Свой первый заказ томский дизайнер Александр Белов получил случайно – сделал подарок другу, тот выложил фото подарка в интернет, фото увидел заинтересовавшийся клиент – и позвонил Александру. Тот звонок стал началом небольшого, но гордого бизнеса – студии по изготовлению хэнд-мейд-аксессуаров Belov. О том, можно ли заработать ремеслом серьёзные деньги и где искать клиентов, Александр Белов рассказал для Biz360.
Александр Белов, дизайнер и предприниматель из Томска, основатель студии
Belov, специализирующейся на производстве аксессуаров из кожи и дерева. По образованию – инженер-программист. Студию открыл в партнёрстве с Никитой Агаповым. Нестандартные аксессуары студии Belov пользуются спросом не только у томичей, но и далеко за пределами региона.
Я со студенческой скамьи увлекался столярными работами: мастерил подарки для приятелей, всякие штуки по дому. Для меня это было хобби или способом заводить знакомства, а не заработком. В какой-то момент попался приятель, который занимался «кожным» делом. А у другого приятеля намечался день рождения. Я попросил у «кожника» одолжить некоторое количество материала и смастерил в подарок папку, куда вложил распечатанную книгу. А друг выложил фотографию папки в интернет.
Я уехал в Германию учиться по обмену, через полгода вернулся, получил диплом инженера-программиста, окончательно осознав, что это не моё. И вдруг мне позвонил мужчина из Минска – сказал, что хочет такую же папку!
Так я понял, что могу зарабатывать ремеслом. Стартовым капиталом стали 20–30 тысяч рублей, которые я потратил на самые дешевые американские инструменты. Первым помещением, где я мастерил, был собственный балкон. Сейчас у студии есть мастерская, здесь работают четыре человека - дизайнер, финансовый директор, еще один мастер и я.
Если начинал я с одного кошелька и папки, то сейчас в линейке - десятки изделий. Это кошельки, ремни, браслеты, подарочные деревянные коробки. Идеи появляются абсолютно из различных источников. Что-то предлагают заказчики, некоторые рождаются в моей голове – мастерю и для себя. Бывает такое, что заказчик предложил сырую идею, я её дорабатываю, две головы всегда лучше. В итоге получается один нормальный продукт.
Основных материалов, которыми я пользуюсь в работе, три – это кожа, дерево и фанера. С материалами в родном Томске, на самом деле, довольно туго, поэтому приходится все заказывать из Москвы или из-за границы. Например, древесины в регионе много, но поставщики заинтересованы в том, чтобы продавать сырой материал вагонами. Амне же нужно немного, но сухого и качественного дерева, а с этим проблемы.
Химия отечественная мне не нравится, предпочитаю иностранную. У некоторых компонентов просто нет заменителя. Удивительно, но кожа, которая производится на территории России, тоже подорожала, причём так, будто ее делают за границей. Поэтому курс доллара и евро сказался на мне, как и на большинстве производителей.
Санкции тоже не прошли мимо. Все российские малые предприниматели потеряли легкий доступ к зарубежному рынку из-за экономических ограничений. Даже PayPal для тех, кто заводил аккаунт после 2010 года, выходит с ограниченными возможностями.
Основной инструмент, который мы используем в работе – это шило. Без него никак. А если серьёзно, приспособлений довольно много. Например, лазерный станок, с помощью которого мы делаем подарочную деревянную упаковку с выжиганием. Но я не могу сказать, что есть какие-то уж совсем «навороченные» штуки.
В принципе, все стандартно, а большинство из моих инструментов вы найдёте в мастерской у любого столяра - клей, химия, картон, дрель, стамеска у нас имеются. А вообще, я считаю, что в такой работе главное – наличие головы и рук. Причем, во всех смыслах слова.
Так получилось, что конкретной целевой аудитории у нас нет. Обратиться может кто угоно. Чаще других приходят молодые люди от 23 до 30 лет со средним достатком или выше среднего. Не каждый сейчас может позволить себе кошелек за 2500 рублей. Впрочем, я в свои 16 лет и 500 рублей считал за бешеные деньги. Правда, в мои 16 лет и деньги другие были.
Конечно, как и все любим корпоративных клиентов. Были заказы на несколько кошельков сразу, когда мы сутками работали, не выходя из мастерской. Недавно позвонили в четверг и попросили к воскресенью разработать и реализовать упаковку из дерева, в которую должны поместиться 15 книг, столько же DVD и пара флешек. По идее, такой проект делается намного дольше, чем за четыре дня. Но мы напряглись и как-то успели.
Откуда о нас узнают люди, для меня до сих пор остается загадкой. Часто срабатывает сарафанное радио. Например, я сделал подарок для приятеля какого-нибудь клиента. Тот оказался обеспеченным человеком, у которого такие же друзья. Раз – у нас есть заказ. Помогают, конечно, и социальные сети – «Вконтакте», Instagram. Думаю, что оба канала неплохие. Мы занимаемся самопиаром так, как умеем. Каких-то специальных средств в это не вкладываем, специалиста не нанимаем.
Разброс цен у нас довольно большой. Например, обычный деревянный (но качественный!) горшочек будет стоить рублей 150. А стоимость кожаного портфеля приблизится к 20 000 рублей. Многое зависит от материалов, обработки. Я не могу сказать, что сложность работы оказывает прямое значение на цену изделия – бывает так, что я, например, способен взяться за работу больше из любопытства, чем ради выгоды.
Вообще, если вы хотите зарабатывать огромные деньги – то вам точно не по адресу. В нашем ремесле выживают только сумасшедшие фанаты своего дела. Каких-то несметных богатств или сокровищ в нашем деле не найти.
Как заработать на "суровых" сувенирах из шоколада.
Как устроен "авторский" кондитерский бизнес.
Как заработать на производстве харизматичной кухонной утвари.