать на карте Петрозаводска.
«Якорный парк» открыли в жилом доме, где одна из квартир несколько лет назад была переведена в нежилой фонд. В помещение ведёт отдельный вход. Для хостела выбрали именно нежилое помещение, чтобы в будущем не возникло сложностей. По действующему российскому законодательству сейчас формально можно открыться и в жилом помещении. Но депутаты Госдумы пытаются ужесточить правила и запретить хостелы в жилых домах. Возможна, их инициатива станет в скором будущем законом.
Сам дом был построен в 1952 году, и его состояние оставляло желать лучшего. Особенно ужасным был подвал: оттуда плохо пахло, и неприятный запах стоял во всех квартирах, расположенных над подвалом. До решения этой проблемы хостел на первом этаже открывать было нельзя.
Коммунальные службы города, которые должны были устранять неполадки, отказались это делать. Судиться с коммунальщиками было некогда, поэтому очищать подвал и наводить в нём порядок пришлось своими силами. Также самостоятельно пришлось проводить горячее водоснабжение для зимнего отопления нежилого помещения. На эти работы ушло несколько лишних месяцев.
«Никакого контакта у нас в итоге с коммунальными службами не получилось. Инициатива что-то сделать и улучшить никак не поддерживается коммунальщиками. Они просто пытаются всеми возможными способами ничего не делать. Я изучил Жилищный кодекс по поводу зоны ответственности коммунальных служб. По закону они обязаны проводить работы в подвале, ведь это связано с потенциальной опасностью для жизни и здоровья жильцов. Фактически нам пришлось взять на себя их функции. В будущем их, конечно, надо заставлять всё это делать, потому что каждый должен заниматься своей работой», - считает Антон.
Антон Бачинский хотел оптимизировать пространство хостела по скандинавскому принципу: чтобы каждый квадратный метр вносил свой вклад в общий комфорт. Но при этом следовало соблюдать все ГОСТы и не заполнять небольшое помещение местами для отдыха и сна сверх норм. Капсульная концепция идеально соответствует этому принципу.
Каждая капсула в хостеле представляет собой отдельную ячейку, в которой есть розетка, светильник, USB-порт и «умная» вентиляция. Капсулы расположены рядом друг с другом и напоминают каюты на корабле или полки в вагонах. От окружающего мира каждый постоялец может отгородиться шторкой.
Для создания интерьера хостела надо было построить железный каркас самих капсул, обшить его, выровнять стены, пол и потолок. Ремонтом занимались несколько подрядчиков, а также сам владелец хостела с друзьями. Сильно помог непосредственно со строительством хороший друг Антона – Евгений Кучеренко.
На запуск хостела было потрачено около миллиона рублей. Часть из них - личные и семейные накопления, часть заняты у друзей. Стартовые инвестиции главным образом были использованы для ремонта, оформления документации, покупки мебели и техники.
Сейчас в хостеле «Якорный парк» могут разместиться до 15 человек. В распоряжении гостей – капсулы в четырёхместной или шестиместной комнате. В первом случае проживание будет стоить 650 рублей в сутки, а во втором – 500 рублей в сутки.
В стоимость входит пользование утюгом, стиральной машинкой, полотенцами. Чай и кофе в течение дня предоставляются бесплатно, а завтраки – за отдельную плату.
В Петрозаводске можно снять койку и за 290 рублей в день. Для кого-то из туристов цена в 500 или больше рублей даже сейчас кажется высокой. Но Антон отмечает, что гости из Москвы и Санкт-Петербурга, которые останавливались в «Якорном парке», удивлялись низкой стоимости и такому хорошему сервису за эти деньги.
При хостеле работает велопрокат. Изначально его задумывали ради того, чтобы около входа просто красиво стояли велосипеды. Но они оказались востребованы как постояльцами, так и местными жителями. «Якорный парк» расположен рядом с набережной Онежского озера, по которой гуляет много людей. Около озера крайне мало велопрокатов, поэтому велосипеды у хостела пришлись кстати. Гостям «Якорного парка» на прокат велосипедов предоставляются скидки.
Хостел «Якорный парк» открылся 12 июня 2016 года. В честь этого даже устроили небольшую вечеринку с диджеем. Праздник начался в 17:00, а около 10 вечера в хостел неожиданно заселились первые постояльцы - четверо туристов из Москвы. Вечеринку пришлось неожиданно закончить – интересы клиентов превыше всего.
После первых гостей на несколько дней воцарилась тишина – никто в «Якорном парке» не останавливался. Но вскоре хостел обзавёлся собственными страницами в соцсетях и страницей на крупнейшем в мире сервисе бронирования Booking.com. Для регистрации на этом ресурсе сначала нужно было заполнить заявку, в которой указываются все данные про объект размещения. Через пару недель в хостел пришло письмо с подтверждением регистрации (Booking.com в этих случаях использует обычную - «бумажную» - почту). После авторизации информация о хостеле стала доступной всем посетителям сервиса. Первые клиенты с Booking.com пришли через несколько часов начала работы в системе.
