Анастасия Постригай начинала свой бизнес с аккаунта в Instagram, в котором небанально рассказывала об искусстве. Менее чем за год она набрала аудиторию в 40 тысяч подписчиков - и стала продавать ей онлайн-курсы. Сейчас Анастасия возглавляет школу популярного искусства Op Pop Art, которая успешно работает исключительно в онлайне – что позволило ей практически не «просесть» в текущий кризис по выручке. О том, как заработать на онлайн-курсах по искусству, Анастасия Постригай рассказала порталу Biz360.ru.
Анастасия Постригай, основатель
«Школы популярного искусства Op Pop Art». Окончила РГГУ по специальности «медиа в искусстве»; также получила профессиональное образование арт-эксперта и антиквара в школе «Гелос». Будучи студенткой, начала работать в антикварном салоне продавцом-консультантом, а с 2006 года стала его директором. С 2008 по 2011 год занималась арт-дилерством. Собственный проект Op Pop Art основала в 2015 году.
Анастасия Постригай проработала в антикварной индустрии около 7 лет. В определённый момент стала испытывать разочарование. Основная причина, по её словам, в том, что в России вести антикварный бизнес по-честному было невозможно, всё сводилось к кулуарным продажам.
В 2008 году после обвала рубля и экономического кризиса у Анастасии возникла идея создать маркетплейс для продажи антикварных изделий – тогда сделки стали бы открытыми и более честными. Она составила бизнес-план проекта, участвовала в конкурсах и питчингах для стартапов. «Я сделала много движений, но запустить проект у меня не получилось».
Параллельно с этим Анастасия работала в частной галерее, где в числе прочего организовывала лекции об искусстве. Их она проводила не так, как этому учат искусствоведов в вузах. «Я не любила так называемый «трёхэтажный» искусствоведческий язык: когда говорят сложно и для 99% слушателей непонятно. Моя задача – нести искусство для широкой аудитории. Поэтому я рассказывала об искусстве просто и понятно, позволяла шутки», - вспоминает Анастасия.
В 2013 году Анастасия ушла в декрет и перестала на некоторое время думать о работе. А через 9 месяцев после рождения сына решила написать книгу. Она объясняет это тем, что не могла больше сидеть дома и ничем не заниматься. Анастасия понимала, что ей как начинающему автору будет сложно заинтересовать своим произведением серьёзное издательство. Но если бы у неё была своя аудитория, которая уже ждала бы выхода книги, переговоры проходили бы проще. Таким замысловатым путём Анастасия пришла к идее завести свой аккаунт в Instagram на тему искусства - Op Pop Art.
«Я рассказывала об искусстве простым языком, с юмором. Тогда были очень популярны мемы, я их использовала. Находила в Pinterest интересные картинки – например, как переделывают картины, используя в них героев мультсериала «Симпсоны». Люди стали подписываться на мой Instagram, через полгода у меня было около 5 тысяч подписчиков, тогда эта цифра казалась очень большой», - замечает Анастасия.
Уже в начале 2015 года она поняла, что вряд ли сможет написать книгу. У Анастасии не было няни, а в те моменты, когда она могла не заниматься ребёнком, нужно было писать посты для Instagram. Времени катастрофически не хватало.
Тогда же Анастасия подумала, что вместо текстовых постов ей было бы проще записывать видео об искусстве. Она решила создать небольшой видеокурс, чтобы продавать его своим подписчикам. К разработке курса привлекла знакомых, с которыми состояла в одной протестантской общине. Они помогли ей со сбором информации для курса и организацией съёмок. Курс продавался за 690 рублей.
«Продавать его за 500 рублей было жалко, а за тысячу - дорого. Поэтому установила такую цену. Тогда я заработала 25 тысяч рублей, и это было для меня большим событием», - рассказывает Анастасия.
Для продвижение курса она использовала только собственный Instagram. Поняв, что исчерпала свою аудиторию, задумалась о платном продвижении аккаунта и пошла на курсы по развитию и продвижению своего Instagram. А после стала изучать и другие материалы по этой теме.
В результате глубокого проникновения в тему к середине 2015 года у Анастасии уже было 40 тысяч подписчиков. И она решила сосредоточиться на монетизации своего Instagram и запуске новых видеокурсов об искусстве. Можно считать, что именно тогда «Школа популярного искусства Op Pop Art» сформировалась как проект.
Летом 2015 года Анастасия создала курс об искусстве для детей. Параллельно с подготовкой курсов основательница Op Pop Art устраивала арт-вечера – по сути, перенесла свои лекции в офлайн. На них приходило около 100-150 человек – подписчики из Instagram.
