Полина Аписарова по образованию – социолог. Ещё во время учёбы в вузе она нашла работу по специальности, но делом, которое приносит ей истинное удовольствие, стало создание зеркал. Полина, не захотев тратить время на нелюбимую работу, ушла из офиса – и последние два года изготовление зеркал на заказ – её основной источник дохода. О том, как заработать на авторских зеркалах ручной работы, Полина Аписарова рассказала порталу Biz360.ru.
Полина Аписарова, 25 лет, основатель бренда интерьерных и карманных зеркал
Аpisara glass. Родилась в Екатеринбурге, выросла в небольшом посёлке в Удмуртии. Высшее образование получила в Екатеринбурге на факультете социологии в УрФУ. После вуза работала в компании, занимающейся социологическими исследованиями. В 2017 году основала мастерскую по производству зеркал.
Всё началось с того, что в студенческие годы я состояла в студотряде и каждое лето работала проводницей. Благодаря этой работе попала в Мурманск. В свободное время гуляла по городу - и как-то нашла цветные осколки стёкол. Не знаю зачем, но я их собрала. Потом в поезде разбивала их на разноцветные осколки и делала подвески. Мне так понравился результат, что, вернувшись домой, я стала экспериментировать: искать новые материалы и способы оформления. Начала изучать, как можно обрамить эти стёкла металлом. Постепенно я обучалась этому ремеслу, экспериментируя на флорариумах, украшениях с цветами и небольших витражах.
Тогда, чтобы сэкономить на материалах, я обращалась в стеклорезки, где мне давали коробки со стекольным мусором. Среди этого мусора часто попадались зеркала, я всегда их убирала в сторону, потому что они мне были не нужны, в этом направлении я не мыслила.
Но в какой-то момент в голове щёлкнуло: зеркало – это то же самое стекло, почему я не могу попробовать работать с ним? Тогда я сделала первое карманное зеркальце с высушенными листиками. Со временем захотелось чего-то другого, и я начала паять настенные зеркала с веточками и листочками из металла. После того, как придумала это, появился настоящий простор для творчества.
Так больше двух лет назад появилась Аpisara glass. Название я образовала от своей фамилии, потому что хотела, чтобы бренд был привязан ко мне. Все зеркала я делаю сама, сама общаюсь с клиентами, сама веду Instagram – рассказываю в нём не только о зеркалах, но и о жизни. Моё дело тесно переплетено с увлечениями и интересами. Я люблю природу, поэтому беру зеркала в путешествия и там их фотографирую. Так что Аpisara glass – полностью моё отражение.
С того момента, как я попробовала сделать зеркало, до первой продажи прошло примерно полгода. Тогда я трудилась в офисе, а вечерами училась паять дома. В фирму, которая занимается социологическими исследованиями, я попала ещё в студенческие годы. Я всегда понимала, что выполняю задачи, которые лично для меня ничего не значат, из-за этого интерес постепенно пропадал.
Когда начала заниматься зеркалами, то поняла, что больше не могу погружаться в офисную работу, думаю о другом, отвлекаюсь. В то же время я не могла развивать своё дело, потому что офисная работа съедала все силы и время. В тот момент, несмотря на хорошие отношения с руководителями, я без сомнения выбрала своё дело.
Из офиса ушла не сразу. Сначала перешла на полставки. В это время работала со своими опасениями по поводу того, что могу выгореть, сидя дома и занимаясь одним и теми же делами. Составляла планы и списки дел на тот случай, если что-то пойдёт не так. Но оказалось, что после увольнения свободного времени стало не намного больше – я всё время была чем-то занята: ездила за материалами, проводила встречи, работала дома, отправляла заказы. С тех пор ни разу не жалела о своём выборе, несмотря на то, что не всегда всё шло гладко.
В начале пути мой товар был новым, его покупали на эмоциях, и мне ничего не нужно было делать для продаж. Плюс тогда у меня были очень низкие цены, работала почти по себестоимости. Потом подняла цены. Это привело к тому, что люди стали дольше обдумывать решения, продаж стало меньше. Появилась необходимость тратить силы на привлечение новых клиентов.
Первые работы я публиковала на своей странице «ВКонтакте». Выкладывала фото без описания, подписей, указания цен – естественно, никто ничего не покупал. Первые продажи я сделала на одном из маркетов в нашем городе. Долго не решалась туда идти, была убеждена, что для этого нужно иметь хороший опыт продаж в онлайне, но меня переубедила подруга.