Наибольшее количество клиентов заселяется в «Якорный парк» в выходные. Среда и четверг – тоже достаточно загруженные дни. А вот в начале недели постояльцы в хостеле бывают далеко не всегда.
«Уже на третий день работы с нами связались другие хостелы и предложили заселить группу в 30 человек. Жаль, что мы не могли принять гостей в таком количестве», - вспоминает Антон.
Хостел «Якорный парк» в значительной степени ориентирован на иностранцев. За годы работы за границей Антон Бачинский научился понимать, с какими ожиданиями люди едут в новую для себя страну.
«Они приезжают и искренне удивляются, что могут найти в России (причём не в Москве и Питере) хостел, где комфортно, уютно и очень недорого. Проживание у нас – это 7-8 евро, для большинства иностранных туристов это мелочь на кофе», - замечает владелец «Якорного парка».
Ставка на иностранцев оправдалась. В хостеле уже останавливались туристы из Финляндии, Испании, Франции и Китая. С китаянками было проще всего: они знакомы с капсульным форматом хостелов, поэтому им ничего не пришлось объяснять. Все иностранцы оставили хорошие отзывы и остались довольны сервисом и условиями.
Рейтинг капсульного хостела «Якорный парк» на международном сервисе бронирования Booking.com – 9,7 из возможных 10 баллов.
«В целом людям нравится. Если есть какие-то нарекания по делу, мы на них тут же реагируем. Например, когда нужно что-то докупить или поменять. Случались ситуации, когда не хватало белья, что-то не работало, но они решались в штатном режиме. Серьёзных жалоб пока не было. Но наверняка они появятся, ведь это тоже часть нашей работы», - рассуждает Антон.
Костяк команды проекта – это сам Антон, а также его правая рука Алексей Соловьёв, который является основным администратором. Именно они большую часть времени проводят в хостеле, встречают и расселяют гостей. Есть ещё от несколько сменных администраторов, которые работают по нестабильному графику. Они подменяют Алексея и Антона в случае необходимости, получая оплату за свой труд сразу после смены.
Раз в месяц в хостел приглашают человека, который делает генеральную уборку. Стиркой белья занимаются прачечные. Небольшой опыт по самостоятельной стирке и глажке убедил: у профессионалов это получается лучше. Бельё выглядит более чистым и лучше пахнет.
У хостела «Якорный парк» большая и заметная вывеска. Ей Антон уделил особое внимание. Вывеска очень хорошо привлекает клиентов «с улицы». Рядом с хостелом находится довольно оживлённая по местным меркам дорога. Вывеска видна и пешеходу, и из окон проезжающих машин. В первые недели существования заведения многие посетители приходили именно «на вывеску».
У хостела есть собственный сайт, есть свои страницы в соцсетях Facebook, «Вконтакте», Instagram, есть аккаунт на Booking.com и других сервисах бронирования. В продвижении ставка делалась на соцсети и основные букинг-сервисы. Сегодня большая часть клиентов приходит именно оттуда.
В соцсети администрация хостела выкладывает небольшие рассказы о «своих» постояльцах, их видеообращения и фото. Таким образом, с помощью соцсетей формируется эффект «сарафанного радио». Информацией о необычном хостеле постояльцы охотно делятся со своими друзьями - количество клиентов, которые приезжают по рекомендации, постепенно растёт.
«Одна из наших задач – не просто построить хостел и заработать денег, а «продвинуть» свой город, рассказать про него. По нашим страницам в соцсетях и сайту у людей формируется впечатление не только о хостеле, но и о городе Петрозаводске и Карелии. Наша задача – чтобы они приехали, и проживание у нас стало приключением, частью положительных впечатлений от поездки», - делится Антон Бачинский.
Петрозаводск расположен недалеко от Финляндии, но туристов из этой страны в хостеле пока не так много, как на это рассчитывал Антон. Поэтому для их привлечения в ближайшее время появится версия сайта на финском языке. Для туристов из других стран заработает сайт на английском.
В будущем расширится список дополнительных услуг. Владелец хостела хочет предлагать своим клиентам «чайную карту» и проводить чайные церемонии. Зимой будет работать прокат беговых лыж для катания по зимнему озеру. Возможно, следующим летом появится прокат гидроциклов на Онежском озере, от которого до хостела около ста метров.
В холодное время года, когда турпоток снижается из-за погодных условий, в хостеле рассчитывают, что в борьбе за клиента поможет именно капсульный формат. «Наша «фишка» - наш уют. Мы предлагаем «тёплый» формат и максимальный комфорт по цене хостела. Я уверен, что это сыграет нам на руку в холодный сезон», - рассчитывает Антон.
К следующему сезону хостел планирует расшириться до 25 капсул за счёт прилегающих квартир. «Но тут всё упирается в необходимость привлечения инвестиций. Мы доработаем первый сезон, поймём цифры и уже тогда приступим к вопросу расширения», - резюмирует Антон Бачинский.
Как устроен хостел и как на нём заработать.
Как открыть хостел в своей квартире.
Как заработать на экскурсиях для иностранцев.