«В среднем с одного арт-вечера я зарабатывала около 100 тысяч рублей. Плюс мне немного капало с онлайн-продаж курсов. Этих денег хватало, чтобы содержать штат первых сотрудников – пять человек», - говорит Анастасия Постригай.
К осени она поняла, что следует запускать новый продукт – онлайн-школу. Это позволило бы объединить отдельные курсы в одну систему. Экономическим плюсом проекта стало бы увеличение среднего чека. Для создания такого продукта у предпринимательницы была лояльная аудитория, «горячая» база и уникальный продукт.
«Я понимала, что онлан-обучение удобно, за ним будущее и большие возможности для дальнейшего роста. Поэтому я даже не рассматривала других вариантов для своего проекта», - подчёркивает Анастасия.
Запуск онлайн-школы состоялся в октябре 2015 года. Обучение в ней длилось 3 месяца. Предприниматель рассчитывала заработать с первого потока 300 тысяч рублей. Но действительность превзошла эти ожидания - выручка составила около миллиона рублей.
Сейчас под брендом Op Pop Art проводится около 30 различных видов онлайн-курсов. Они рассчитаны на самую разную аудиторию – как по уровню дохода, так и по степени вовлечённости. Некоторые из них длятся всего час и стоят 990 рублей, это арт-интенсивы по различным направлениям в искусстве - готика, барокко, ар-деко. За время занятия слушатель получает основную информацию по выбранной теме.
Экспресс-курсы также предназначены для тех, кто хочет получить максимум информации за короткое время. Помимо часовой видеолекции или пяти-шести видеоуроков по 10 минут клиент получает несколько приложений. К ним относятся «линии времени» (хронологические шпаргалки), скетчи-раскраски, письменные пособия, списки произведений, словарики по выбранному направлению и т.д. Цена таких курсов – от 990 до 1990 рублей.
Ещё один формат курсов – арт-марафоны. Они продолжаются 2-3 недели и состоят из 8 онлайн-занятий, которые идут раз в 2 дня. Помимо самих уроков ученики получают домашние задания. Длительность каждого урока – от 10 до 20 минут. Такие курсы стоят 2000-3000 рублей.
Для тех, кто желает получить более основательные знания, предлагается формат онлайн-школ. Обучение в них проходит на протяжении 3 месяцев. Курс состоит из 12 занятий продолжительностью 1,5-2 часа, которые проходят каждую неделю. В рамках онлайн-школы можно пройти базовый курс по истории искусства, а также курсы по русскому и современному искусству. Их цена – от 15 000 до 40 000 рублей в зависимости от наполнения. У слушателя есть возможность общаться с куратором онлайн-программы и проходить тесты.
«Кураторы помогают нашим ученикам выполнять домашние задания, а затем обсуждают их во время вебинаров. Все ошибки разбирают в индивидуальном порядке в почте», - подчёркивает Анастасия Постригай.
Самый длительный курс продолжается год. Это программа по истории искусств, в которой, по словам Анастасии, собрано всё самое интересное и вдохновляющее из того, что может быть в искусстве. В рамках этой программы проходят 2 лекции в неделю по различным темам, среди которых – архитектура, иконография, арт-бизнес и т.д.
Тем, кто настроен наиболее серьёзно, Op Pop Art даёт возможность получить диплом искусствоведа государственного образца. Для этого нужно пройти три трёхмесячные онлайн-школы и годовой курс. Такая программа называется «Академия Op Pop Art».
«Чтобы выдавать диплом, мы прописали все наши программы, прошли процесс верификации. Это всё было очень долго – можно сказать, мы прошли несколько кругов ада. Но результат нас обрадовал. Академия сильно повысила наш средний чек и порадовала наших учеников: для многих такая возможность была очень важной», - уверяет Анастасия.
Написанием программы каждого курса занимается сама Анастасия Постригай. Помогают ей в этом штатные искусствоведы, которые создают шаблон. Затем основательница школы наполняет его контентом.
Видеоуроки для своих курсов Анастасия записывает на московских студиях. Для этого она использует собственную аппаратуру. Затем урок монтируют, дополняют подписями и титрами, делают инфографику и приложения - этим занимаются нанятые сотрудницы.
После этого директор онлайн-школы заливает курс на видео-хостинги, настраивает его, прописывает стратегию продвижения. От начала работы над курсом до его выпуска проходит в среднем 2-3 месяца.