После маркета сразу завела страницу в Instagram и стала продавать через неё. От «ВКонтакте» отказалась, потому что для меня эта соцсеть неинтересная и неживая. В Instagram получаю гораздо больший отклик.
Сейчас на моей странице больше 3,7 тысяч подписчиков. В основном подписчиков мне приносит участие в SFS и марафоны. Я почти не делаю таргетированную рекламу, думаю, что на это нужно тратить деньги только в том случае, если ты умеешь её правильно настраивать.
Я несколько раз работала с блогерами по бартеру и давала рекламу в пабликах. Могу сказать, что это рулетка: ты тратишь деньги и время на изготовление зеркал, но никогда не знаешь, каким будет результат от сотрудничества с блогером. Были случаи, когда вроде бы у блогера была подходящая аудитория, но эффекта я не получала.
Я проходила очень много курсов не только по ведению страниц и продвижению в Instagram, но и по бизнесу. Какими бы крутыми они не были, все сводится к тому, что тебе нужно просто действовать, двигаться и быть на виду.
Пока Instagram остается основной площадкой продажи моих работ. Делаю свой сайт, но времени на это остаётся не слишком много. При этом я не использую готовые шаблоны для оформления магазина, поэтому работа продвигается медленно.
Технику, в которой я работаю, осваивала сама. С радостью бы обратилась за помощью, но было не к кому. Зато благодаря этому я выработала свой стиль и опытным путём узнала о всех тонкостях. Когда я начинала, зеркала в технике «тиффани» в России почти не делали, чуть чаще они встречались у мастеров из Азии или Америки. Стилистика их моделей была совсем другой, а декор нередко был выполнен не из металла, а с использованием витражных стёкол.
Я работаю с металлом. Никаких готовых деталей нет, всё паяю с нуля. Работу начинаю с того, что обклеиваю зеркало специальной лентой, похожей на скотч, одна сторона которой медная. Дальше опаиваю её металлом. Получается несъёмная рама. В основе металлического декора в виде веточек и листиков – проволока.
У меня получаются зеркала, в которых нет идеально ровных линий или гладких швов. Я специально придаю работам рельеф, фактуру, подчеркиваю неровности, чтобы зеркала были «живыми». А ещё они очень прочные, хоть и кажутся воздушными и хрупкими.
Начинала я с карманных зеркал, но потом стало интересно делать что-то более масштабное. Когда-то сделала первое зеркало диаметром 35 см, оно казалось мне гигантским. Теперь для меня это стандартная модель.
Максимальный размер работы, которую я делала – 1,5 метра в длину. Это модель «Флора»: само зеркало – круг диаметром 45 см, а всё остальное – металлический декор. Самое большое по длине зеркальной части – это овал 110 см, отражающий человека в полный рост.
Конкуренция в моей нише пока не очень большая, но некоторые уже начали копировать мои модели, что уж говорить о приёмах, которые я использую. Также вижу, как крупные мастера начинают делать зеркала и понимаю, что скоро и они выйдут на рынок и предложат что-то своё.
Сейчас зеркала у меня стоят от 1 до 30 тысяч рублей. Самое дорогое зеркало – «Флора». В этой модели я паяю из металла разнотравье: листочки, веточки, цветочки - всё, что захочет заказчик. За 1000 рублей я продаю карманное зеркало с растением, хотя первое время такие зеркала стоили 500 рублей.
Настенное зеркало диаметром 35 см – самое универсальное и часто заказываемое – стоит 5700 рублей, но сначала я продавала его за 3500 рублей. Эта цена уводила меня в минус, но я говорила себе: ты делаешь это ради факта продажи, получения опыта и отзывов.
Сейчас я понимаю, что даже нынешние цены должны быть выше. Пока не поднимаю цены по двум причинам: обо мне практически ничего неизвестно широкой аудитории, плюс большая часть нашей страны, к сожалению, просто не сможет их себе позволить.
Пару раз я делала скидки, теперь категорически от них отказалась. Один раз я сделала скидку 30% и чуть не ушла в минус. Это если у тебя очень высокая цена, ты можешь сделать небольшую скидку, оживить аудиторию и остаться в плюсе. А когда цена позволяет тебе лишь покрывать расходы и зарабатывать на жизнь, то делать скидки очень рискованно.
