Деловые мероприятия, которые регулярно проводятся в крупных российских городах, привлекают аудиторию статусными спикерами. Чем известнее спикер, тем больше людей он может «собрать». «Но далеко не всегда популярность и уровень профессионализма равнозначны друг другу», - замечает Радислав Гандапас, президент Ассоциации спикеров СНГ. В своей авторской колонке для портала Biz360.ru он рассказал о том, чем может быть полезен спикер предпринимателям и как развивается рынок спикерских услуг в России.
Радислав Гандапас, 52 года, бизнес-тренер, спикер, президент Ассоциации спикеров СНГ. В 1991 году окончил филологический факультет Одесского государственного университета. В том же году стал преподавателем русского языка и литературы в средней школе. После этого работал заместителем директора Одесского Дома учёных. В 2001 переехал в Москву, где начал карьеру бизнес-тренера. В 2004 году основал компанию «Академия ораторского мастерства». Автор 10 книг по лидерству и ораторскому искусству, часть из которых издана на 5 языках, а также 14 фильмов. В 2019 году вошёл в мировой рейтинг спикеров Top30 Global Gurus, став единственным представителем от стран Восточной Европы и СНГ.
Когда говорят про спикеров и коучей, нередко возникает путаница. Это разные специалисты, у которых разный род деятельности. Путаница происходит из-за того, что спикеров представляют, порой, так: «автор книги тако-то, консультант, коуч…».
У коучей работа похожа на работу психотерапевта: они общаются с клиентом с глазу на глаз, вникая в его проблемы и помогая ему достичь некой жизненной или профессиональной цели. Коучи, приглашаемые компанией, помогают менеджерам выдерживать нагрузки, сохранять мотивацию и высокую эффективность.
Профессия спикера относится к «помогающим» профессиям, и тут очень важно не навредить. Мы существуем, чтобы помочь людям максимально реализовать профессиональный и жизненный потенциал. Спикер может открыть человеку новые горизонты и привнести в работу нечто принципиально новое. Если тема выступления спикера узкая, то это хорошая возможность для обучения сотрудников. Мотивационные же речи добавляют энергию в коллектив, а это, в свою очередь, помогает росту компании.
Информация, которую мы несём своей аудитории, должна быть актуальной и проверенной. На этом строится одна из этических основ нашей профессии. Обновление информации происходит постоянно, поэтому спикер должен следить за этим непрерывным процессом. Неправильно, когда он опирается на исследования 10-летней давности или на неподтверждённые данные. Потому что 80% работы спикера – это работа с информацией, общение в профессиональной сфере, изучение актуальных источников.
Однако некоторые коллеги используют вымышленные данные, чтобы подвести аудиторию к ложному выводу. Это грубейшее этическое нарушение, которое наша Ассоциация спикеров стран СНГ и другие мировые ассоциации стараются пресекать. Мы понимаем, что люди в зале нам доверяют.
Чтобы учить бизнесу, нужно уметь искать и обрабатывать информацию, исследовать успешные и неуспешные кейсы, владеть методикой обучения, которая позволяет эти обобщенные сведения донести в адекватной форме и обеспечить их усвоение.
Практика бизнеса и обучение бизнесу - разные виды деятельности и ими должны заниматься специалисты. Впрочем, практик может освоить и методы обучения бизнесу и вследствие этого стать хорошим преподавателем или спикером. Но ему придётся потрудиться над тем, чтобы дистанцироваться от своего уникального опыта и быть открытым другим моделям.
Успешный спикер, кстати, всегда предприниматель. У него небольшая команда, маркетинг, финансы и прочие атрибуты предпринимательской деятельности. На меня, например, работают шесть человек, у меня есть офис в «Москва-Сити», бухгалтер, два юрлица. Я довольно заметный налогоплательщик. Но когда я провожу тренинги или выступления, я рассказываю не о себе и своём опыте, а о тех, кто пришёл меня слушать и об их будущем.
Положим, некий успешный предприниматель решил учить тому, как делать бизнес. Чему он будет учить? Тому, что делал сам. Каковы гарантии, что в обстоятельствах его учеников те же действия дадут тот же результат?
Рынок спикерских услуг в России только формируется. Но темпы роста позволяют предположить, что в скором времени он достигнет международного уровня. Недавно созданная Ассоциация спикеров СНГ делает всё, чтобы рынок спикерских услуг развивался быстро и цивилизованно, в интересах всех его участников.
Мировой рынок публичных выступлений оценивается в $5 миллиардов. Сумма может показаться небольшой в сравнении с рынком углеводородов, например, но нужно понимать специфику этой сферы, для которой данный показатель вполне существенный. Во сколько оценивается российский рынок, говорить сложно. Не думаю, что сейчас это какие-то серьёзные суммы, да это и не очень важно: главное, что есть потенциал и очень заметная динамика роста.
В России работают максимум 20 профессионалов высокого уровня, которые соответствуют мировым стандартам. Но есть потенциал, который нужно развивать. Когда приезжаю на зарубежные форумы, вижу высокий уровень подготовки. Там больше истории и культуры этой профессии, больше механизмов обучения спикеров. У нас же большое количество самоучек.
В России системы многолетнего поэтапного обучения спикеров пока нет: не учат у нас работе с материалом, презентацией, аудиторией, маркетингом, рекламой. Всего этого пока не существует в виде законченного продукта. Ассоциация спикеров СНГ активно работает над созданием профессиональных курсов.
Я пока не знаю ни одного нашего спикера, на которого есть высокий спрос за границей. Но это не означает, что ситуация не изменится уже завтра. Единственный барьер – иностранные языки, знание которых является необходимым условием для успешного продвижения за рубежом. Сейчас я пробиваю этот лёд пока один. Выступаю в Индии, Малайзии и Сингапуре, получил приглашения из Намибии и США. В горизонте двух лет, думаю, смогу выступать по всему миру. Я уверен, что мой опыт будет полезен другим спикерам, и они пойдут по моим стопам.
Сейчас клиент при выборе спикера опирается на ту информацию, которую он способен найти. В интернете можно обнаружить массу информации о человеке, посмотреть его выступления на YouTube. Но далеко не всегда популярность и уровень профессионализма равнозначны друг другу.
Некоторые люди считают, что профессия спикера не имеет права на существование, и невозможно донести ничего ценного в рамках публичного выступления. Бывает так, что люди идут на тренинг и ожидают конкретных результатов за один-два дня. Но, приходя в тренажёрный зал, вы же не надеетесь на быстрые результаты за пару занятий? Для этого нужен год усердной работы.
С тренингами и конференциями – такая же ситуация: нужно регулярно на них ходить. Одно посещение может не давать эффект. Даже если опросить полмиллиона человек о пользе тренинга, мнения будут разниться. А в интернете люди охотнее пишут критику, чем слова благодарности. Профессиональное сообщество спикеров заинтересовано в повышении уважения к профессии и, конечно, в создании единых стандартов профессионализма.
Пусть говорят: как устроен и на чём зарабатывает центр развития речи.
«О чём молчат бизнесмены»: как Олег Коноваленко едва не потерял компанию.
Конкуренция и конкурентная борьба: 10 уроков от предпринимателей-практиков.