Несмотря на то, что за последнюю сотню лет человечество существенно продвинулось вперёд в борьбе за равноправие полов, женщинам по-прежнему сложнее строить карьеру и увеличивать свой доход, чем мужчинам. И большинство предпринимателей и руководителей компаний – тоже мужчины. Директор красноярской веб-студии «Оптимизация» Софья Гаева в своей авторской колонке рассказала, как женщина может использовать свои преимущества в бизнесе.
Софья Гаева, 26 лет, предприниматель из Красноярска, основатель веб-студии
«Оптимизация». Окончила институт филологии и журналистики Сибирского федерального университета. Компании «Оптимизация» три года, за это время она продвинула на первые строчки в интернет-поисковиках более 350 сайтов, заняла второе место в рейтинге веб-студий по Красноярску по версии CMS-magazine и попала в список 100 лучших фирм России по версии SEOnews. Софья замужем, воспитывает сына.
Давайте признаем: у мужчин меньше проблем с ведением бизнеса. Они больше приспособлены к этому от природы. Своё дело – это невероятный стресс, это огромная ответственность. Шаблонная «стрессоустойчивость» из резюме здесь обретает реальный смысл: женщины в большинстве своём более эмоциональны, их гормональный фон не всегда стабилен и они не могут на это повлиять. Именно поэтому им бывает сложнее сохранять хладнокровие, когда это необходимо.
А у предпринимателя характер должен быть железным всегда. Должна быть железная воля и способность принимать решения – причём, принимать их быстро, даже важные и рискованные. Всё это мужчинам дается проще просто по биологическим причинам. И это, к сожалению, все знают.
Если вы женщина, особенно молодая, уровень доверия к вам может быть ниже просто в силу вашего пола и возраста. Меня в 23 года заказчики не воспринимали всерьёз и через день просили передать что-то «моему руководству». Что остаётся? Продолжать работать, зарабатывать авторитет. На самом деле, и мужчинам всё равно приходится делать то же самое, чтобы в них увидели профессионалов – тут неравенство только на поверхности, а по факту все проходят один путь.
Потом у женщин дело доходит до создания семьи и рождения детей, и им добавляется новая проблема: найти баланс между семьёй и бизнесом. Близким всегда будет нужна поддержка жены и мамы, и в то же время у неё может сломаться сайт или закапризничать клиент – обе эти сферы нельзя просто отодвинуть в сторону.
Тут каждый ищет баланс, у каждого он свой – здесь важно, чтобы с семьёй можно было договориться, и чтобы близкие тебя поняли. Без их поддержки о равновесии можно забыть сразу. Например, я работаю четыре дня в неделю примерно по шесть часов. Остальное время провожу с семьёй - у меня муж и маленький сын, с которым помогает бабушка. Но вечером и в выходные я обязательно с родными. После 18 часов работа для меня – табу.
Так получается уделять время всем. Правда, если добавляется дело из сферы здоровья, красоты или саморазвития, то равновесие рушится. Пойти на дополнительное обучение или заболеть – значит просесть в работе или пожертвовать временем дома. Остаётся следить, чтобы такие сбои бывали не часто, а в остальное время все силы направлять на поддержание баланса.
С моей точки зрения, такое балансирование лучше, чем быть очень успешной, но одинокой. Подобных примеров у меня перед глазами много. Такие женщины берут всю ответственность на себя, им тяжело в принципе попросить мужчину о помощи, и поэтому в их жизни больше той же «борьбы полов». Но мне было бы тяжело как раз не иметь поддержки мужа. Конечно, тут каждый выбирает путь по себе.
Тем не менее, я не верю в «женские» и «мужские» бизнесы. Выбор сферы зависит только от мироощущения владельца. Например, моё дело – создание и продвижение сайтов - называют больше мужским. А единственный аргумент заключается в том, что программистами пока ещё становятся в основном мужчины. Поэтому, да, наш коллектив в основном мужской. Но бизнес у нас женский - потому что во главе него стоит женщина. И, я думаю, пол несколько меняет сам принцип ведения дел. Чем больше я занимаюсь своим делом, чем явственнее вижу отличия.
И вот что я могла бы посоветовать бизнес-леди.
Во-первых, вы точно красивы. Пользуйтесь этим! Мужчины не стесняются пользоваться своим обаянием в работе с людьми – почему же этого должны стесняться женщины? Выбирайте женственные наряды на деловые встречи. Речь не о «сексуальности» - не нужно глубоких декольте, коротких юбок. Достаточно платья спокойных тонов, но подчеркивающего фигуру. Например, если у вас тонкая талия, наденьте приталенное платье.
Девушки, я вполне серьёзно: приталенное платье увеличит ваши продажи!
Во-вторых, будьте дружелюбны. Улыбайтесь вашему собеседнику при переговорах. Банально, но вкупе с обаянием это разрядит атмосферу – и тоже увеличит ваши продажи.
В-третьих, если вы не любите конфликты – ничего страшного, это тоже можно использовать: оставайтесь мягкой. Психологи, и я с ними солидарна, рекомендуют говорить о своём негодовании следующим образом. Не говорите, каким вы считаете человека, и почему им недовольны. Скажите, что вы чувствуете от его действий. Например, на прошлой неделе к нам поступило более 100 заявок на продвижение сайта. В отчёте к концу дня выяснилось, что каждый из моих менеджеров отзвонил всего по 10. Можете представить, в какой я была ярости?
Но я не стала ругаться. Я сказала о том, что чувствую: что очень расстроена и что сильно переживаю по этому поводу. Это позволило избежать конфликта, и работа на следующий день была выполнена.
Наконец, даже женскую склонность к заботе и любовь к красоте можно применить в бизнесе. Например, я дарила своим клиентам открытки ручной работы на Новый год и день рождения. Сейчас заказчиков стало очень много, поэтому я просто заказала открытки с фирменным дизайном. Тем не менее, такой сюрприз тоже приятно получить. Клиент становится очень лояльным, а значит - платит без задержек. Много вы знаете руководителей-мужчин, которые бы заморочились для клиентов с хендмейдом? Вот и я о том же.
Семь вдохновляющих историй о необычных бизнесах.
Семь вдохновляющих историй о женщинах-предпринимателях.
Семь вдохновляющих историй о мужчинах-предпринимателях.