Сейчас в основном делаю всё на заказ. Исключение – новые модели. В среднем сейчас я продаю зеркал на 30-40 тысяч рублей в месяц. Но бывают и более удачные месяцы. Я могла бы делать и больше работ, но я не трудоголик. Если за окном хорошая погода, могу всё бросить и поехать кататься на велосипеде или отправиться в горы. Мне хочется максимально наслаждаться свободным временем, которого в период учёбы, подработок и работы в офисе, у меня не было.
Часть тех денег, которые зарабатываю, идёт на материалы для новых работ. Первое время я вообще все заработанные деньги тратила на металл, паяльники, химические жидкости. Траты были большие из-за того, что приходилось много экспериментировать и пробовать. У меня огромная коллекция паяльников, которые мне не подошли, химикатов, которые я не использовала, не пригодившихся кусков стекла.
Себестоимости зеркала я не знаю. Посчитать её сложно по нескольким причинам: модели все очень разные, много зеркал я делаю по индивидуальным заказам. Для их создания требуется много разных компонентов, которые продаются килограммами и метрами. Сколько тратится на ту или иную вещь, посчитать непросто, и я пока не вижу в этом необходимости.
Многие вещи делаю в бизнесе не так, как нужно: не веду учёта, не знаю точно, сколько зеркал продаю в месяц и сколько на этом зарабатываю. Я хотела вести базу всех клиентов и даже начинала это делать, но надолго меня не хватило, хотя это делать обязательно нужно.
Я бы хотела записывать когда, кому и что отправляла, хотела бы лучше знать свою целевую аудиторию. Но так как я до сих пор не сделала анализ, назвать свою целевую аудиторию мне сложно, к тому же она довольно разная по своим характеристикам. По образованию я социолог и не хочу оценивать это «на глазок».
Если говорить о самых простых параметрах, то мои клиенты – женщины, возраст самый разный – от 25 и до 50 лет. Мои карманные зеркала покупают люди, похожие в чём-то на меня – любят милые душевные вещицы, природу, которой я вдохновляюсь, ценят ручной труд. Чаще всего отправляю работы в Москву, Питер и другие города центральной части России. Есть клиенты и из Екатеринбурга, но их не так много.
Ещё одна особенность моих клиентов – они часто возвращаются. Кто-то купил зеркало в подарок подружке, а потом захотел такое же для себя, кто-то покупал карманное, а потом заказал и для дома. Одна из моих клиенток заказала уже четыре интерьерных зеркала, потому что первые три понравились её друзьям и родственникам, и она их раздарила. Это очень ценно и приятно.
Одна из ближайших моих задач – выход на международную аудиторию. Я начала создавать свой магазин на маркетплейсе Etsy. Когда открою его, буду ощутимо повышать цены. Единственная сложность, которую я вижу в торговле заграницу – дорогая доставка.
Моя мечта – открытие собственной студии. Пока я работаю дома, но хочу развития. Для этого нужно найти помещение, в котором можно будет установить вытяжки, организовать мастерскую и зону шоу-рума.
Сейчас у меня есть помощник. Я всегда понимала, что мне нужно расти, и что для этого понадобится команда, но рассуждала так: вот когда у меня будет много заказов, тогда и найду человека. А прошлым летом подумала, что появление помощника может стать для меня дополнительной мотивацией для роста и более активного поиска заказчиков. Тогда я сама предложила одному знакомому работать со мной. Это очень ответственный человек, которому я полностью доверяю. В основном он делает либо довольно монотонную, либо тяжелую для меня в физическом плане работу. Он занят не постоянно, зову его, когда есть необходимость.
В будущем у меня однозначно будет команда, которая займётся всеми этапами создания изделий, кроме сборки. Её, как и разработку моделей, я хочу оставить за собой. Процесс сборки будет сложно кому-то доверить. Я помешана на прочности и качестве. Не делая этого сама, я не буду знать, насколько прочно человек всё спаял. Плюс в пайке есть много нюансов, которые учесть неопытным мастерам очень сложно. Всё остальное я с радостью делегирую.
Читайте также:
Монстры на заказ: как заработать на реквизите для квестов.
Королевство прямых зеркал: как заработать на авторской мебели.
Своими руками: восемь лайфхаков от практиков ремесленного бизнеса.