Основная часть аудитории курсов Школы популярного искусства – женщины в возрасте 25-45 лет. Но слушателей других возрастов также немало. Больше всего клиентов живёт в Москве и Санкт-Петербурге. При этом среди подписчиков довольно много людей со всей России и из-за границы – например, из Украины.
90% курсов ведёт сама Анастасия. «В отзывах люди пишут, что хотят смотреть на меня. Других искусствоведов воспринимают не так хорошо. С одной стороны, мне безумно приятно. С другой – я понимаю, что не могу себя клонировать. Поэтому работа идёт не так эффективно, как могла бы. Мой приоритет – это моя семья, и я не хочу приносить её в жертву своему проекту», - замечает Анастасия.
Негативные отзывы, по словам предпринимательницы, бывают крайне редко. Как правило, они связаны с тем, что у клиента «пропадает» доступ к курсу. Каждая из программ доступна подписчику в течение ограниченного периода времени – от нескольких недель до года. Эти условия прописаны на сайте проекта – но, как выяснилось, читают их далеко не все.
Стоимость занятий и курсов в «Школе популярного искусства Op Pop Art» варьируется от 700 до 280 000 рублей (столько стоит программа двухлетнего обучения). Средний чек составляет 11 900 рублей.
За первые три месяца 2020 года на курсы записывалось по 1100-1300 новых клиентов ежемесячно. При этом основная часть клиентов Op Pop Art – это те, кто уже проходил ту или иную программу школы. «85% тех, кто купил у нас один раз курс, снова совершают покупки. Если человек к нам попал – он почти никогда не уходит от нас, попробовав только один продукт», - подчёркивает Анастасия.
Ещё один вариант дополнительных продаж лояльным клиентам – «музейные» путешествия. Два раза в год Анастасия организует 5-дневные туры в Европу. Во время этих поездок группа посещает известные музеи и картинные галереи, а Анастасия вместе с гидом рассказывает о выставленных там картинах.
Онлайн-школа Op Pop Art демонстрирует довольно высокую рентабельность. Ежемесячная выручка проекта составляет в среднем 5 млн. рублей, а расходы – примерно 1,5-2 млн. рублей в месяц. Основные статьи расходов – производство контента, зарплата персоналу, продвижение. К примеру, в апреле 2020 года на продвижение было заложено 500 000 рублей.
По словам Анастасии, «низких сезонов» у онлайн-школы почти не бывает. Исключения – январь и сентябрь: в эти месяцы продажи ниже, чем обычно. Приятным сюрпризом стал январь 2020 года - в этом месяце стартовала двухгодичная программа Академии Op Pop Art и дала довольно большой приток новых клиентов. В марте 2020 года число подписчиков тоже выросло: компания перевыполнила месячный план продаж на 45%. В некотором роде этому способствовал режим самоизоляции и то, что больше людей стали искать обучающие лекции и курсы только в интернете.
«В моей компании очень важна миссия: нести искусство людям и менять их жизнь с помощью искусства. Поэтому помимо платных курсов и уроков, у меня очень много бесплатного контента. Это посты в Instagram (где у меня уже свыше 600 тысяч подписчиков), ролики в YouTube, мои вебинары, моя книга «Влюбиться в искусство», регулярные прямые эфиры. С их помощью можно изучать историю искусства. Для меня это очень важно», - говорит Анастасия Постригай.
Весной 2019 года Анастасия Постригай поставила себе новую цель: выйти на мировой англоязычный рынок. К реализации этой идеи она приступила спустя полгода – в августе. Основной задачей предпринимательницы было найти партнёра, который бы взял на себя управление международным проектом. Такой партнёр нашелся в США. По стечению обстоятельств, это был человек, который в детстве жил в соседней с Анастасией квартире, но 23 года назад уехал в Силиконовую долину.
«Я не управленец, а основатель бизнеса, носитель философии, контента и формата. Если честно, ненавижу процесс управления, я только привношу в него суету. Управление – это не мой конёк. А то, что я не люблю и не умею, всегда делегирую», - подчёркивает Анастасия.
Вместе с партнёром она зарегистрировала новое юрлицо в США в феврале 2020 года. Сейчас компаньоны заняты поиском инвесторов. Команда из местных сотрудников уже собрана, но полноценному старту работы помешал кризис, связанный с коронавирусом. На англоязычную аудиторию планируется работать по подписочной модели, с ежемесячным списанием у клиента определённой суммы за доступ к курсам.
Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш
Telegram-канал,
страницу в Facebook и
канал на «Яндекс.Дзен».